Украина

В удостоверении гражданина Украины по своему желанию можно будет указать национальность, номер телефона, группу крови и резус-фактор

15:18 — 17 июня 2011 eye 3361

В Верховную Раду подан законопроект, предусматривающий замену внутренних паспортов удостоверениями

Возможно, уже вскоре привычные для нас паспорта отойдут в прошлое. Отказаться от них предлагает Кабинет министров, который недавно подал в Верховную Раду проект Закона «О документах, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины». Этот законопроект предусматривает замену внутреннего паспорта удостоверением гражданина Украины.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что он разработан Министерством юстиции во исполнение Плана действий относительно либерализации Европейским союзом визового режима для Украины. Таким образом, основная цель законопроекта — приведение украинских документов для выезда за рубеж в соответствие с требованиями ЕС, что в перспективе должно ослабить визовые препоны для выезда наших граждан в европейские страны. Однако, раз взявшись за дело, чиновники на одних только заграничных паспортах не остановились, а решили заодно поменять и внутренние документы украинцев.

Документ придется переоформлять каждые десять лет

Итак, в случае, если Верховная Рада поддержит предложения правительства, удостоверить свою личность и гражданство мы сможем при помощи таких документов:

Основным документом, удостоверяющим личность и подтверждающим гражданство, должно стать удостоверение гражданина Украины. Так же, как ныне паспорт, такое удостоверение будут выдавать каждому гражданину Украины, постоянно проживающему в стране и достигшему 16-летнего возраста.

Причем в отличие от нынешних паспортов, удостоверения не будут бессрочными. Предполагается, что время их действия составит десять лет. А людям в возрасте от 60 лет будут выдавать удостоверения, срок использования которых не ограничен.

В принципе подобная практика не нова. В СССР когда-то паспорт также нужно было менять каждые десять лет. Однако потом ввели бессрочные паспорта, в которых предусматривалось место для вклеивания фотографий по достижении определенного возраста. Такая же форма применяется и в нынешних украинских внутренних паспортах.

Почему Кабинет министров предлагает снова вернуться к забытой практике постоянной замены паспортов, ни в самом законе, ни в пояснительной записке к нему не говорится. Поэтому каждый может придумать собственное объяснение. Некоторые интернет-издания, например, усматривают в этом нововведении интересы предприятий, занимающихся печатью бланков. Ведь перспектива каждые десять лет менять удостоверения миллионам граждан Украины сулит им крупные заказы и немалые выгоды.

Чтобы получить удостоверение, человек, которому исполнилось 16 лет, должен будет в течение месяца подать в орган по вопросам гражданства соответствующее заявление, фотографию размером 3,5х4,5 сантиметра, свидетельство о рождении, а также документ, удостоверяющий регистрацию в Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов (очевидно, имеется в виду справка о присвоении идентификационного кода из налоговой инспекции).

После этого уполномоченный орган обязан будет в течение месяца изготовить и выдать гражданину удостоверение. Причем лицу, получающему документ впервые, законопроект предлагает вручать его «как правило, в торжественной обстановке».

Предполагается, что в удостоверение гражданина Украины будет вноситься следующая информация:

Принципиальное новшество тут одно: в случае принятия закона гражданам уже не придется постоянно носить с собой справку с идентификационным номером, отпечатанную на плохой бумаге и постоянно рвущуюся. Номер будет вписан в удостоверение.

Кроме того, по желанию гражданин сможет вносить в удостоверение дополнительную информацию о себе: национальность, контактный номер телефона, группу крови и резус-фактор, а также сведения о детях. Причем телефон и национальность впишут просто на основе письменного ходатайства, а информацию о детях, группе крови и резус-факторе нужно будет подтвердить соответствующими документами.

Как в точности будет выглядеть новый документ, законопроект не оговаривает. Возможно, привычные книжечки отойдут в прошлое и будут заменены модными ныне пластиковыми карточками. Во всяком случае министр внутренних дел Анатолий Могилев на днях заявил, что МВД готовится к внедрению ID-карточек. По мнению министра, подготовка займет не более года.

На оформление паспорта для выезда за границу будет отводиться до десяти рабочих дней

Законопроект предусматривает также существование временного удостоверения гражданина Украины. Правда, этот документ будет иметь ограниченную сферу применения. Его планируют выдавать тем лицам, которые достигли 16-летнего возраста, проживают на территории Украины, получили здесь гражданство и обязуются прекратить иностранное гражданство в течение двух лет с даты принятия гражданства Украины. Предполагается, что если человек выполнит свои обязательства, то получит постоянное свидетельство. А если нет, то через два года его документ утратит силу и он останется гражданином другой страны.

