Недавно вундеркинд из Звенигородки Черкасской области начал писать свой учебник по истории Украины
Глядя на худенького жизнерадостного мальчугана с озорной улыбкой, не верится, что он вундеркинд, которого все называют ходячей энциклопедией. Виталик, как и все его сверстники, любит бегать с мальчишками на улице и играть дома на компьютере. «Посмотришь на меня — вроде бы нормальный ребенок, — улыбается школьник. — Все сначала так и думают. А как начинают со мной говорить, понимают, что не все у меня так просто…» Действительно, его грамотная, не по годам взрослая речь поражает. Но в этом нет ничего удивительного: Виталик проглатывает по две-три книги за неделю. Читает не сказки и повести, а… справочники и научные энциклопедии.
— Не только читает, но и запоминает, — улыбается мама Виталика Ольга. — Стоит сыну один раз прочитать книгу, как он будет помнить ее наизусть. Причем не месяц, не два, а годами. Это необъяснимо. Вот недавно задали им в школе большое стихотворение. Сказали, что спросят через несколько недель. А Виталик один раз прочитал и запомнил. На следующий день не выдержал и рассказал его учительнице.
— Удивил, — смеется Виталик. — Хотя учителя к моим сюрпризам привыкли. Я постоянно чем-то их шокирую. Школьная программа во втором классе не самая интересная — чтение, математика, родной язык и английский. То ли дело в пятом классе! Там уже есть история.
— Так ты больше любишь историю Украины или все-таки всемирную?
— И ту, и другую! — восклицает Виталик. Заметив, что я смотрю на доверху заставленные книжные полки, школьник начал о них рассказывать. — Здесь у меня в основном история. Вот очень хорошая энциклопедия — от первобытных людей до нашего времени. Мама долго на нее собирала — она стоит аж 130 гривен. География, история, опять история… А вот моя первая книжка — по астрономии.
— У всех детей «Золушка» или «Колобок», а у нас — астрономия, — смеется Ольга. — Мы купили ее, когда Виталику три года исполнилось. Пыталась предлагать ему сказки, а он: «Мама, хочу что-то интересное». А как увидел, что есть книга о звездах и планетах, все… Начал читать, не отходя от прилавка.
Виталик с детства был мальчиком неординарным. Можете себе представить, что до трех лет сын… вообще не разговаривал? Даже слово «мама» не говорил. Что мы только не делали! Часами с ним разговаривали, читали ему книги. Я переживала. Уже думала везти его к специалистам в Черкассы.
Интересно, что Виталик вместо того чтобы, как все дети, смотреть мультики, больше всего интересовался… политической рекламой. Если показывают политиков и говорят о государстве, сына от экрана было не оторвать. Сядет в кресло, скрестит руки на груди и сосредоточенно смотрит на экран. Мы даже прозвали его премьер-министром.
Еще одной страстью Виталика были газеты. Он раскладывал их на полу и целыми днями рассматривал. Даже обедал с газетами. Я не могла понять, что он в этом находит. Была уверена, что Виталик не знает ни одной буквы. А однажды, когда я была на работе, сын принес бабушке программу и заявил: «Завтра будет идти интересное кино. Посмотрим?» Слегка опешив, мама что-то у него уточнила, Виталик ответил. «Ты сам прочитал название фильма?» — поразилась мама. «Да», — пожал он плечами.
Бабушка написала на листочке несколько простых слов и дала внуку. Мальчик тут же их прочитал. Затем написала сложные — Виталик прочитал и их. А потом, чтобы бабушка окончательно убедилась в его умениях, он взял книжку и без запинки прочитал целую сказку.
— Помню, я пришла с работы, а мама говорит: «Ты знаешь, что твой сын… читает»? — вспоминает Ольга. — Мы с Виталиком проболтали целый вечер. Я не могла нарадоваться, что сын наконец начал говорить. Да еще как! Четко, разборчиво, грамотно. Иногда у него в беседе даже проскальзывали фразы из газет. Мы-то думали, что он газеты просто рассматривает. А Виталик их… читал. Выяснилось, что он втихомолку проглотил все детские книги, которые были дома. На следующий день мы с сыном пошли в магазин и купили энциклопедию по астрономии. Я была уверена, что Виталик ее не одолеет. А через неделю сынок подозвал меня: «Хочешь, я расскажу тебе о планетах?» — и выложил все содержание энциклопедии.
