Здоровье и медицина

«Я мог погибнуть, если бы в Украине не появился линейный ускоритель «Трилоджи»

19:54 — 23 июня 2011 eye 13919

Год назад 42-летний Сергей стал одним из первых пациентов, которому столичные нейрохирурги сделали бескровную операцию

Сергей Мацепа вместе с другими родителями делает ремонт в классе, где учится его старшая дочь. Тяжелую работу ему не поручают, так как у мужчины опухоль в головном мозге. Несмотря на страшный диагноз, Сергею повезло: он стал одним из первых пациентов, которому в столичном Институте нейрохирургии провели бескровную операцию с помощью линейного ускорителя «Трилоджи» (»ФАКТЫ» рассказывали его историю 5 ноября 2010 года). Год назад новообразование у мужчины достигло больших размеров, поэтому классическая операция была смертельно опасна. Врачи объяснили, что опухоль выросла рядом с жизненно важными центрами, ответственными за дыхание и сердцебиение, и скальпель может их задеть. Для пациента был единственный выход — радиохирургическое лечение. Как раз в то время в столичном Институте нейрохирургии устанавливалось современное радиохирургическое оборудование — линейный ускоритель «Трилоджи», который приобрели в ходе всенародной акции «Гамма-нож для Украины». Сергей был одним из первых в очереди на операцию. Новообразование увеличивалось и в любой момент могло начать сдавливать центр дыхания и сердцебиения. К счастью, восемь месяцев назад мужчине сделали бескровную операцию.

«За границей стоимость подобных вмешательств — 10-20 тысяч долларов, а у нас проводят бесплатно»

 — Я уже три месяца сплю по ночам, — рассказывает «ФАКТАМ» 42-летний Сергей. — До этого я даже не ложился: боль не прекращалась ни на секунду, а в горизонтальном положении кровь приливает к голове, опухоль еще больше увеличивалась, и боль становилась просто невыносимой. Я всю ночь ходил по квартире, лишь под утро, обессиленный, забывался, сидя в кресле.

У меня до сих пор болит голова. Но иногда ловлю себя на том, что забываю о боли. Врачи предупреждали: результат операции будет ощутим спустя пять-шесть месяцев. Ведь мне не удаляли опухоль, а лишь воздействовали на нее рентгеновскими лучами. После этого она постепенно замирает и распадается. Чувствую себя уже намного лучше. Из-за того что опухоль очень крупных размеров, лечение разделили на два этапа. В ближайшее время мне предстоит еще одна процедура.

 — Линейный ускоритель «Трилоджи» может облучить участок до трех с половиной сантиметров в диаметре, а у этого больного опухоль была более четырех сантиметров, — объясняет заместитель директора Института нейрохирургии имени А. П. Ромоданова НАМН Украины академик Виталий Цымбалюк. — На первом этапе лечения воздействовали на ту часть новообразования, которая прилегала к стволу головного мозга и несла угрозу жизни. С того момента опухоль прекратила расти, а сейчас уменьшается. Со временем на этом месте останется рубец. Но это длительный процесс, он занимает два-три года.

 — Еще до недавнего времени муж постоянно принимал сильнейшие обезболивающие средства, — рассказывает Оксана, жена Сергея. — Из-за препаратов был сонный, заторможенный. Сейчас дозу уменьшил втрое. Сергей начал отдыхать ночью, уже не может сидеть без дела днем, вернулся на работу.

 — Хочу поблагодарить всех, кто передавал деньги на покупку этого аппарата, — говорит Сергей. — Меня уже не было бы на свете, если бы жители нашей страны не начали всенародную акцию по сбору средств на радиохирургическое оборудование. Потрясает то, что такое сложное лечение совершенно безболезненно. Но главное — оно доступно всем, в столичном Институте нейрохирургии операции с помощью «Трилоджи» проводят бесплатно. Я узнавал, что в частных клиниках и за границей подобная процедура стоит 10-20 тысяч долларов. Моей семье оплатить ее было бы не под силу.

«Бескровную операцию можно делать, если новообразование не превышает 3,5 сантиметра»

В Украине инициаторами создания радиохирургического центра стали обычные граждане. А началось все летом 2005 года. «ФАКТЫ» рассказали историю шестилетней киевлянки Вали, которой в Праге чешские нейрохирурги удалили опухоль в головном мозге бескровным методом — с помощью гамма-ножа. Этот аппарат позволяет с высокой точностью облучать только опасное новообразование, не задевая здоровые ткани. При этом пациент не испытывает боли, может в тот же день уйти домой. Классическое лечение с трепанацией черепа травматично, после него больному приходится еще долго восстанавливаться.

Врачи рассказали, что 20 лет назад чехи своими силами собрали деньги и купили гамма-нож. А с 2000 года в эту страну ежегодно отправляют десять украинских детей на бесплатное лечение. Так Валя оказалась в их числе. Другими методами, доступными в Украине, девочке нельзя было помочь. По приблизительным подсчетам, ежегодно около тысячи украинцев нуждаются в радиохирургической операции. Сотрудники редакции и Института нейрохирургии решили обратиться ко всем неравнодушным людям и предложить тоже своими силами собрать деньги на гамма-нож. За полтора года на счет института было перечислено почти миллион долларов. В 2007 году всенародную акцию поддержало правительство, выделив из бюджета 54 миллиона 400 тысяч гривен. Тогда же ведущие нейрохирурги страны пришли к выводу, что надо покупать более современное оборудование — линейный ускоритель «Трилоджи». В столичном Институте нейрохирургии начали строить отдельное здание с бункером для аппарата. Год назад строительные работы были закончены, ускоритель установлен, официально открылся новый отдел нейрорадиологии и радионейрохирургии.

