Наука и технологии

Километр пробега китайского электромобиля обходится в 10-15 копеек

0:25 — 4 июня 2011 eye 1032

Из Гонконга к нам начали завозить первые машины, работающие на электричестве, стоимостью от 13 тысяч долларов

Во многих странах электромобили уже довольно привычное явление. Но в Украине их эпоха началась всего пару дней назад, когда одна из отечественных компаний презентовала в Киеве завезенные из Гонконга автомобильчики, работающие на электричестве. В Китае они выпускаются уже не первый год, причем в довольно больших объемах. Но в Украину серийные электромобили еще никто никогда не поставлял (первый украинский электромобиль — «Электротаврию» — киевские ученые создали много лет назад, но он так и остался в единственном экземпляре).

«Евы» заряжаются от розетки

*В evA-5 смогут комфортно разместиться пять человек. Но разгоняется машина очень вяло

Называются китайские машины evA-2 и evA-5. Журналисты тут же окрестили их «евами». Под капотами автомобильчиков — моторы мощностью 5 киловатт и 7,5 киловатта. Если переводить на лошадиные силы, получится 7 и 10 «лошадок». На первый взгляд очень мало. Даже по меркам малолитражек. Но нельзя сравнивать бензиновый двигатель и электромотор. Со своими семью «лошадками» «Ева-2» разгоняется не хуже, чем «Таврия» с двигателем объемом 1,3 литра. Правда, весит машинка за счет кузова из стеклопластиковых панелей чуть больше 600 килограммов (из которых 250 килограммов — вес аккумуляторов). А вот пятидверная «Ева-5» с обычным металлическим кузовом ускоряется действительно вяло. Виной всему вес — он почти в два раза больше, чем у младшей «сестрички». Но поставщики обещают, что в будущем на «пятерку» начнут ставить более мощный десятикиловаттный мотор.

Управляются электромобили точно так же, как и обычные. Под ногами — педали газа и тормоза, сбоку — ручка переключения передач ( в «пятерке» стоит «механика», в «двойке» — «автомат»). Нужно лишь привыкнуть к тому, что вместо рычания двигателя при езде слышится слабое гудение, чем-то напоминающее звук, издаваемый троллейбусом. Кроме того, резко маневрировать, особенно на скоростях выше 40-50 километров в час, на электромобилях нежелательно. Спрятанные в багажнике тяжелые аккумуляторы могут стать причиной если не опрокидывания, то потери контроля над машиной.

Заряжают обе машинки от обычной розетки. Для полной подзарядки хватает семи-восьми часов. Грубо говоря, за ночь электромобиль полностью восстанавливает свои силы. При нынешних ценах на электричество для населения стоимость одной подзарядки получается около трех гривен. На таком «запасе топлива» в теплое время года машины могут проехать 80-120 километров. Для сравнения: чтобы преодолеть такое же расстояние, обычной малолитражке понадобится 7-8 литров бензина, что обойдется в 70-80 гривен. Зимой емкость батарей электромобиля заметно снижается, а вместе с ней — и максимальный пробег.

Года через три придется выложить около тысячи долларов за новый комплект батарей

*Длина малыша evA-2 всего три метра. Но все необходимое — кондиционер, стеклоподъемники — в машине есть. Правда, о гидроусилителе руля почему-то забыли

У электромобилей, правда, есть большой минус — батареи рассчитаны производителем на 1200 циклов «зарядка-разрядка». Но это в теории. Реально они проработают в два раза меньше — порядка 600 циклов. Если заряжать электромобиль раз в несколько дней, аккумуляторы проживут около трех лет. Специалисты поясняют, что виной всему неравномерность зарядки батарей. Если эту проблему решить, аккумуляторы будут жить дольше — пять лет. В любом случае стоимость нового комплекта батарей немалая — порядка 7 тысяч гривен (почти тысяча долларов).

Впрочем, если пересчитывать амортизацию аккумуляторов на пройденный километраж, выходит не так и много: около 10 копеек на километр. Даже с учетом затрат на электричество ездить на электромобиле дешевле, чем на обычной машине. К тому же в отличие от бензиновых моторов электродвигатель не требует замены масла, фильтров, ремней. Он более долговечен: не забывайте время от времени чистить контакты — и катайтесь в свое удовольствие.

Все было бы просто замечательно, если бы не заоблачная цена. Двухместная малышка «Ева-2» стоит порядка 13 тысяч долларов. За пятиместную «пятерку» просят почти 20 тысяч. Для сравнения: аналогичный «китаец» с бензиновым мотором обойдется раза в два дешевле. Несложно подсчитать, что владельцу малолитражки понадобится минимум пять-шесть лет, чтобы выкатать бензин на десять тысяч долларов (при ежегодном пробеге 20-25 тысяч километров). Понятно, что это сводит к нулю все преимущества электромобиля.

К слову, правительство Китая, зная об этой проблеме, дотирует покупку электромобилей, возвращая покупателям часть потраченной на приобретение машины сумму. В Украине такого, разумеется, нет. А потому очевидно, что даже при всей экономичности китайских электромобилей покупать их пока не имеет смысла. Сколько продлится это «пока», сказать трудно. Ясно одно: будущее так или иначе за электромобилями. И первый шаг к этому в нашей стране уже сделан. «Бывает, ты еще не доехал до стоянки, а батареи уже разряжены, — рассказывают поставщики «ев». — В таких случаях едешь к ближайшему магазинчику, СТО, автомойке и просишь на десять минут подключиться к их розетке. Как правило, с радостью помогают везде. Кроме заправок. Еще ни разу на АЗС не согласились нам помочь. Видимо, там понимают, что электромобили — это серьезная угроза всему их бизнесу».