Шестнадцатилетний подросток из Луганска похитил десятиклассника и, укрывшись с ним на даче своих родителей, потребовал у матери заложника выкуп
В тот злополучный вечер Людмила Ивановна (имена участников событий изменены) не находила себе места: материнское сердце предчувствовало неладное. Когда 16-летний сын Дима собрался погулять с друзьями, Людмила Ивановна не хотела выпускать его из дому. «Я уже взрослый, мама! Что со мной может случиться?» — убеждал Дима. И пообещал, что вернется к восьми часам вечера. Женщина согласилась.
Однако в обещанное время сын не появился. Его телефон почему-то был отключен. В половине одиннадцатого на мобильный Людмилы Ивановны позвонили с неизвестного номера. «Это мать Димы?» — спросил мужской голос. «Да, я! — выкрикнула в трубку женщина. — Где Дима? Что с ним?» «Слушай внимательно, — спокойно продолжал звонивший. — У тебя есть два дня, чтобы собрать 150 тысяч гривен. Или я пришлю тебе сына по запчастям». И отключил телефон.
— Накануне мне приснился вещий сон, — вздыхает 48-летняя Людмила Ивановна. — Во сне я услышала раскаты грома, страшный грохот. Проснувшись, вышла на улицу: была тихая звездная ночь. Заглянула в сонник и прочитала, что такой сон означает приближающуюся беду. Я до утра не сомкнула глаз, думала, с какой стороны ждать несчастье. Боялась, чтобы здоровье мамы не ухудшилось. Ей 73 года, давление постоянно скачет.
А за Диму была спокойна. Он — золотой ребенок. Домашний, послушный, добрый, честный, даже чересчур. Как-то принес плохую отметку по алгебре. Спрашиваю: «Сынок, ты что, урок не выучил?» «Да, — признался, — и как раз по этой теме мы писали самостоятельную. Все списали, а я не стал. Это было бы нечестно».
Я воспитываю сына одна. Учу никогда не врать, не обижать других, сторониться дурных компаний. Он таким и вырос. Может, в этом моя ошибка? Или сыну просто не хватает мужского воспитания. Если бы Дима умел дать отпор, не попал бы в такую страшную историю…
Когда позвонил похититель, меня словно чем-то тяжелым по голове ударили. Я ничего не соображала, руки и ноги дрожали. Автоматически набрала номер милиции и сообщила о звонке. Милиционеры приехали сразу, задавали вопросы, я отвечала, словно в бреду. Не верилось, что это все происходит со мной наяву. У моей мамы на нервной почве подскочило давление, пришлось вызвать «скорую помощь». Всю ночь я пила валерьянку и пустырник: опустошила две упаковки.
* «Мама пропавшего мальчика обратилась к нам поздно вечером, — рассказывает начальник криминальной милиции Артемовского райотдела милиции Луганска Сергей Паращенко. — Это было чрезвычайное событие, поэтому сразу же весь личный состав подключился к поискам»
— На ноги был поднят весь личный состав райотдела, — говорит начальник криминальной милиции Артемовского райотдела милиции Луганска Сергей Паращенко. — К матери пропавшего мальчика приехали оперативники и кинолог с собакой. Со слов матери мы записали имена ребят, с которыми общался Дима Дяченко. Наши оперативники бросились обходить дома друзей и одноклассников мальчика. Несмотря на позднее время, родители детей прониклись ситуацией и всячески нам помогали. Сосед и одноклассник Димы рассказал, что на днях ему дважды звонил известный в округе хулиган Сергей Остяков. Просил позвать к телефону Диму. Соседского парнишку удивило, почему Остяков не позвонил на домашний номер Дяченко, а пытался выйти на него окольными путями. Остяков звонил и в тот вечер, когда исчез Дима.
Сотрудники Артемовского райотдела милиции быстро установили адрес Сергея Остякова. Оказалось, что отец подростка имел судимость за кражу. Родители Сергея визиту правоохранителей не удивились. Мать сообщила, что неделю назад сын ушел из дома. Когда оперативники стали обзванивать других родственников Остякова, надеясь поскорее разыскать подростка, мать вспомнила, где может находиться ее сын. «У нас исчезли ключи от дачи, — сказала женщина. — Скорее всего, он там».
