Политика

Народный депутат Арсений Яценюк: «Когда сестра в Санта-Барбаре показывает своим соседям мои фотографии с Клинтоном и Бушем-младшим, американцы не могут понять, кто это стоит с их президентами»

0:00 — 28 мая 2010 eye 2007

Лидер «Фронта перемен», отпраздновавший 36-й день рождения, заявил в интервью «ФАКТАМ», что обязательно примет участие в следующих президентских выборах в Украине

Бывший спикер украинского парламента, несмотря на неудачный дебют в борьбе за президентский пост, не выглядит расстроенным. Хотя и признается, что первые недели после окончания выборов злился на себя из-за просчетов в избирательной кампании. Тем не менее возраст Арсения Яценюка позволяет ему еще не раз посоревноваться за самую высокую должность в государстве. Ведь на днях лидеру «Фронта перемен» исполнилось

36 лет. Об этом празднике, а также об изменениях в своей жизни после выборов, о семье, родственниках в США народный депутат рассказал «ФАКТАМ».

«Билл Клинтон дал мне такой совет: «Для того чтобы выиграть выборы, предлагай и делай то, что надо людям»

- Арсений Петрович, признайтесь честно, в прошлом году в день своего рождения мечтали о том, что через год, возможно, отпразднуете этот день в качестве главы государства?

- Даже не задумывался. Искренне верил в победу на выборах. Но, как видите, не в этот раз.

- Значит, будет следующая попытка?

- (Убежденно. ) Конечно.

- А каково это — проиграть? Что чувствует человек, упустивший, образно говоря, такой куш?

- Тогда скажу, что я выиграл, а не проиграл. Согласитесь, что получить голосов больше, чем действующий Президент и спикер с их возможностями — это результат. И второе: я прошел испытание на устойчивость, сопротивляемость. Какой тест не пройден? Отвечая на этот вопрос, скажу парадоксальную, на первый взгляд, вещь: одной из причин моего невыигрыша стало то, что я говорил людям правду, которую они не хотели слышать.

- Получается, что ваш избиратель еще не дорос до вас?

- Нет, это не так. Видимо, я объяснял свою позицию неправильно, раз меня не поняли. Но народ на другой не поменяешь. Кстати, это одна из ошибок многих политиков, считающих себя настолько гениальными, что их никто не понимает. Значит, не гениальный, значит, во время следующей кампании надо по-другому себя вести. Я знаком с Биллом Клинтоном, и он мне через моего близкого друга передал такой совет: «Для того чтобы выиграть выборы, необходимо руководствоваться простой, но очень эффективной формулой: «Предлагай и делай то, что надо людям».

- А что нужно людям? Хлеба и зрелищ?

- Да, этому принципу уже несколько тысяч лет… Знаете, почему я не победил? Я был как новый продукт — он, конечно, привлекателен, интересен, его хотелось бы попробовать. Но давай лучше мы купим привычную буханку хлеба.

«Переубедить себя могу только я сам. Все! Это уже проверено»

- Как семья отнеслась к вашей непобеде на выборах? Что сказала супруга?

- Во время выборов Тереза переживала, кажется, больше, чем я. После объявления результатов сказала: «Что ж, пойдем дальше».

- Подбадривала вас?

- Я такой бодрый, что вы себе представить не можете (смеется). Что меня взбадривать? Сели, обсудили. Тереза напомнила: «Я же тебе говорила, что в избирательной кампании нужно было кое-что поменять». Кстати, ей, как и многим, тоже не нравились мои билборды.

- Так вы не прислушиваетесь к советам жены?

- Меня переубедить невозможно! Переубедить себя могу только я сам. Все! Это уже проверено. Чем больше на меня давят, тем больше у меня сопротивляемость. Так что давить бесполезно.

- Что вы сделали сразу после того, как стало известно, что в финал не прошли? Логично было бы предположить, что выспались. Но я знаю, вы любитель активного отдыха: штанга, скоростная езда… Как выпустили пар?

- Мне требовалось выпустить не пар, а злость на самого себя. Она у меня была пару недель. Злость на то, что просчитался в некоторых вопросах. И в этой ситуации я никого не виню — сам вел кампанию, сам принимал решения. А железо я тягаю регулярно — три раза в неделю, очень помогает. Во всех больших городах Украины, в областных центрах, где я бывал, обязательно посещал спортзалы. Час-полтора отзанимался, i воно попускаї.