Подтверждать украинское гражданство на территории государства, по замыслу правительства, будет еще один документ — свидетельство о принадлежности к гражданству Украины. Этот документ будет выдаваться тем, кому еще не исполнилось 16 лет. Свидетельство планируют оформлять по заявлению одного из родителей ребенка. В том случае, если брак между родителями расторгнут, заявление на получение свидетельства может подать только тот из родителей, с которым ребенок проживает.

В свидетельство о принадлежности к гражданству Украины будет вноситься следующая информация:

Получение таких свидетельств не обязательно. Они будут оформляться лишь по желанию родителей.

Все остальные документы, упомянутые в правительственном законопроекте, призваны удостоверять личность и гражданство украинцев при поездках за рубеж.

Наиболее широко применяемый, конечно же, заграничный паспорт. Он будет называться просто паспортом гражданина Украины (ведь планируется, что привычных внутренних паспортов больше не будет). Согласно проекту закона каждый украинский гражданин имеет право получить такой документ.

Паспорт гражданина Украины оформляется для лиц, достигших 16-летнего возраста, на срок до десяти лет. Дети младше 16 лет также при выезде за границу будут получать паспорт (существующий ныне проездной документ ребенка в законе не упоминается). Однако им документ планируют выдавать на более короткий срок. Детям, которым еще не исполнилось семь лет, будут оформлять паспорт на три года, а лицам в возрасте от семи до 16 лет — на пять лет или до достижения 16 лет.

Паспорта изготовляются по заявлению гражданина Украины. А если ему не исполнилось 16 лет, то по заявлению родителей. В случае же, когда отец и мать развелись, — того из них, с кем проживает ребенок. Заявление о выдаче паспорта также смогут подавать другие законные представители ребенка либо представители учреждений, выполняющих функции его опекунов или попечителей.

Подлинность подписи на заявлениях родителей, других законных представителей или попечителей необходимо будет заверять нотариально.

Лица в возрасте от 18 до 25 лет, подлежащие призыву на срочную военную службу, вместе с заявлением об оформлении паспорта должны будут подать справку соответствующего военного комиссариата о возможности выезда из Украины.

В паспорт гражданина Украины вносится следующая информация:

Еще одна статья правительственного законопроекта порадует людей, месяцами дожидающихся оформления загранпаспорта. Если закон будет поддержан депутатами и вступит в силу, то на оформление паспорта гражданина Украины будет отводиться не более десяти рабочих дней. А если человек едет за рубеж проходить курс лечения или сопровождает тяжелобольного, либо поездка связана со смертью родственника, который проживал за границей, другими непредсказуемыми обстоятельствами, то паспорт должен быть оформлен в срок до трех рабочих дней (на основании документов, подтверждающих необходимость срочного выезда за рубеж).

Президентам Украины планируют выдавать дипломатический паспорт и после завершения их полномочий

Законопроект предусматривает существование еще целого ряда документов, удостоверяющих личность граждан Украины за рубежом. Однако сфера применения этих документов ограничена.

Один из них — дипломатический паспорт Украины. Его предлагают выдавать таким государственным деятелям (на время пребывания в должности):

Кроме того, дипломатический паспорт предлагается оформлять президентам Украины (и их супругам) после завершения полномочий, за исключением тех случаев, когда их полномочия были прекращены импичментом. Также всегда могут рассчитывать на такой документ после выхода на пенсию дипломаты, которым присвоен ранг чрезвычайного и полномочного посла (и их супруги).

В законопроекте указан ряд должностных лиц, имеющих право на временное пользование дипломатическим паспортом — на срок служебных командировок за рубеж. К числу этих лиц относятся, в частности:

Для чиновников рангом пониже предусмотрен еще один документ — служебный паспорт Украины. Им смогут пользоваться государственные служащие первой-третьей категорий, судьи Верховного и высших специализированных судов, высокопоставленные сотрудники Вооруженных сил, налоговой службы, таможни, прокуратуры и так далее.

Также есть документы, предназначенные для лиц, которые по роду деятельности часто выезжают за рубеж. Удостоверение личности моряка выдается, как ясно из названия, морякам. Удостоверение члена экипажа полагается членам экипажей самолетов, совершающих международные рейсы. Однако, выезжая за границу в частном порядке, моряки и летчики должны будут оформлять обычные паспорта граждан Украины.

Кабинет министров предлагает ввести еще один документ — удостоверение личности на въезд в Украину. Его будут выдавать дипломатические учреждения Украины за рубежом нашим соотечественникам, которые, пребывая за границей, потеряли паспорт, или срок его действия закончился во время нахождения человека за рубежом. Такой документ удостоверяет личность гражданина и дает ему право только на въезд в нашу страну. А чтобы снова выехать за границу, необходимо оформить заграничный паспорт.

Если правительственный законопроект будет поддержан депутатами, то выдача документов нового образца начнется с 1 января 2013 года. Впрочем, документы, выданные до этой даты, не сразу утратят силу. Ими можно будет пользоваться еще в течение пяти лет — до 1 января 2018 года.