Парламент собирается до середины июня рассмотреть новый вариант законопроекта, меняющего пенсионную систему страны
Лучшее враг хорошего. Похоже, всю глубину этого изречения народным депутатам предстоит осознать уже очень скоро — во время рассмотрения новой версии законопроекта о пенсионной реформе, которую Кабинет министров отправил в парламент вместо предыдущей. По крайней мере спикер Верховной Рады Владимир Литвин оптимистично заявил, что этот документ может быть рассмотрен до середины июня.
Следует отметить, что правительство учло ряд замечаний к прежнему варианту пенсионной реформы, однако, как гласит вывод Главного научно-экспертного управления Верховной Рады: «Проект закона нуждается в существенной доработке». Мы постараемся рассказать о том, что именно изменилось в ходе усовершенствования документа.
В целом стоит отметить, что сама суть законопроекта «О мерах относительно законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы» практически не изменилась: пенсионная реформа по-прежнему предусматривает увеличение пенсионного возраста и необходимого стажа. Однако законодатели попытались решить некоторые острые проблемы нынешней пенсионной системы. Например, такие как высокие депутатские пенсии.
Напомним, что прошлый вариант пенсионной реформы вводил ограничения для всех спецпенсий. Но это касалось только тех выплат, которые будут назначаться после вступления закона в силу. Получалось, что депутаты, которые успеют выйти на заслуженный отдых до принятия закона, будут получать от 15 тысяч гривен и выше, а те, кто выйдет после, — 8-10 тысяч гривен. Поэтому в новой редакции законопроекта предусмотрено ограничение десятью прожиточными минимумами (с 1 апреля это 7 тысяч 460 гривен) всех пенсий. В том числе тех, которые выплачиваются сейчас.
Впрочем, парламентские эксперты уже отметили, что требование ограничить существующие пенсии противоречит Конституции. Более того, в 2005 году Конституционный суд еще раз подтвердил запрет на сужение нынешних прав и свобод граждан (кстати, в ответ на иск народных избранников, которым тогда правительство попыталось ограничить пенсии). Поэтому данная статья реформы, по мнению экспертов, бесперспективна.
Очень жаль. Ведь во время общественных слушаний именно несправедливость в размерах пенсий и отказ сократить выплаты народным депутатам вызвала наибольшее количество нареканий.
Кстати, сумма ограничения составит десять прожиточных минимумов для всех без исключения пенсий. Дело в том, что сейчас большинство пенсий (трудовые, научных работников, госслужащих, журналистов и так далее) ограничиваются
12 прожиточными минимумами для нетрудоспособных, что составляет
9 тысяч 168 гривен. Если реформу примут, размер этих выплат также может уменьшиться до десяти прожиточных минимумов, то есть до 7 тысяч 460 гривен.
Появилось дополнительное ограничение для народных депутатов: выплаты им предлагают начислять, как и простым смертным, исходя из той зарплаты, из которой уже вычтены страховые взносы. Напомним, что в нашей стране взносы на социальное страхование уплачиваются из заработка в пределах 15 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (то есть 15 минимальных зарплат). С
1 апреля это 14 тысяч 400 гривен. Все, что выше этой суммы, социальным взносом не облагается и при назначении пенсии не учитывается. Проще говоря, обычным людям пенсию начисляют из зарплаты в размере не более 15 прожиточных минимумов. Для депутатов такого ограничения пока не существует.
Ну и конечно, нужно отметить, что если сейчас спецпенсии могут составлять от 80 до 90 процентов зарплаты, то в новой редакции они равняются только 80 процентам зарплаты.
В то же время осталась в силе идея выплаты некоторым бюджетникам (педагогам, врачам, спортсменам, артистам, работникам социальной сферы) при выходе на пенсию одноразовой денежной помощи в размере десяти назначенных месячных пенсий.
В новой редакции законопроекта остался пункт, ограничивающий выплату пенсий работающим пенсионерам. Но не всем: ограничения касаются специальных и досрочных пенсий. Так, если человеку досрочно назначили пенсию, а он вышел на работу, то выплату ему временно прекратят.
Что же касается работающих спецпенсионеров (госслужащих, депутатов, судей, прокуроров, научных работников), они будут получать пенсию. Но только обычную. Право же на спецпенсию приобретут только после увольнения.
Для обычных работающих пенсионеров пока ничего менять не планируют.
Несколько изменился самый проблемный пункт реформы — о повышении пенсионного возраста. Начнем с хорошей новости: мужчинам пенсионный возраст по-прежнему решили не увеличивать. Он остался на уровне 60 лет. Исключение, как и раньше, сделано для тех мужчин, которые рассчитывают на специальную пенсию — госслужащего, народного депутата, судьи или же на так называемую научную пенсию. Им планируется отсрочить дату получения спецпенсии на два года. Но теперь увеличивать пенсионный возраст с 60 до 62 лет правительство предлагает постепенно — с 2013 до 2018 года. А в промежутке между общепринятым пенсионным возрастом 60 лет и оговоренными 62 годами спецпенсионеры будут получать обычную страховую пенсию.
Так же постепенно — на протяжении десяти лет — увеличится выслуга лет для военнослужащих, с 20 до 25 лет. Таким образом, к 2020 году право на спецпенсию будут иметь военнослужащие с 25-летней выслугой.
И теперь об обычных пенсиях. Как мы уже сказали, мужчины получают право на заслуженный отдых в 60 лет. Как и сейчас. А вот что касается женщин, то им по-прежнему пенсионный возраст предлагают постепенно увеличить с 55 до 60 лет, ежегодно делая отсрочку на полгода.