 — Слава Богу, что в условиях экономического кризиса нам все-таки удалось завершить этот проект, — продолжает Виталий Цымбалюк. — С помощью «Трилоджи» лечение прошли 125 пациентов. К счастью, ни у одного из них не было осложнений. Все больные приезжают на контрольное обследование через три месяца, затем через полгода. Результатами мы очень довольны. В этом заслуга сотрудников отдела. К каждой операции готовятся очень тщательно: по несколько раз пересчитывают дозу облучения новообразования, перепроверяют координаты мишени, два, а иногда три раза выполняют процесс на фантоме, корректируют данные.

— При каких заболеваниях головного мозга показано радиохирургическое лечение?

 — Это доброкачественные опухоли невриномы, менингиомы, сосудистые аномалии развития — артериовенозные мальформации. Исключительно радиохирургическим методом можно лечить метастазы в головном мозге. Однако и у этого метода есть противопоказания: новообразование не должно превышать три с половиной сантиметра в диаметре. А мы чаще всего сталкиваемся с крайне запущенными случаями, когда у больного опухоль уже достигает больших размеров. Если новообразование находится вблизи жизненно важных центров, проводим лечение в два этапа. Часть опухоли удаляем хирургическим методом, уменьшаем ее до размеров, при которых радиохирургическая операция будет наиболее эффективна. Оставшееся новообразование облучаем с помощью аппарата «Трилоджи». В каждом отдельном случае мы решаем, какой метод лечения больше подходит. Специально для этого была создана экспертная комиссия, которую я возглавляю. Вместе с руководителями всех клиник института раз в неделю проводим консилиум.

«После радиохирургического лечения пациенту не нужна реабилитация»

— Среди пациентов были дети? — спрашиваю заведующую отделом нейрорадиологии и радионейрохирургии доктора медицинских наук старшего научного сотрудника Ольгу Чувашову.

 — Мы делали операцию 14-летнему парню. У него кавернозная ангиома ствола головного мозга. Дело в том, что мы пока не можем проводить радиохирургическое лечение детям. Такие пациенты должны лежать неподвижно во время сеанса, им необходим медикаментозный сон. Для этого нужно специальное анестезиологическое оборудование, которое может работать в радиационном поле. Его задача — поддерживать функцию дыхания, контролировать показатели артериального давления, уровня насыщения крови кислородом, пульса. Показатели жизнеобеспечения анестезиолог видит в пультовой. Если возникают отклонения, операция останавливается, через полторы минуты после этого врач может зайти в бункер и оказать помощь. У нас пока нет такого оборудования. Но мы надеемся, что оно появится в ближайшее время. Нам уже удалось докупить еще одну стереотаксическую рамку, что позволяет делать больше операций. Если это необходимо, мы проводим лечение трем пациентам в день. На данный момент существует небольшая очередь, однако никто из больных не ждет операции более двух недель.

 — Одно из отличий линейного ускорителя «Трилоджи» от гамма-ножа заключается в том, что его можно бесконечно модернизировать, — говорит директор Института нейрохирургии имени А. П. Ромоданова НАМН Украины академик Юрий Зозуля. — Сейчас мы используем стереотаксическую рамку для обездвиживания головы пациента и обеспечения точности облучения. Фиксация рамки, по сути, единственный неприятный момент в процессе радиохирургического лечения. Кроме того, расчеты мишени длятся полтора-два часа. Но существует безрамочная прицеливающая система, которая постоянно сравнивает запланированную и текущую позиции головы пациента, используя координаты костной анатомии больного. Если человек пошевелился, система автоматически произведет коррекцию. Основное ее преимущество — расчеты дозы и координат облучаемого участка производятся в течение одной-двух минут.

Если удастся приобрести эту систему, то сможем проводить радиохирургическое лечение маленьким пациентам без медикаментозного сна. Ребенок при этом должен лишь спокойно лежать десять-пятнадцать минут. «Трилоджи» может облучать новообразования в позвоночнике, почках, легких, печени, простате. Но для этого нужно специальное фиксирующее устройство. С безрамочной системой необходимость в таких устройствах отпадает.

Опыт первого года нас воодушевляет. Не было ни одного случая ухудшения состояния больных после сеанса облучения. Самое главное преимущество радиохирургического лечения — безболезненная процедура. Также это очень экономный метод, ведь пациент потом не нуждается в реабилитации. После открытой классической операции надо восстанавливаться. Чтобы стабилизировать жизненно важные функции, больной находится в реанимации три-пять дней. Для этого необходимы дорогостоящие медикаменты. При самом благоприятном исходе пациент проводит в клинике две недели. А после радиохирургии его обычно выписывают на следующий день.

Чтобы выявить заболевание на ранней стадии, необходимо быть очень внимательным к себе. Если появились такие симптомы, как головные боли, нарушение координации движения, шум в ушах, нужно обратиться к невропатологу по месту жительства. Врач выпишет направление в консультативную поликлинику Института нейрохирургии. После этого при необходимости пациента могут направить на консультацию в радиохирургический центр.

Телефоны консультативных кабинетов: 0 (44) 483-70-99, 483-70-81.

Фото Сергея ТУШИНСКОГО и Сергея ДАЦЕНКО, «ФАКТЫ»