Украина

«Бесценной подземной водой в столице… моют машины на некоторых автомойках»

14:38 — 21 июня 2011 eye 2140

Киевская прокуратура закончила проверку предприятий, занимающихся фасовкой и добычей воды из скважин

Летом жажда может застать врасплох даже самых взыскательных потребителей, ведь некачественную воду можно купить и на трассе в придорожном магазине, и даже в ближайшем к дому супермаркете. В то же время недавний случай с отравлением десятков людей в Макеевке водой из-под крана, когда в местный водопровод попали канализационные стоки, вскрыл еще одну «водную» проблему. Более полутора миллионов человек в Украине вообще не имеют доступа к питьевой воде, а значит, вынуждены покупать фасованную. Что мы покупаем под видом прозрачной, приятной на вкус живительной влаги, известно, однако, только производителю.

«ФАКТЫ» попытались разобраться, какую же воду все-таки безопасно пить.

«В цеху прямо на грязном полу были навалены пластиковые бутыли, на кранах — ржавые потеки…»

Многие уверены, что водопроводная вода — это яд, поэтому спасение в фасованной. Вода бывает питьевой (столовой), лечебно-столовой и минеральной. Питьевую воду можно употреблять ежедневно и готовить на ней еду. Чаще всего ее и «добывают» из водопровода, доочищают через мощные фильтры, после которых она становится дистиллированной, и разливают в бутыли. Некоторые производители добавляют в такую стерильную воду соли.

Часть потребителей считают, что минеральная — это та вода, которая с пузырьками. На самом деле пузырьки есть в любой газированной воде, а минеральная — продукт уникальной подземной природной лаборатории. В каждой отдельной скважине вода имеет неповторимый состав, который невозможно воспроизвести искусственно. Из этой воды по специальной технологии изготавливают лечебно-столовую. Врачи настаивают: пить такую воду следует не больше двух стаканов в сутки около 20-25 дней — при условии, что у человека в это время нет обострения хронических заболеваний. Случается, что из водопроводного крана течет минеральная вода. Например, в Миргороде. Местные жители жалуются: из-за постоянного употребления лечебной воды у детей рано портятся зубки, а взрослые страдают заболеваниями почек.

Получается, что именно питьевая вода больше всего влияет на наше здоровье? При том что в Украине, по словам главы Всеукраинской экологической лиги Татьяны Тимочко, более полутора миллионов человек вообще не имеют доступа к питьевой воде и вынуждены пользоваться привозной.

Качеством такой воды заинтересовалась столичная прокуратура, которая проверила предприятия, занимающиеся расфасовкой и продажей воды в бутылках. Как выяснилось, половина из них работали с нарушениями санитарных норм. Правоохранители обнаружили подпольный цех, где умельцы умудрились разлить 30 тысяч кубометров воды — целое озеро! По крайней мере, на водомерах, которые производители установили, очевидно, для своей «внутренней» бухгалтерии, суммарно значилась именно такая цифра. В цеху прямо на грязном полу грудой были навалены большие пластиковые бутыли, на кранах — ржавые потеки, фильтры для доочистки воды не менялись, наверное, со времен основания горе-производства. Санитарных книжек у сотрудников этого цеха не оказалось.

Из 23 пунктов доочистки питьевой воды прокуратура закрыла почти половину. По словам Руслана Басараба, начальника отдела защиты прав граждан и интересов государства в экологической сфере прокуратуры Киева, на территории лечебного комплекса «Феофания», где есть много действующих артезианских скважин, приостановлен разлив питьевой воды «Эмилия», в Подольском районе — питьевой воды «Ниагара» (ЧП «Раймонда»), в Голосеевском районе — питьевой негазированной воды «Ордана» и негазированной смягчающей воды «Неро» (ООО «Танюша»).

Но все рекорды побили «водопроизводители» Дарницкого района: прокуратура закрыла семь из девяти таких пунктов доочистки воды. Так, по данным Руслана Басараба, приостановлено производство питьевой воды «Натали» (ЧП Сацюк), «Златословянская» (ЧП Карпюк), «Здорова вода» (ЧП «Совтерм»), «Вода питна очищена» (ЧП Ушмаев) и «Кодацкая вода» (ЧП Любченко). Причем, как выяснилось, «Кодацкую» разливают с размахом — на трех предприятиях в Киеве, а также в Днепропетровске. Но на одном из киевских предприятий подземную водичку, которая считается полезным ископаемым общегосударственного значения, добывали без лицензии и паспорта источника питьевого водоснабжения. Против владельца торговой марки возбуждено уголовное дело. Но в продаже эту воду можно встретить и сегодня, поскольку не известно, проводили ли такую же проверку в Днепропетровске.

