МВД Польши обнародовало переговоры, зафиксированные речевыми самописцами лайнера, разбившегося 10 апреля под Смоленском
Опубликованная в газете «Комсомольская правда» часть записи начинается в 10:03. Польский борт №101 ведут минские диспетчеры. Атмосфера в кабине пилотов дружелюбная, они обсуждают карьеру кого-то из знакомых летчиков. Помимо экипажа в кабине находится «неустановленное лицо».
10. 11. Второй пилот: «Нет, ну земля видна, что-то видно, может, не будет ничего страшного».
Ровно за полчаса до катастрофы второй пилот робко высказывает сомнения по поводу погодных условий.
10. 14. Диспетчер на английском языке сообщает экипажу: «Видимость 400 метров, туман».
10. 17. Командир экипажа: «Плохо, появился туман, неизвестно, сядем ли мы».
Неустановленное лицо: «А если не сядем, тогда что?»
Командир экипажа: «Уйдем».
Командир воздушного судна озвучил погодные условия и перспективы. Неустановленный голос поинтересовался запасным вариантом. Командир сообщил, что самолет может уйти на запасной аэродром.
В 10. 22 с экипажем начинает работать смоленский диспетчер.
10. 23. Диспетчер: «Polish Foxtrot 1-0-1, остаток топлива, топлива сколько у вас?»
Командир экипажа: «Осталось 11 тонн».
10. 24. Диспетчер: «А запасной аэродром у вас какой?»
Командир экипажа: «Витебск, Минск».
Очевидно, диспетчер сомневается в возможности посадки на аэродроме «Северный» под Смоленском, поэтому и запрашивает данные по топливу и запасным аэродромам.
10. 24. Командир экипажа: «Я понял, дайте, пожалуйста, метеоусловия».
Диспетчер: «На Корсаже туман, видимость 400 метров, 4-0-0 meters».
Командир экипажа: «Температура и давление, пожалуйста».
Диспетчер: «Температура плюс 2, давление 7-45, 7-4-5, условий для приема нет».
10. 25. Командир экипажа: «Спасибо, ну, если возможно, попробуем подход, но если не будет погоды, тогда отойдем на второй круг».
Диспетчер: «1-0-1, после контрольного захода у вас топлива хватит на запасной?»
Командир экипажа: «Хватит. Разрешите дальше снижение, пожалуйста».
Диспетчер: «1-0-1, с курсом 40 градусов, снижение 1500».
10. 25. Член экипажа польского Як-40: «Мы приветствуем тебя сердечно. Ты знаешь, в общих чертах здесь полный каюк. Видно метров 400 приблизительно и по нашему вкусу высота нижней кромки облаков меньше 50 метров, значительно».
Второй пилот президентского самолета: «А вы произвели посадку уже?»
Член экипажа польского Як-40: «Ну нам повезло в последний момент сесть. Но честно скажу, что можете попробовать, конечно. Но если у вас не получится во второй раз, тогда предлагаю вам лететь, например, в Москву или куда-нибудь».
Второй пилот президентского самолета: «Ну ладно, передам это Арэку, пока».
Член экипажа польского Як-40: «Ну пока».
Экипаж, как и диспетчер, рисует нерадужные перспективы. Пилоты понимают, что при минимальных для Ту-154 горизонтальной и вертикальной видимости в 1000 и 100 метров соответственно условий над Смоленском катастрофически недостаточно. Второй пилот передает командиру этот разговор.
10. 26. Командир экипажа президентского самолета: «Господин директор, появился туман. В данный момент в тех условиях, которые сейчас есть, мы не сможем сесть. Попробуем подойти, сделать один заход, но, скорее всего, ничего из этого не получится. Если окажется (неразборчиво), тогда что будем делать? Топлива нам так много не хватит, для того (неразборчиво)».
Неустановленное лицо: «Значит, у нас проблема».
Командир экипажа: «Может, полчаса повисеть и улететь на запасной?»
Неустановленное лицо: «Какой запасной?»
Командир экипажа: «Минск или Витебск».
Этот диалог проходил между командиром экипажа и директором диппротокола МИД Польши Мариушем Казаной, находившимся в кабине. Судя по ответам Казаны, ему не очень нравилась перспектива ухода на запасной аэродром. Далее второй пилот выясняет у экипажа Як-40 толщину облаков. Оказывается — не менее 500 метров. С земли польские пилоты сообщают, что в 200 метрах от взлетно-посадочной полосы выставили «ворота» аэродромными прожекторными маяками. Командир экипажа интересуется, прилетели ли русские, очевидно, имея в виду Ил-76, который после неудачных двух заходов улетел на Москву. Узнав об этом, командир саркастически говорит: «Отлично».
