Житель Бердянска, автомобиль которого пострадал от плохого дорожного покрытия, отсудил у коммунальщиков 25 тысяч гривен
Эта проблема знакома всем без исключения автомобилистам — как профессионалам, так и любителям. Но на судебные тяжбы с теми, кому по долгу службы следует заботиться о качестве дорог, мало кто решается. А вот 36-летний житель Бердянска Эдуард Эриксон решил добиться справедливости и вступился «за поруганную честь» своей легковушки.
*Эдуард Эриксон: «Выходит, мы платим налоги, а нормальных дорог как не было, так и нет?..»
— Поломка моей машины «Шкода-Супер В» случилась в сентябре 2009 года, — рассказывает Эдуард Эриксон. — Я ехал по улице Подгорной в сумеречное время. Освещение на улице оставляло желать лучшего. Под колесами глина, песок Увидев перекресток, стал притормаживать. Луж на дороге не было, но яма, в которую попало колесо моей машины, оказалась неожиданно глубокой. Я почувствовал такой удар! Думал мозги вылетят
Когда поднял на домкрат машину, увидел, что вывернулся диск, повредились стойка и амортизатор. Ремонт обошелся в 25 тысяч гривен. Точнее, расходы были гораздо больше, потому что на эвакуаторе машину пришлось везти в одну из мастерских в Запорожье. Почему туда? Да коммунальщики, вызванные на осмотр места происшествия, заявили, что бердянские СТО не сертифицированы, и потому их заключение не будет считаться действительным. В Запорожье сразу стоимость ремонта определили. Естественно, пока я машину ремонтировал, сохранял все чеки, чтобы потом можно было приложить к исковому заявлению.
Решил подать на коммунальное хозяйство в суд. Если бы так поступали многие, думаю, у нас дороги были бы лучше. Рассмотрение дела затянулось — сначала сменился один судья, потом другой. Но в итоге суд постановил, что ответчик в лице Управления коммунального хозяйства должен выплатить водителю 25 тысяч 335 гривен 16 копеек.
— Коммунальные службы признали свою вину?
— Коммунальщиков представлял юрист исполкома. Власти пытались переложить вину на дорожную службу, которая с 2008 года является банкротом.
Мои друзья поначалу иронизировали над тем, что я решил потребовать с коммунальщиков деньги. «Дурак ты, что ли?» — говорили. А сейчас хвалят за настойчивость. Это дело принципа. Главное — я выиграл суд. Ну а получить деньги — это уже вопрос второй. Выходит, налоги мы платим регулярно, а нормальных дорог как не было, так и нет?..
— Сейчас ваша машина на ходу?
— Я ее продал. Мне же ни копейки не насчитали за моральный ущерб, хотя я объяснял, что занимал на ремонт деньги, отдать их не мог, вот и пришлось продать машину. У нас маленький ребенок, я сейчас временно безработный, а машина хоть как-то семью кормила.
— По закону «О дорожном движении» ответственными за содержание дорог являются местные власти в лице коммунальных предприятий, — поясняет юрист Марина Осадчук, представлявшая интересы Эдуарда Эриксона. — Закон предусматривает компенсацию расходов владельцам транспортных средств, если дорожно-транспортные происшествия случились по причинам неудовлетворительного эксплуатационного содержания автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, по решению судебных органов.
Закон также требует от коммунальных служб своевременное выявление препятствий дорожному движению и их устранение, а в случае невозможности — неотложное обозначение дорожными знаками, ограждающими и направляющими средствами. В данном случае никаких дорожных знаков, указывающих на препятствия, установлено не было.
Стоит подчеркнуть: несмотря на то, что наш иск был направлен к местной власти, и то, что в Бердянске сейчас фактически нет предприятия, которое должно отвечать за ремонт дорожного покрытия, суд вынес решение в нашу пользу.
Также юрист подчеркнула, что потерпевшему необходимо сохранить все чеки и квитанции на ремонт и задокументировать в ГАИ сам факт ДТП. В таком случае выезжают специалисты Госавтоинспекции для осмотра автомобиля и места происшествия, оценивают ситуацию, замеряют величину ямы или другого дорожного препятствия. Можно также заручиться свидетельскими показаниями очевидцев.