И это результаты лишь 10-дневной «точечной» проверки. Руслан Басараб отмечает: откровенно опасной для здоровья воды лабораторные исследования не выявили. Как правило, минеральный состав не соответствовал заявленному на упаковке, а нарушение санитарных норм заключалось в том, что тара не прошла санобработку. Как ни странно, подделок во время этой проверки также не обнаружили.

«Почти вся фасованная вода токсична по разным причинам»

Между тем из-за очередных «перегибов» в законодательстве сейчас в Украине фактически вне закона вся детская фасованная вода.

 — Согласно новым санитарным правилам и нормам (СаНПины), вся фасованная детская вода должна продаваться исключительно в стеклянной таре, — говорит менеджер компании «Хипп» Галина Грубляк. — Но поднять стеклянную бутыль с пятью литрами воды женщинам трудно. К тому же разлив воды в стеклянную тару приведет к ее подорожанию в три-четыре раза. Если такая бутылочка будет стоить около 12 гривен, мамы перейдут на «взрослую» воду.

По словам Галины Грубляк, после того как в марте компания не смогла продлить гигиеническое заключение Минздрава, детская вода, которая добывается в Закарпатье в селе Кибляры, исчезла из магазинов, а завод по ее производству пришлось остановить. Воду других производителей из магазинов прокуратура может в любой момент изъять. Поправки к СаНПинам уже зарегистрированы, но не рассмотрены. Хотя ни в одной стране мира нет таких требований к детской воде, как в Украине. В Европе просто сертифицируется каждая партия пластика, из которого изготавливается тара для детской воды.

 — Нет такого понятия «детская вода», это рекламный ход производителей, — убежден академик Владислав Гончарук, директор Института коллоидной химии и химии воды имени А. В. Думанского НАН Украины. — Почти все фасованные воды токсичны по разным причинам. Потому что в них вводят консерванты, причем самой разной природы. На сегодня известны тысячи видов антибиотиков, которыми лечат болезни, и желательно не более пяти дней. А здоровому человеку ежедневно принимать их ни к чему. Антибиотики начинают убивать микрофлору желудочно-кишечного тракта.

— Вы проверяли в лаборатории на степень токсичности наиболее распространенные в Украине и России питьевые фасованные негазированные воды. Какие получились результаты?

 — Всего протестировали 41 марку и их можно классифицировать по четырем категориям: безопасные, небезопасные (обратимая токсичность), опасные и очень токсичные воды. В водопроводной воде и в воде «Горная вершина» наши рыбки погибли. Лишь одна фасованная вода оказалась безопасной. Но эту торговую марку очень часто подделывают…

— То есть фасованная вода не соотвествует нормам безопасности?

 — Говорить о соответствии бессмысленно, ведь в Украине нет ГОСТов на воду, а соответственно, и контроля. За последние три года поменяли около десятка председателей Госстандарта и несколько министров здравоохранения. Но ГОСТы так и не приняты. Значит, причина не в человеческом факторе. Очевидно, это целенаправленная политика.

— Возможно, новые СаНПины хоть как-то улучшат ситуацию?

 — Нигде в мире СаНПинов, кроме России, не существует. Их ввели еще при СССР на случай катаклизмов с водой. Это временные нормативы, а Украина сейчас живет именно по ним. Даже советский ГОСТ, который отменили год назад, не соблюдается.

— Что вы предлагаете такого неудобного для чиновников, если они препятствуют введению разработанных вами ГОСТов?

 — Я предлагаю вообще убрать все химические и микробиологические показатели. Качество воды мы определяем на клеточном уровне. Для биотеста берем либо обычную украинскую пшеницу, лук либо рыбок и смотрим, как реагируют их клетки. Любой токсин моментально определяется. Те же e-coli, из-за которых сейчас в Западной Европе столько людей пострадало. А в прошлом году, когда был мор рыбы на Киевском водохранилище, официальные лаборатории проводили пробы воды и заявляли, что она соответствует ГОСТу.