— Мы приехали на дачу Остяковых и постучали, — продолжает Сергей Паращенко. — Дверь открыл Сергей. Он выглядел растерянным: явно не ждал увидеть на пороге милиционеров. В соседней комнате на кровати сидел Дмитрий Дяченко. Подросток был бледным и напуганным. Похитителя и заложника мы забрали в райотдел для выяснения всех обстоятельств этой истории.
— В шесть часов утра мне позвонили из милиции и сообщили, что нашли сына, — говорит Людмила Ивановна. — И тут я впервые за эту жуткую ночь расплакалась: слезы катились градом. Вы не представляете, какое счастье я переживала в ту минуту! Когда приехала в райотдел милиции, меня встретил сотрудник и сказал, что пока я не смогу увидеть Диму. Отрабатываются разные версии, и, возможно, мой сын был в сговоре с похитителем. Конечно, я в это не верила. Но сердце сжалось: а вдруг?
Потом этот же милиционер вышел ко мне, извинился: «Я был не прав. Ваш сын ни в чем не виноват». Я снова заплакала, и снова от счастья. Наконец-то Дима вышел из кабинета следователя. Чуть не задушила его в объятиях!
— Мы спросили Остякова, зачем он заварил такую кашу, — продолжает Сергей Паращенко. — «Деньги были нужны», — просто ответил он. — «И ты надеялся, что за два дня мать соберет такую сумму? И почему 150 тысяч, а не, например, 200 тысяч гривен?» — «Сумму я назвал «от фонаря», — объяснил Остяков. — Но с запасом. Может, все деньги она и не собрала бы. Зато 50 тысяч гривен — это было реально».
В ходе расследования похищения Димы Дяченко выяснилось, что преступлению предшествовала загадочная история с пропажей мобильного телефона.
— Это началось в конце мая, когда у Димы пропал мобильный, — проясняет ситуацию Людмила Ивановна. — Сын сказал, что потерял его, и я поверила. Он ведь никогда мне не врал! Через несколько дней Дима попросил у меня 80 гривен. Объяснил: мол, телефон нашли ребята из соседней школы и требуют за него вознаграждение. Я еще удивилась: «Как это, требуют? Нормальные дети так не поступают». Пожурила сына, что он пошел на поводу у старшеклассников-вымогателей, но деньги дала. Новый телефон ведь стоит намного дороже. Однако в тот день сын вернулся без телефона и без денег. Объяснил, что ребята отказались вернуть ему мобильный. После этого я пошла с Димой в милицию и написала заявление о краже телефона.
…На самом деле Дима Дяченко не терял мобильный. Его силой отнял Сергей Остяков. Окончив девять классов, Остяков не захотел продолжать обучение. Он слонялся без дела по городу, рассказывал, что состоит в банде, ребята его побаивались. Однажды Остяков подошел к Диме, когда тот возвращался из школы. Попросил телефон: якобы хотел послушать музыку. Дима хорошо знал Остякова. Они учились в параллельных классах, поэтому доверчиво протянул ему телефонный аппарат.
Сергей покрутил в руках мобильный, а потом с улыбкой положил его в карман: «Теперь он мой». Дима подумал, что это неудачная шутка, и попросил Остякова вернуть ему мобильный: «Мне его мама подарила на день рождения». В ответ тот прошипел: «Заткнись, придурок. И не вздумай никому сказать, что телефон у меня». Затем развернулся и, что-то насвистывая, направился к зданию школы. Как объяснил потом Дима, он думал, что Сергей просто пошутил и вскоре вернет ему аппарат.