10. 30. Неустановленное лицо: « польский 1-0-1, по давлению 7-4-5, снижение 500».
10. 30. Второй пилот: «Самое плохое, что там есть дыра, там тучи и появился туман».
Под дырой, возможно, второй пилот имеет в виду овраг.
10. 31. Неустановленное лицо: «Идем на посадку».
Неустановленный голос констатирует, что принято политическое решение.
10. 32. Командир экипажа: «Заходим на посадку. В случае неудачного захода, уходим в автомате».
10. 33. Неустановленное лицо: «200 метров».
В данном случае неустановленный голос, скорее всего, имеет в виду горизонтальную видимость, так как в следующую секунду командир экипажа сообщает о том, что подходит к высоте 500 метров.
10. 34. Неустановленное лицо: «Шасси».
Очевидно, неустановленный голос старше командира экипажа по званию, иначе почему он командует выпустить шасси? Возможно, этот голос принадлежит командующему ВВС Польши Анджею Бласику.
10. 35. Диспетчер: «500 метров, на военном аэродроме посадку осуществляли?»
Командир экипажа: «Да, конечно».
Диспетчер: «Прожектора по-дневному слева, справа, в начало полосы».
Командир экипажа: «Понял».
Диспетчер сообщил командиру экипажа о том, как стоят «ворота». Далее дал команду на третий поворот, заходя «прямоугольником» на посадку, и предупредил: «От 100 метров быть готовым к уходу на второй круг». Здесь имеется в виду высота.
10. 37. Командир экипажа: «И выполняем четвертый, польский 101».
Диспетчер: «101, выполняйте».
Неустановленное лицо: «Он взбесится, если еще (неразборчиво)».
Штурман: «Полмили у нас осталось».
Экипаж выполняет последний, четвертый, поворот перед заходом на посадку. Неустановленный голос под руку говорит, что какие-то маневры кого-то взбесят. Вероятно, он говорит о Лехе Качиньском. Далее экипаж выполняет все установленные для захода на посадку манипуляции. Периодически слышен голос командующего ВВС Бласика.
10. 39. Поступает звуковой сигнал Дальней приводной радиостанции с маркером. Это значит, что до взлетно-посадочной полосы осталось четыре километра.
10. 40. Срабатывает сигнализация предупреждения столкновения с землей. Звучит голосовой сигнал: «TERRAIN AHEAD» — это означает, что впереди по курсу на той же высоте земля или гора. Однако экипаж продолжает снижение на 300, 250 метров. Снова звучит голосовой сигнал: «TERRAIN AHEAD». Штурман докладывает высоту: «200 150 ». Сигнал сигнализации предупреждения с землей сообщает: «TERRAIN AHEAD, TERRAIN AHEAD 100 метров »
10. 40. 44. Система предупреждения об опасном сближении с землей TAWS выдает новый голосовой сигнал: «PULL UP, PULL UP». Это означает, что надо немедленно переходить в набор высоты. Однако экипаж игнорирует требования электроники набрать высоту. Снова сигнал: «PULL UP, PULL UP». Второй пилот докладывает: «В норме». Штурман отсчитывает высоту: «100 90 PULL UP, PULL UP. 80 метров »
10. 40. 51. Второй пилот: «Уходим».
Второй пилот понял, что надо набирать высоту, но было уже катастрофически поздно.
Снова голосовой сигнал: «PULL UP, PULL UP. 60 50 »
Диспетчер: «Горизонт 101».
«Горизонт 101» означает, что самолет практически столкнулся с землей. 40 метров
Система предупреждения об опасном сближении с землей сообщает: «PULL UP, PULL UP. 30 »
Диспетчер: «Контроль высоты, горизонт».
Однако экипаж уже ничего не может сделать. 20 «PULL UP, PULL UP», — голосовой сигнал орет в кабине без остановки.
10. 41. 01. Второй пилот: «Е.. твою мать!»
10. 41. 03. Диспетчер: «Уход на второй круг!»
10. 41. 04. Шум от столкновения с лесным массивом.
10. 41. 04. Крик «Kurwaaaaaaaa » (польское нецензурное слово. — Ред. )