Житейские истории

«Когда вносили в кассу «Элита-Центра» 67 тысяч долларов, не знали, что подписываем себе приговор»

18:54 — 9 июня 2011 eye 1373

Герои «ФАКТОВ» Наталья и Юрий Криницкие и их трое маленьких детей, ставшие жертвами аферы «Элита-Центра», лишь через пять лет получили от столичных властей жилье

Судьба более тысячи вкладчиков, потерявших свои квартиры в афере «Элита-Центра», казалась безнадежной. Многие из них признавались, что не верят обязательствам властей выделить взамен обещанного жилья хоть какие-то квартиры. И вот через пять лет после грандиозной аферы первые вкладчики, признанные самыми нуждающимися, получили ключи от квартиры в 23-этажном доме по проспекту Правды, 5б. В число первых новоселов вошли и герои «ФАКТОВ» Наталья и Юрий Криницкие, за судьбой которых мы следили на протяжении пяти лет.

«Чтобы прокормить семью, Юра с тренерской должности ушел в мясники» 

 — История наших злоключений началась, когда я решил продать свою однокомнатную квартиру на Лесном массиве столицы и купить новое жилье, — рассказывает 49-летний Юрий Криницкий. — Продал ее за 15 тысяч долларов и вложил деньги в строящееся жилье «Киевгорстроя». В том доме оставались только трехкомнатные квартиры, однокомнатных не было. Пришлось брать трехкомнатную. Я занял 17 тысяч долларов у банка и вложил их в жилье.

Как я потом об этом пожалел! Кредит мы не потянули, хотя и пустили в две комнаты квартирантов. Они жили с нами в одной квартире. В третьей комнатке ютились мы с женой, дочкой и старшей дочерью от моего первого брака. Квартиру пришлось продать и отдать долги банку. На оставшуюся сумму решили купить более скромное жилье. Цены к тому времени поднялись, и после всех операций у нас на руках осталась 61 тысяча долларов.

 — Я ждала второго ребенка, свободного времени было много, поэтому сама занялась поиском квартиры, освободив мужа от этих хлопот, — рассказывает 29-летняя Наташа Криницкая. — Юра, тренер по восточным единоборствам, работал на двух работах, очень уставал. Из всех вариантов самым привлекательным мне показался проект «Элита-Центра». В доме по улице Отто Шмидта уже было построено четыре этажа. А цена 3025 гривен за квадратный метр показалась фантастической. Мы выбрали двухкомнатную квартиру метражом 106 метров за 67 тысяч долларов. Но, пока занимали недостающие шесть тысяч долларов, квартира уплыла.

Казалось, это знак. Остановитесь! Как вдруг я случайно наткнулась на объявление какого-то брокера о продаже квартиры в доме «Элита-Центра». В августе 2005 года мы оформили договор долевого участия в строительстве, заплатили две тысячи долларов комиссионных брокеру, а 67 тысяч (вся стоимость квартиры) внесли в кассу «Элита-Центра», не зная, что подписали себе приговор.

Вздохнули с облегчением, сняли квартиру и стали ждать. В январе 2006 года я родила вторую дочку, Алину. А через десять дней в новостях сообщили: счета «Элита-Центра» арестованы. Хозяева фирмы бежали с деньгами вкладчиков.

 — Когда я пришел с работы домой и услышал страшную новость, тихо сполз по стенке, понимая, что всему конец, — говорит Юрий. — Как вынес это, даже не знаю. Некоторые не выдерживали: один из вкладчиков скончался от разрыва сердца, второй — попал в психиатрическую клинику, еще один пережил инсульт…

 — Распадались семьи, — рассказывает Наташа. — Женщины делали аборты. Мужчины уходили к прежним женам, у которых было жилье. Жены бросали мужей.

А мы с Юрой, как могли, старались прокормить семью и оплатить аренду жилья. Ютились в однокомнатной хрущевке. Юра ушел с тренерской должности в мясники: полгода рубил мерзлые туши. Потом у него стали отказывать руки, и он опять стал тренировать детей. За гроши. Мы голодали. Ходили в обносках. И если бы не «ФАКТЫ», наверное, просто опустили бы руки. (Четыре года назад под Новый год «ФАКТЫ» написали о бедственном положении семьи и мечте старшей дочки Криницких Сони о новогодних подарках. На публикацию откликнулись десятки наших читателей, и девочку буквально завалили игрушками и фруктами. — Авт.). Но после того как нас поддержало столько людей, появились силы, чтобы идти дальше. Мы воспряли духом! Были на таком подъеме, что… родили третьего ребенка.

 — Вот это воспряли! Как же вы решились?!

 — Димка получился случайно. По религиозным соображениям я не стала делать аборт. Да и Юра сказал, что жизнь, посланную небом, мы не вправе прерывать. О своей неожиданной беременности я сообщила на форуме обманутых вкладчиков и узнала, что еще одна женщина ждет ребенка. Но вместо поздравлений люди набросились на нас с упреками, обвинив… в хитрости и коварстве. Дескать, мы с той мамашей забеременели намеренно, чтобы первыми получить квартиры от городских властей.