Остяков объявился через несколько дней. Он позвонил на домашний телефон одноклассника Димы, проживающего по соседству, и велел тому «позвать Дяченко к телефону». Когда Дима взял трубку, Остяков сказал: «Если хочешь забрать мобилу, приходи вечером на стадион. Только принеси 80 гривен». Но при встрече Сергей не отдал Диме телефон, а деньги забрал. Дима постыдился рассказать матери правду. Промолчал и тогда, когда сотрудники милиции расспрашивали его о «неизвестных вымогателях».
Молчание парнишки обернулось бедой. На следующий день Остяков снова позвонил на соседский телефон и спросил Диму: «Твоя мать в милицию ходила?» «Ходила», — робко ответил Дима. Сергей рассвирепел: «Да верну я тебе твой телефон! Приходи в семь часов вечера к церкви, разберемся». Дима отпросился у мамы и побежал на встречу.
— Сергей сказал: «Иди за мной и ни о чем не спрашивай», — рассказывал Дима правоохранителям. — Я пошел, думал, он действительно хочет вернуть мне мобильный. По пути Сергей стал расспрашивать, где работает моя мама? Какая у нее зарплата? Общаюсь ли я с отцом, сколько денег он мне дает? Я еще подумал: а зачем ему нужно это знать? Когда мы зашли в лес, Сергей вдруг схватил меня за горло и повалил на землю. «Быстро называй номер мобильного матери», — потребовал Остяков. Я назвал. Сергей взял мобильный, набрал номер и сказал, чтобы мама собрала 150 тысяч гривен, иначе он будет присылать ей мои отрезанные пальцы. После этого он вытащил из телефона sim-карту и выбросил ее.
Вот тогда я испугался по-настоящему. Никогда не думал, что со мной может случиться такая история. Прямо, как в кино. Сергей взял меня за воротник тенниски и потащил за собой. Потом ему надоело тянуть меня, он спросил: «Ты не будешь убегать?» Я сказал, что не буду, и он отпустил меня.
*На этой даче в черте города 16-летний Сергей целую ночь держал в заложниках своего знакомого парня
— Почему ты не пытался убежать? — спросили Диму сотрудники милиции.
— Я боялся Сергея: он крупнее меня и, я слышал от ребят, хорошо дерется. К тому же было темно, я не знал местности. Мы шли по лесу, а потом вдоль кладбища (Остяков специально вел заложника безлюдными местами. Они преодолели пешком более 10 километров. — Авт.). Вокруг — ни души. Потом мы пришли к дачному поселку. Сергей открыл ворота, затолкал меня в дом. Он вел себя как хозяин жилища. Пожарил яичницу, заварил чай. Сел за стол и предложил мне поесть, но я отказался. От страха кушать совсем не хотелось. Я спросил Сергея: «Зачем ты позвонил моей маме? У нас же нет таких денег!» Он ответил: «Извини, брат, что пришлось напрячь твою мать. Такова жизнь. Если мать тебя любит, то деньги найдет». Затем Сергей выключил свет, лег на диван и уснул. А я не мог заснуть. Лежал и думал, чем все это закончится.
Пообщавшись с соседями похитителя, оперативники узнали, что 16-летнего Остякова побаивались не только школьники, но и взрослые мужчины. Охранник супермаркета, куда часто заходил Сергей, так охарактеризовал парня: «Этот может и убить. По глазам видно».
— Сергея я видела только один раз — на очной ставке, — говорит Людмила Ивановна. — Мы встретились взглядами, он смотрел на меня пристально, злобно. Только прочувствовав на себе этот взгляд, я поняла, почему Дима шел за Остяковым, как кролик за удавом.
Сотрудники милиции выяснили, что Остяков отобрал мобильные телефоны еще у троих учеников школы, где раньше учился. Запуганные хулиганом подростки боялись жаловаться родителям. Тем временем Остяков сбывал чужие телефоны знакомым за 200-400 гривен.
В отношении задержанного Сергея Остякова возбуждено уголовное дело по факту незаконного лишения свободы и грабежей. Ему грозит от пяти до восьми лет лишения свободы.
P. S. Автор благодарит пресс-службу милиции города Луганска и лично ее начальника Валентину Кременчуцкую за помощь в подготовке материала.