— Вот эта книжка, — говорит Виталик, с трудом затаскивая в комнату стопку литературы. — Но это было так, для разминки… Потом мама купила мне книги по истории и географии. Я прочитал их за несколько недель. Хотите, что-то вам расскажу? — не дожидаясь ответа, мальчик открыл книгу по истории на первой попавшейся странице. — Здесь карта. На ней можно рассмотреть завоевания Александра Македонского. Видите, сначала он пошел в Малайзию и Египет, затем убил всю семью персидского царя. Когда же убил и самого царя, ему было легко добраться в столицу. А что у нас здесь? — листает книгу мальчик. — А это карта I века до нашей эры, когда в Древнем Риме началась гражданская война. Вы знаете, почему она началась?
— И почему же? — спрашиваю я, пытаясь вспомнить курс всемирной истории.
— Все началось с триумвирата, — объясняет Виталик. — Помните, Цезарь, Помпей и Красс. Цезарь тогда контролировал западную сторону, Красс — восточную…
— И так каждый день, — улыбается Ольга. — Стоит мне прийти с работы, как сын заводит меня в комнату, усаживает рядом и начинает рассказывать. Знает до мельчайших подробностей все исторические сражения.
— Зачем вы смотрите карту Украины, когда я вам о Риме рассказываю? — удивляется школьник. — На ней завоеваний Цезаря вы не найдете. Но если хотите, могу вам рассказать что-нибудь из истории Украины. Я, например, обожаю говорить об украинских казаках. Но больше всего меня интересует Вторая мировая война. Недавно из одной передачи я узнал много нового о блокаде Ленинграда. Ни в одном учебнике этого нет. Знаете, перед тем как освободили Пушкино, Гатчину и Чудово…
— Ну все, до вечера вы отсюда не уйдете, — смеется Ольга.
— Вы сейчас смотрите карту межвоенного периода, — объясняет мальчик. — Видите, как часто менялись областные центры. Кстати, наша Звенигородка в 1929 году относилась к Киевской области. А вы сами откуда родом? Из Каменец-Подольского? А вы знаете, что до 1941 года Каменец был областным центром? Потом центром области стал Проскуров, сейчас этот город называется Хмельницкий. История Киева — это вообще отдельная тема. Я ее как свои пять пальцев изучил! Жаль, что все достопримечательности видел только на картинках.
— Как, ты не был в Киеве? Это же совсем рядом!
— Знаю! — вздыхает Виталик. — Но все равно дорого. Ведь сколько денег нужно, чтобы на ту же экскурсию сходить… А я хочу все посмотреть: и Софиевский собор, и Золотые ворота. Недавно наш класс ездил на экскурсию в Канев. Но у меня не получилось.
— Я побоялась отпускать его одного, — признается Ольга. — У Виталика часто ацетон повышается. А ехать с ним — для нас слишком дорого. Минимум триста гривен. Не хочется жаловаться, но ситуация у нас действительно не наилучшая. Я воспитываю Виталика одна. В Звенигородке найти работу очень сложно, а уж хорошую и вовсе нереально. Последний год работала за 500 гривен в месяц. Но на прошлой неделе меня уволили по сокращению. В этом доме мы живем с мамой, сестрой и двумя ее детьми.
— Чтобы я не расстраивался из-за Канева, мама пообещала повести меня в звенигородский музей Тараса Шевченко, — говорит Виталик. — Жду не дождусь. Я о Шевченко очень много знаю. Вот даже «Кобзарь» выучил.
— У нас со стихами тоже все в порядке, — говорит Ольга. — Стоит Виталику один раз их прочитать, как он сразу все запоминает. В садике всех сразил наповал. Вместо воспитателей читал детям сказки. В школе способности начали проявляться еще ярче. Хотя сначала сын этого не показывал — хотел быть как остальные дети. А когда о нас написали в местной газете, школьные учителя не поверили: «Ну не может быть, чтобы шестилетний мальчик в совершенстве владел курсами истории Украины, мира и географии!» Учителя истории и географии позвали его на собеседование. А вечером мне позвонила учительница истории: «Я до сих пор не могу прийти в себя. Ваш сын знает… все! Это даже не 11 класс, а как минимум университет».
— Сказали, что на уроках истории и географии мне до окончания школы делать нечего, — смеется Виталик.
— А математику любишь?
— Не очень, — качает головой школьник.
— Но на олимпиады за старшеклассников уже ходишь, — говорит Ольга. — В этом году даже занял призовое место на олимпиаде по математике для третьего класса.