«Надо быть полным дураком, чтобы платить за билет в бизнес-классе в два с половиной раза больше, чем в эконом-классе»

- Известно, что вы любитель быстрой езды…

- Да, я люблю «полетать» на машине. Скажу вам честно, когда-то на меня даже составили два протокола о превышении скорости. Но почему-то ни один не прислали (хохочет). Это было в 2005 году, когда я в Одессе работал первым заместителем главы администрации. Оттянулся на трассе Киев- Одесса. На ней же меня два раза и «приняли» гаишники. Я тогда, как говорится, «низко летел».

- Ну да — первый заместитель губернатора… И удивляетесь, почему повестки домой не прислали.

- А я им служебное удостоверение не показывал. Но потом, когда стал спикером парламента, принял закон о существенном увеличении штрафов за превышение скорости.

- А сейчас на какой машине отводите душу?

- «Рендж Ровер», очень хорошая машина. Воно ∙де, як дурне! Но теперь я соблюдаю правила дорожного движения. Во-первых, не хочу давать повод для обвинения оппозиции в нарушении чего-либо. А во- вторых, считаю неправильным кичиться своими возможностями. Например, я еще со времен, когда был министром экономики, не летаю чартерными самолетами. Помню, когда работал Председателем Верховной Рады, мы с делегацией летели в Петербург на обычном рейсовом самолете — так хорошо, весело. Более того, я летаю не в бизнес-, а в эконом-классе. Надо быть полным дураком, чтобы платить за билет в бизнес-классе в два с половиной раза больше денег, чем в «эконом». Ведь есть же разница между пятью сотнями долларов и тысячей!

- Арсений Петрович, не могу понять: вы экономный или, простите, прижимистый? Ведь для кого-кого, а для вас 500 долларов это просто мелочь.

- Для меня это очень существенная сумма! Для меня и сто долларов большие деньги. Я не шучу! Думаю, что если у Билла Гейтса спросите об этом, он вам ответит: «Сто долларов — большие деньги». Это стиль жизни, понимаете? Костюмы себе я покупаю исключительно на распродажах. Полетел в Америку и приобрел костюм, который в Киеве продают на 70 процентов дороже. Если тут он стоит тысячу долларов, то в Нью-Йорке в стоковом магазине можно купить за триста.

- И какие бренды предпочитаете?

- С этим у меня проблема. Я же длинный и худой, поэтому обычно беру то, что подходит по размеру. Жена также не ходит по этим сумасшедшим магазинам-бутикам. А вообще, я считаю признаком дурного тона хвастаться какими-то брендами, ценами на них. Тот в «Луи Виттон», тот в «Дольче и Габбана», тот в «Армани». Полагаю, такое поведение — от недостатка ума: если человеку больше нечего показать, он начинает компенсировать отсутствие достижений внешними эффектами.

- Хорошо, тогда какой фирмы на вас сейчас галстук?

- Сейчас посмотрю. «Дюпон».

- Тоже не слабый бренд. Долларов триста стоит?

- Я его купил за пятьсот или восемьсот гривен в Днепропетровске. Приехал на встречу, а у меня не оказалось темного галстука, вот и пришлось покупать. Скорее всего, эти галстуки шьют тоже где-то в Днепропетровске, поэтому и стоят так дешево.

- Арсений Петрович, я смотрю, и часы у вас не ахти. Наверное, поменяли перед нашей встречей?

- Эти часы стоят 500 гривен, и им уже два года. Как-то мне подарили на день рождения очень дорогие часы, я их носил. Потом началась парламентская избирательная кампания. А мне стыдно! Куда я с такими часами? И купил попроще. В этих часах я себя как-то комфортнее чувствую.

Кстати, однажды в Вашингтоне прочитал в газете заметку «Средняя стоимость часов в Белом доме». Знаете, сколько в среднем стоят часы чиновников администрации американского президента? 250 долларов! И это в самой богатой стране мира! У нас же 250 долларов — стоимость самой маленькой застежечки на часах некоторых политиков. В Верховной Раде я вижу людей с часами по паре сотен тысяч долларов.

