Благодаря газете у маленького Остапчика из Львовской области появилась семья
Три года назад «ФАКТЫ» рассказали историю, которая произошла в Камянко-Бугском районе на Львовщине. Объезжая неблагополучные семьи, сотрудники службы по делам детей в одном из сел обнаружили, что во время частых и продолжительных отсутствий матери-одиночки, 22-летней Марии, воспитанием ее двухлетнего сына Остапа занимается… собака.
— Нам приходится постоянно ездить по селам и городам, чтобы обследовать условия проживания детей, — рассказывала «ФАКТАМ» начальник местной службы по делам детей Галина Войткив. — Вот и в тот день отправились в обычный рейд по неблагополучным семьям. По дороге заехали к главе Старояровчевского сельсовета Андрею Андрущенко, а он нам взволнованно рассказывает: «Узнал от односельчан, что в соседнем селе живет мать-одиночка Мария (ее гражданского мужа задавил трактор), которая растит двухлетнего сына Остапа. Мама относится к своим родительским обязанностям просто безобразно, часто оставляет мальчика одного, закрыв в хате, а сама отправляется гулять. Ее может не быть дома и два дня, и больше. Ребенок, по сути, оставлен на… собаку, которая, надо понимать, его и воспитывает. Я недавно был в этом доме, взрослых не застал, на порог на четвереньках выскочил Остап и… облаял меня».
После такого жуткого рассказа мы отправились в село. Вид «хозяйства» этой семьи поразил. Территория не ограждена, все позарастало крапивой и полутораметровым бурьяном. Сама хата старая, напоминающая древние шевченковские домики, крытые еще соломой. В маленьких окнах стекла выбиты и торчат лишь осколки. Все это с трудом прикрывает клеенка. Двери, закрытые на ржавый замок, еле-еле держатся на петлях. Мы подошли, позвали — никто не ответил. Тут услышали, что кто-то скулит в середине помещения. Предположили: «Может, такие звуки подает закрытый в хате мальчик?» Рвем клеенку на разбитом окне и заглядываем вовнутрь, а там мечется привязанная собака. От вида комнаты пришли просто в ужас: вместо нормального деревянного пола — обычная земля, на которой лежит куча грязных тряпок. У стены стоят две старые «казенные» кровати на металлических пружинах, на них разодранные матрасы, из дыр которых торчит вата. В центре — самодельный стол, в углу — разваленная печка. Судя по всему, хозяева, чтобы греться и готовить пищу, разводили костер на земле прямо посредине комнаты. Ни электричества, ни газа, ни воды!
Подошедшая соседка посоветовала искать хозяйку в поселке Новоярович, где та иногда бывала с очередным сожителем. Поехали туда. Картина, которая предстала перед нами, была не лучше той, что мы уже видели: двор завален какими-то железяками, банками, колясками. В хате на полу бутылки, грязная одежда, в коридоре — мусорная свалка. Из-за немытых окон в помещении полумрак. В углу — топчан без постели. Хату обогревает электроплитка со спиралью. Остап ползал по земляному полу и скулил от боли — у него на руке был большой ожог. Видно, дотронулся до раскаленной плиты. Подошли к нему — весь чем-то перемазанный, в соплях, грязные волосы дыбом. На голове — ужас сколько вшей. Мы были просто в шоке от увиденного. Наделали шума: «Как же вы до такого дошли? Собирайте ребенка, забираем его на обследование в больницу!» Мама начала его «собирать». Передает нам дитя в одних… порванных колготках, которые на несколько размеров больше и висят на нем. Сверху — легкая старенькая курточка. Мы возмутились: «На улице холодно, неужели нет ни сапожек, ни ботиночек?» «Нет!» — сунула нам Остапа в руки и ушла…
Малыша отвезли в детское отделение Новояровчевской больницы, где он пробыл две недели. Потом перевели в Камянко-Бугскую центральную районную больницу. Мальчик, к всеобщему удивлению, оказался физически здоровым. А вот психически… У него были все повадки собаки!
Остапа поместили в детский дом «Вишенка» села Жовтанцы на полное государственное обеспечение. Маме мальчика давали шанс исправиться, одуматься, пойти работать. Но чуда не произошло. Она ребенка не навещала.
— Когда в наш детский дом привезли двухлетнего Остапа, он бегал на четвереньках, как собака, не говорил — лаял, если же ему было плохо, то не плакал, а скулил по-собачьи. Да и все движения у него были, как у животного, — рассказывала «ФАКТАМ» директор детдома Лариса Склярская. — После работы с ним наших психологов и преподавателей мальчик понемногу стал «очеловечиваться». Впрочем, старая память иногда срабатывает. Как-то забежала к нам собачка. Остап, увидев ее, страшно обрадовался, встал на четвереньки, обнял животное, и они принялись «целоваться». Мы тогда еле их растащили.
— Все наши дети любят Остапа! — заверяла нас психолог детдома Мария Магир. — Младшие и одногодки играют с ним, старшие носят на руках. Он добрый. Любит, чтобы его обняли, приголубили. Очень тянется к общению. Как увидит воспитательницу, сразу бежит к ней — хочет внимания и ласки. В детдоме у него наконец появились друзья.
Эта грустная история вызвала большой отклик у наших читателей. Люди звонили в редакцию, спрашивали, куда можно прислать маленькому Остапчику детские вещи, игрушки и сладости, интересовались его дальнейшей судьбой.
— За многие годы своей работы впервые столкнулся с таким диким случаем! — констатирует начальник службы по делам детей Львовской областной государственной администрации Владимир Лис. — По подготовленным нами документам женщину лишили родительских прав. Ребенок был крайне запущен. Разговаривать практически не мог, передвигался в основном на четвереньках, боялся взрослых людей. Нашим психологам пришлось основательно поработать, чтобы завоевать его доверие, научить немного общаться. А спустя некоторое время к нам обратилась супружеская пара. «Мы прочитали в «ФАКТАХ» о двухлетнем мальчике, которого воспитала собака. Хотим усыновить его!» Так, благодаря вашей газете, у Остапчика появилась настоящая семья.
Если брать даже маленьких детей из интерната, они в большинстве случаев имеют определенную задержку с психическим развитием. Но, попадая к любящим усыновителям, приобретая семью, стремительно развиваются и, как показывает практика, догоняют своих сверстников за два-три месяца. Вот и наш Остап уже давно прекрасно ходит на ногах, отлично разговаривает, гоняет мяч по двору с друзьями, любит рисовать и лепить из пластилина, неплохо освоил азбуку и начальную математику. Ну кто, глядя на него теперь, поверит, что его воспитывало животное? С начала текущего года в области было усыновлено 20 малышей. В то же время, по нашим данным, в регионе около 700 проблемных семей, в которых воспитывается порядка 1,5 тысячи детей. Так что от повторения истории с Остапом наше общество, к сожалению, не застраховано…