— Так, может, стоит перевести его хотя бы в пятый класс? Сдал бы экзамены экстерном.
— Я не хочу торопить события, — признается молодая мама. — Он и так на два года младше своих одноклассников. А представьте, как он будет себя чувствовать рядом с учениками из старшей школы. К тому же я боюсь его перегружать. Наоборот, постоянно прошу побольше отдыхать. После того как о нас написали в газетах, знакомые начали спрашивать: «Зачем ты мучаешь ребенка?» Все почему-то решили, что это я с детства приучала его к учебникам. Да я, наоборот, не хотела ему их покупать!
— А в роду у вас гениев не было?
— Нет. Разве что мой отец. Не зная нот, он писал музыку. У меня же никогда не было особой тяги к учебе. Только во время беременности потянуло к книгам. Всю домашнюю библиотеку перечитала.
— Я вам больше скажу: в прошлом месяце я начал писать собственную книгу, — весело говорит мальчишка. — Это будет универсальный учебник по истории Украины. Смотрите, — мальчик открывает на компьютере таблицу. — По истории я перечитал массу литературы и пришел к выводу, что в наших книгах есть далеко не все. Об одной эпохе много, о другой слишком мало. Где-то таблицы, где-то сплошной текст. У меня же будет и то и другое. Я уже составил план своего учебника и каждый день выполняю какой-то пункт. Сейчас, например, делаю таблицу князей Киевской Руси.
— Интересно, что сын все это пишет по памяти, — говорит Ольга. — А потом просит меня сверить даты. Сейчас голубая мечта Виталика — принтер. Чтобы было на чем распечатать его книгу. Говорит, что как только закончит учебник по истории Украины, начнет писать книгу по всемирной истории.
— Знания Виталика поражают, — присоединяется к разговору классный руководитель мальчика Светлана Коваль. — Каждый день мы узнаем о нем что-то новое. Недавно выяснилось, что он знает все виды разрушительных вулканов, где и когда произошло извержение. И может даже сказать, на какой странице в каком учебнике он это вычитал. Я сталкиваюсь с таким впервые. Видно, что этого ребенка ждет большое будущее. И знаете, что хорошо: при всей своей феноменальности Виталик очень общительный и ладит с одноклассниками.
— Этот феномен ничем не объяснишь, — прокомментировала «ФАКТАМ» столичный специалист по раннему развитию детей Ольга Званицкая. — Зачастую гениальные дети рождаются у обычных родителей — необязательно, чтобы в роду у малыша были гении. Что ожидает такого ребенка в будущем, неизвестно. Он может стать великим человеком. Но есть и другой вариант — к одиннадцатому классу его гениальность может испариться. Чтобы талант не пропал, надо постоянно его развивать. Важно еще и не перегнуть палку — феноменальные дети, как правило, очень ранимы.
— А политикой ты до сих пор интересуешься? — напоследок спрашиваю у вундеркинда.
— Да, — кивает головой мальчик. — Но я хочу ее изменить. Сделать это можно только с помощью… восстания. Демократия — это хорошо, но не у нас. В нашей стране политики умеют только ссориться и драться. Поэтому пускай лучше решения принимает один человек. Только он должен быть очень мудрым. Когда вырасту, наверное, придется мне создавать монархию…
— Так по профессии ты кем собираешься быть?
— Историком, — уверенно отвечает Виталик. — Я закончу школу в 14 лет — сдам экзамены за 10-й и 11-й классы экстерном. Поступлю в киевский университет, а когда его закончу, можно будет и страной заняться. Заберу с собой в Киев маму и младшего братика. Брату, когда он подрастет, куплю квартиру, а мы с мамой будем жить в большом доме. А когда я создам свою семью и мама станет старенькой, отправлю ее обратно в Звенигородку.
— Спасибо тебе, сынок, — прыснула Ольга.
— Так это же будет дача! — оправдывается Виталик. — Стареньким людям положено жить на даче. Хотя я не против и преподавателем стать. Пошел бы по стопам бабушки. Она у нас учительница в младших классах, а я бы в университете лекции читал. Но если стану монархом, все мои преподавательские планы рухнут… Кстати, вы географию хорошо знаете? — внезапно поменял тему школьник. — Мне тут мама на день рождения интересную карту подарила. К ней даются флажки. К каждой стране надо поставить ее флаг. Давайте сначала это сделаю я, а потом попробуете вы.
Не прошло и трех минут, как все флажки были на своих местах.