 — Не представляю, где вы планировали поместиться впятером в вашей пятнадцатиметровой съемной комнатушке?

 — С появлением сына ложились спать так: я с малышом и двухлетней Алинкой на диване внизу, а папа с Соней наверху, на широком подиуме, установленном на шкафу. В комнате был занят каждый сантиметр. На кухне ели по очереди. Но, когда «ФАКТЫ» написали о рождении в нашей семье третьего ребенка, случилось невероятное. Нам позвонила женщина и, представившись народным депутатом, предложила ключи от… квартиры своей мамы.

«Благодарим читателей «ФАКТОВ», которые помогли нам пережить эти тяжелые времена»

 — Она сказала, что мы можем занимать квартиру до тех пор, пока не решится жилищный вопрос, — продолжает рассказ Наталья. — Мы переехали в трехкомнатную квартиру Юлианы (имя народного депутата по ее просьбе изменено. — Авт.) Там было все, необходимое для жизни: удобная мебель, бытовая техника. Юлиана вела себя крайне деликатно, предоставила своего юриста, к которому мы могли обращаться по любым вопросам. А ведь она имела возможность сдать это жилье квартирантам и заработать! Тем более что у нее самой трое детей…

Только в квартире Юлианы мы смогли вздохнуть спокойно. В трех комнатах детям было просторно. Не надо было платить за аренду. Тем не менее нам приходилось нелегко. Юру сократили, и он опять устроился в школу тренировать детей. Подрабатывал ночью охранником. Я пошла работать в пиццерию администратором. За время, пока мы ожидали жилье, окончила Киевский университет туризма, экономики и права, а затем курсы английского языка, чтобы иметь больше возможностей для карьеры. Старалась держать себя в форме, занималась спортом. Понимала, что впереди неизвестность и я должна быть здорова, чтобы поднять детей.

В этой квартире мы прожили два с половиной года. Все это время напряжение не спадало. Построят дом — не построят? Дадут квартиры пострадавшим вкладчикам — не дадут? Но мы не сдавались и продолжали напоминать властям о нашей проблеме. Пять лет после краха «Элита-Центра», прошли в бесконечных баталиях и пикетах. И вот 24 мая представители городских властей нам и еще 30 вкладчикам торжественно вручили ключи от квартир в доме по проспекту Правды, 5б.

Мы тут же побежали смотреть квартиру. Четвертый этаж, площадь 93 квадрата, два санузла, кухня 14 метров. Детская площадью 18 квадратов. Мы смотрели и не верили, что наши беды уже позади. Даже номер квартиры 13 показался… счастливым!

 — Ремонт в квартире сделан?

 — Нет. Есть только входная железная дверь, окна и стены, поклеенные простенькими обоями. Остальное — голый бетон. Ни сантехники, ни бытовых приборов, ни розеток. Хотим где-то занять две тысячи долларов, чтобы начать ремонт. Будем делать по одной комнате. Кое-какая мебель у нас есть: диван, детская двойная кровать. Как-то разместимся. Нам с мужем, пока купим кровать, придется поспать на матрацах на полу. Но мы потерпим. Больше терпели.

 — Соня, ты довольна новой квартирой? — спрашиваю у старшей дочери Криницких.

 — Очень! Я рада, что у меня будет своя комната. Хочу туда плазменный телик и что-то особенное, но еще не знаю что. Хочу кресло, которого у меня нет. Кровать… Еще я придумала дизайн обоев: разложила ножнички и резиночки, обвела их карандашом. Получилось очень красиво!

 — Юра, помню в интервью «ФАКТАМ» вы говорили: «Если нам дадут квартиру, возьмем ребенка из детдома».

 — Я бы рад! Но, как ни горько в этом признаваться, еле-еле своих сейчас тяну. У меня была ночная работа, и ту потерял. Мужчине сейчас гораздо тяжелее, чем женщине, заработать деньги. Нас нельзя назвать кормильцами в семье, для мужчин в Украине мало работы с хорошей зарплатой. Две — две с половиной тысячи гривен — максимум, который имеют мои друзья. Это те, у кого нет своего бизнеса. Конечно, я хотел бы взять еще одного ребенка в семью. Как только найду хорошую работу, может, и сделаю это… А пока. Главная мысль о переезде.

 — И я, и читатели «ФАКТОВ» вас поздравляют.

 — И читателям, и журналистам спасибо, что помогли пережить нам тяжелые времена. Спасибо народному депутату Юлиане, которая, прочитав статью в «ФАКТАХ», предоставила нам свое жилье.

Когда впервые увидел новую квартиру, поднял глаза к небу и сказал: «Господи, как я счастлив! Хорошо, что все утряслось и у моих детей теперь есть крыша над головой!»