В законе предусмотрена выплата надбавок людям, которые добровольно решат уйти на пенсию позже:
Женщинам, родившимся с 1 сентября 1956 года по 31 декабря 1961 года (то есть тем, кто почувствует на себе все тяготы переходного периода), выплачивается надбавка в размере 2,5 процента за каждые шесть месяцев более позднего выхода на пенсию — с 55-ти до 60 лет. К тому же реформа обогатилась новым нюансом: на время переходного периода (до 1 января 2015 года) женщинам оставили возможность выходить на пенсию в 55 лет. Но только при наличии трудового стажа не менее 30 лет и при условии увольнения с работы. Но самое главное — при этом размер пенсии уменьшается на 0,5 процента за каждый полный или неполный месяц досрочного выхода на заслуженный отдых.
Пока непонятно, будут ли по новым правилам начислять пенсии после вступления реформы в силу или же нас снова ждет перерасчет всех назначенных выплат. Ведь депутатам предлагают пересчитать уже действующие пенсии, так почему делать исключение для всех остальных?
Страховой стаж по-прежнему планируется увеличить. Во-первых, в новой редакции осталось положение о том, что минимальный стаж вырастет с 5 до 15 лет. Этого хотели многие, поскольку сейчас люди, проработавшие 6 лет и 46 лет, одинаково имеют право на страховую пенсию и получают все гарантии от государства. Теперь же граждане, у которых стаж составляет менее 15 лет, будут получать не пенсию, а государственную помощь людям, не имеющим права на пенсию.
Во-вторых, без изменений остались намерения правительства увеличить на десять лет стаж, дающий право на пенсию. Вернее, на минимальную пенсию. Для женщин он, предположительно, увеличится с 20 до 30 лет, для мужчин — с 25 до 35 лет. В этом пункте, помимо очевидных недостатков, есть еще и такой подводный камень, как уменьшение надбавки за стаж. Сейчас люди за каждый год сверх необходимого стажа получают надбавку в размере максимум 1 процента минимальной пенсии. То есть мужчина с 40-летним стажем получает 15-процент-ную надбавку. Надбавка за «лишний» стаж сохранится. Но поскольку необходимый стаж увеличен, то у человека будет уже не 15, а всего лишь пять лет дополнительного стажа. И соответствующая надбавка — 5 процентов.
Вторая часть пенсионной реформы предусматривает введение накопительного уровня пенсионной системы, когда человек часть взносов откладывает на личный счет. Эти деньги приумножаются управляющими компаниями, и гражданин, выйдя на заслуженный отдых, будет получать к пенсии из солидарной системы доплату с личного накопительного счета.
Размер страхового взноса на накопительное пенсионное страхование сначала составит 2 процента зарплаты. Каждый год он будет увеличиваться на один процент и постепенно поднимется до 7 процентов. При этом накопительный уровень будет доступен только тем, кому на момент его внедрения не исполнится 35 лет. Увы, точной даты проведения пенсионной реформы и тем более внедрения накопительного уровня пока не знает никто. Возможно, это прояснится после парламентских слушаний нового варианта законопроекта.
Напомним, что предыдущий вариант пенсионной реформы предусматривал, что для назначения пенсии нужны будут сведения о зарплате только после 1 июля 2000 года, внесенные в систему персонифицированного учета взносов. И это было правильно, поскольку сейчас людям необходимо подать в Пенсионный фонд информацию о заработке за два периода: за любые 60 месяцев подряд до 1 июля 2000 года плюс за весь страховой стаж после 1 июля 2000 года. И если со страховым стажем с 1 июля 2000-го проблем не было (все данные хранятся в базе Пенсионного фонда), то раздобыть справки о зарплате до этого периода было весьма проблематично. Во время распада СССР многие предприятия исчезли. Немало фирм поглотили гиперинфляция 90-х и кризис 1998 года. Понятно, что архивы не сохранились (несмотря на строгое предписание законодательства сберегать их 70 лет), и люди были вынуждены разыскивать документы, доказывать, объясняться…
Именно поэтому в проекте содержалась норма о том, что для назначения пенсии предоставляются сведения о зарплате с 1 июля 2000 года, накопленные в персонифицированной системе учета взносов. Это все упрощает: предприятия, выплачивающие людям легальную зарплату, передают сведения о взносах в Пенсионный фонд автоматически. Каждый работающий человек имеет личное электронное дело, где хранятся данные обо всех его взносах и зарплатах. Поэтому порядок предоставления документов для получения пенсии будет максимально облегчен.
Однако в ходе обсуждения реформы возник вопрос: а что делать тем, у кого из-за неразберих с законодательством нет сведений в персонифицированном учете? Например, частным предпринимателям, которые отчисляют из единого налога взнос на пенсионное страхование, но настолько мизерный, что у них по итогам подсчетов вместо 10-12 лет стажа оказывается три-четыре года. Именно для таких людей в новой версии пенсионной реформы была сделана оговорка: временно, до 1 января 2016 года, в случае, если страховой стаж после 1 июля 2000 года окажется меньше
60 месяцев, по желанию пенсионера будет учтен и его доход за любые 60 календарных месяцев до 1 июля 2000-го.
Еще один нюанс: сейчас все заработки для начисления пенсий «осовремениваются»: коэффициент зарплаты человека умножают на среднюю зарплату за год, предшествовавший обращению за пенсией. Таким образом, у людей с одинаковым стажем и заработком, выходивших на пенсию в разные годы, пенсии отличались. И поскольку средняя зарплата в стране постоянно повышается, то в выигрыше были те, кто уходил на пенсию позже. Так вот, и старая, и новая редакции пенсионной реформы предусматривают, что при назначении пенсии коэффициент стажа будет умножаться на среднюю зарплату не за один год, а за три. Тогда перепады «разногодовых» пенсий станут не такими значительными.