«Я могу возле галстука ходить минут десять и думать: блин, ну зачем он мне нужен?»

- А как вы, заядлый автолюбитель, сдерживаетесь, чтобы не купить себе «Бентли», «Порш»?

- У многих моих друзей есть такие машины. Я пробовал водить и «Бентли», и «Астон-Мартин», гоночный «Форд», «Ламборджини». Кстати, если кто хочет полюбоваться всеми новинками мирового автомобилестроения, пусть приезжает в Киев. Потому что такого скопления дорогущих автомобилей в одном городе нельзя увидеть ни в одной стране. Разве что в Калифорнии (США), да на курортах Италии или Франции. Впрочем, скорее всего, и там владельцы этих авто украинцы или россияне. А у меня, как я уже говорил, кроме «Рендж Ровера» есть еще джипик «Мерседес ML», на котором Тереза детей возит, и «Шкода».

- Разве вам не хочется собрать шикарный автопарк?

- Вот вы задали мне вопрос: вы жадный или экономный? Отвечу так: купил машину, выехал из автосалона — она уже на 10 процентов дешевле. Через полгода — на 20 процентов. И так далее. Скажите, зачем они нужны?

- Я уже боюсь задавать следующий вопрос… Подарки жене выбираете с таким же подходом?

- Не-ет. Это я только к себе так требовательно отношусь, а что касается жены, родителей, детей — у меня совсем другая философия. Для них мне ничего не жалко. Сам я могу возле какого-нибудь галстука минут десять ходить и думать: блин, ну зачем он мне нужен? Может, обойдусь без этого галстука? У меня же дома есть. И не сочтите это жадностью.

Терезе подарки, конечно, покупаю. Но она больше ценит то, что я зачастую забываю сделать в день ее рождения: просто привезти… цветы. Подарок есть, а цветов — нет. И такое бывает…

- Охотой увлекаетесь?

- У меня большая коллекция оружия, и я очень хорошо стреляю из всех его видов. Мой отец в свое время ра-ботал деканом заочного факультета в Черновицком университете. Там был тир и я, когда еще учился в школе, ходил туда стрелять.

«У сестры Алины, которая живет в США, недавно сын родился, Джеймсик»

- Сестра из Соединенных Штатов приедет поздравить вас с днем рождения?

- Я думаю, Алина через скайп (компьютерная видеосвязь.  — Авт. ) «приедет», и мы пообщаемся. Она уже около 20 лет живет за океаном. В США у меня есть племянница, Ульяна, недавно племянник родился.

- Как его зовут?

- Джонс… Подождите, Джейм-Джонс… Как-то так. Короче — Джеймсик. Кстати, у него три дня назад был день рождения.

- А ваши племянники хоть слово по-украински могут сказать?

- Конечно. Ведь моя сестра осталась громадянкою України. А ее муж Джон — американец. Занимается строительством, недвижимостью. Живут в Санта-Барбаре (тихоокеанское побережье США, штат Калифорния.  — Авт. )

- Часто гостите у них?

- Стараюсь не забывать.

- Так вот где вы набрались этих западных идей!

- (Смеется. ) Да, надо завязывать с поездками в США. Придется чаще навещать родную сестру жены, которая живет в Москве.

- Вот это разновекторность!..

- А тут вообще сложилась комичная ситуация. Я знаком с Биллом Клинтоном, Джорджем Бушем-младшим. Кондолизой Райс, Владимиром Путиным. Так вот, в Санта-Барбару я передаю фотографии с Бушем, Клинтоном, Райс, и моя сестра показывает их своим знакомым. А в Москву отсылаем фотографии с Путиным. Вы знаете, действует. Правда, в Санта-Барбаре никто не может понять, кто это стоит рядом с их президентами (смеется). И сестра с гордостью сообщает: это, дескать, мой брат. Ну в Москве меня, наверное, узнают…

- Арсений Петрович, слышали, что вами уже лечат больных? В интернете появилась информация, что какой-то киевский дедушка исцеляет от болезней и недомоганий фотографиями украинских политиков. С помощью вашего снимка борются с облысением…

- Да, я читал об этом. Взял свою фотографию, развернул лицом к северу, может, вырастет что-то…

- Переживаете из-за этого?

- Что вы! Главное — не суетиться! Это ведь просто умище прет!