Дело в том, что трупного яда в ГОСТе не предусмотрено. Стало быть, и методов контроля нет. А наш биотест (например, рыбки) реагирует мгновенно. Метод предельно прост, основан на анализе крови рыбки и им могут пользоваться даже в сельских больницах, школах, ветеринарных лабораториях. Если за четыре дня рыбка не погибла, значит острой токсичности в воде нет. Но это не значит, что вода безупречна. По формуле крови можно видеть перемены, из-за которых начинаются такие болезни, как рак. Причем стандартные методы, предлагаемые Минздравом (с аналитическим оборудованием, анализом 70 компонентов), это абсурдная и очень дорогостоящая работа. Американцы проверяют водопроводную воду по 102 компонентам, а всего их известно более 57 миллионов. И что, у американцев лучше вода? На наших биотестах в американской воде рыбки гибнут, как и в нашей. Все ученые мира, работающие в этой области, меня поддерживают, но негласно. Они боятся быть выкинутыми на улицу.

«За питьевой водой надо ходить к бювету, как в магазин за молоком и хлебом, — каждый день!»

— А как вы предлагаете очищать воду?

 — Я настаиваю на том, что водопроводная вода в принципе не может быть питьевой. Значит, питьевую воду нужно готовить непосредственно перед употреблением. Достаточно трех литров в день на человека. Сегодня водоканалы готовят воду из расчета более 350 литров на человека в сутки, не разграничивая ее на питьевую и техническую. В Борисполе нынче действуют четыре мои установки по доочистке воды. Люди приходят к ним, как к бювету, и набирают питьевую воду. А в столичном Охматдете по нашему методу воду очищают уже почти 20 лет. Пока никто не жаловался.

— Правда ли, что в Киеве каждый пятый литр воды — артезианский, но люди этого не ощущают, потому что и речная и артезианская воды на этапе очистки смешиваются. Не проще ли эту артезианскую воду дать людям для питья?

 — Вы слегка упрощаете, но схема примерно такая. Артезианская вода — конкурент для фасованной воды в магазинах.

— Вы были инициатором бесплатных бюветов в Киеве в 1990 году и настояли на том, чтобы эта вода не хлорировалась?

 — Да. Хотя первые скважины появились в Киеве сто лет назад. Я и сейчас настаиваю, что за питьевой водой надо ходить к бювету, как в магазин за молоком и хлебом, — каждый день! А в трубах не может быть хорошей воды ни в Америке, ни в России, ни в Украине. Качественной водой может быть только родниковая или колодезная, если рядом нет выгребных ям. Но, к сожалению, почти вся поверхностная вода загрязнена человеком и требует доочистки. У меня дома уже 12 лет стоит моя установка по доочистке киевской водопроводной воды. Увы, судя по всему, государству она не нужна…

До недавнего времени у киевлян была замечательная возможность бесплатно брать чистую воду из бюветов. Прокуратура установила, что последние полгода эти источники фактически никем не обслуживаются. Всего в столице 204 бювета, но только 17 из них переданы на баланс специализированного предприятия «Киевкоммунсервис», которое с декабря прошлого года должно ремонтировать и чистить артезианские комплексы. Получается порочный круг: санэпидстанция после своих проверок закрывает половину бюветов. Ведь вода в трубах застаивается, надо ставить фильтры для ее очистки, но делать это некому. А люди вынуждены покупать фасованную воду сомнительного качества.

Зато бесценной подземной водой в столице… моют машины на некоторых автомойках.

 — Два года на автозаправочном комплексе, что на Столичном шоссе, из незаконно пробуренной скважины добывались подземные пресные воды, — рассказал прокурор Киева Анатолий Мельник. — Против директора комплекса было возбуждено уголовное дело по статьям «Нарушение правил охраны недр на территории природно-заповедного фонда» и «Превышение служебных полномочий». Всего по результатам прокурорской проверки было закрыто 20 автомоек! Помимо того, установлено, что в столице более 400 предприятий, использующих подземные воды, тогда как разрешение на этот вид деятельности получили лишь 107.

Можно лишь догадываться, на что еще расходуется чистая подземная вода. По словам прокурора Дарницкого района Киева Константина Кузьмина, из пяти проверенных скважин все пять пришлось закрыть: либо вода разливалась некачественная, либо у предпринимателей отсутствовали разрешительные документы. Сейчас в районе проверяют все имеющиеся водные скважины.