Здоровье и медицина

«В момент операции девочка весила килограмм 110 граммов, a ее сердечко было размером чуть больше ногтя взрослого человека…»

9:17 — 7 июля 2011 eye 1135

В Луцке впервые в Украине было проведено сложнейшее хирургическое вмешательство на сердце новорожденного недоношенного ребенка, появившегося на свет с критически, низкой массой тела — 530(!) граммов

Юленька родилась, по словам врачей, глубоко недоношенной — на 24-й неделе (шестом месяце) беременности. Накануне у ее мамы,

43-летней жительницы Луцка Софии Недилько, внезапно поднялось давление. Женщину госпитализировали в городской клинический роддом. Врач сообщил, что необходимо срочно делать кесарево сечение, поскольку существовала реальная угроза для жизни и матери, и ребенка. В результате операции на свет появилась кроха весом 530(!) граммов.

«Поначалу порция питательной смеси, которой кормили малышку, не превышала одного миллилитра»

 — Юля — шестой ребенок в нашей семье, — рассказывает София Недилько. — Раньше у меня проблем ни с беременностью, ни с родами не возникало. А тут вдруг подскочило давление. В больнице я трое суток пролежала под капельницей. Но давление нормализовать не удавалось. Поскольку существовал риск гибели плода в утробе, я согласилась на кесарево сечение.

Оперировал меня главврач роддома Николай Токарчук. Придя в сознание от наркоза, услышала: «У вас девочка. Ее вес — 530 граммов»… Конечно, я испытала потрясение. Позже узнала, что еще несколько лет назад у таких крох не было шансов выжить, поскольку официально плод с подобной массой тела даже не регистрировали.

Юленьку (так мы назвали дочь) отправили в реанимацию, поместили в кувез, подключили к аппарату искусственного дыхания, назначили препараты для поддержания жизнедеятельности. Врачи делали все от них зависящее ради спасения малышки. Мое давление постепенно приходило в норму. Однако ребенок находился в критическом состоянии. Мы с мужем решили, что будем бороться за жизнь доченьки до конца. Помню, как врач, к которому мы обратились за советом и помощью, спросил, верим ли мы в Бога. Услышав в ответ: «Да», — посоветовал: «Молитесь. Может, с Божьей помощью девочка и выживет». И, наверное, Господь нас услышал: спустя несколько дней Юленьке стало лучше. На десятые сутки пребывания в реанимации ее отправили в неонатальный центр…

*Заведующий неонатальным центром Николай Гнатив: «В результате возникшей патологии кровь заливала легкие, а значит, девочка не могла самостоятельно дышать»

Дело было зимой (Юля появилась на свет 20 января), и врач всю дорогу осторожно прижимал младенца к груди, согревая его собственным телом.

 — В неонатальном центре Юленьку поместили в отделение анестезиологии для новорожденных и недоношенных детей, — продолжает София Владимировна. — Первые две недели она практически не прибавляла в весе. Вещества, необходимые для поддержания жизнедеятельности, ей вводили внутривенно-капельно. Первые порции питательных смесей, которыми кормили малышку, не превышали одного миллилитра. Ручки у Юленьки были тоненькие, как соломинки. Вены — вообще как ниточки. Это же каким мастерством нужно обладать, чтобы попадать в них иглой!..

Состояние младенца долгое время оставалось крайне тяжелым. Кроме прочего, в легких прослушивались сильные хрипы, периодически случались остановки сердца. Позже, когда все самое страшное осталось позади, один из врачей признался Софии Владимировне, что поначалу он был практически уверен: малышка обречена, и лишь в глубине души теплилась надежда.

 — Через месяц после госпитализации заведующий неонатальным центром Николай Гнатив предположил, что у моей дочки серьезная патология, связанная с системой кровоснабжения, из-за чего легкие не могут самостоятельно работать, — продолжает Юлина мама. — Исправить ситуацию могла только операция…

В трехмесячном возрасте Юля сделала первый самостоятельный вдох

Поскольку транспортировать маленькую пациентку в столицу для проведения хирургического вмешательства было невозможно, в Луцк пригласили специалистов Киевского научно-практического центра детской кардиологии и кардиохирургии Александра Романюка и Ярослава Иванова.

 — Все время, пока шла операция, мы не находила себе места, — вздыхает София Недилько. — Когда дочка пришла в сознание, мне разрешили войти к ней в палату. Хирурги, принимавшие участие в операции, — настоящие асы. Ведь им пришлось иметь дело с сердечком размером чуть больше ногтя взрослого человека! Пользуясь случаем, хотелось бы выразить искреннюю благодарность врачам (местным и столичным), а также медперсоналу роддома и неонатального центра за самоотдачу и высочайший профессионализм.

Сложнейшая операция прошла без осложнений. Тем не менее ни луцкие, ни киевские специалисты не могли сказать со стопроцентной уверенностью, выживет ли Юля. Несмотря ни на что, родители малышки не теряли веру, что все будет хорошо. И не ошиблись. Спустя месяц после операции девочка сделала первый самостоятельный вдох.

 — Начав дышать, дочка еще месяц пробыла в неонатальном центре, — говорит София Владимировна. — Всего пролежала там три месяца. При выписке масса тела составила два килограмма 260 граммов. С тех пор Юля поправилась еще почти на килограмм. В свои пять с небольшим месяцев она весит три килограмма 110 граммов. Врачи говорят, что дочка развивается нормально…

Пока мы с Софией Владимировной беседуем, малышка, удобно устроившись на руках у мамы, внимательно прислушивается к разговору и время от времени безмятежно улыбается.

 — То, что Юленька осталась жива, — настоящее чудо, — считает мама девочки.

 — На базе нашего центра впервые в Украине была проведена операция новорожденному недоношенному ребенку со столь серьезным диагнозом и низким весом (на момент хирургического вмешательства — один килограмм 110 граммов). — говорит заведующий неонатальным центром областного детского территориального медицинского объединения Николай Гнатив. — У девочки был открыт артериальный проток — сосуд, соединяющий аорту и легочную артерию. В результате этой патологии кровь заливала легкие, а значит, девочка не могла самостоятельно дышать. Необходимо было закрыть проток. Иного выхода, чтобы остаться в живых, у Юли практически не оставалось. Для проведения операции мы пригласили кардиохирургов из Киева.

Операция продолжалась около часа. К слову, на подготовку к ней ушло значительно больше времени. Основные сложности возникли из-за крошечных размеров младенца. С врачей, вышедших из операционной, пот буквально катился градом — настолько велико было психологическое напряжение. К счастью, их усилия увенчались успехом.

 — На днях Юля с мамой были у меня на приеме, — продолжает Николай Гнатив. — Надеюсь, что в будущем жизнь девочки будет складываться без особых проблем со здоровьем. Конечно, родителям для этого еще нужно немало поработать. К счастью, Юлины папа и мама верят в лучшее и доверяют врачам.