Культура и искусство

«Валюша долго думала, куда же ей пристроить подаренную нитку жемчуга, и вдруг… вплела в косу. Больше никогда не расставалась с этим украшением»

10:45 — 12 июля 2011 eye 4688

Сегодня самой душевной российской певице Валентине Толкуновой исполнилось бы 65 лет

Ее еще при жизни называли душой русской песни. Красавица Валентина Толкунова, обладающая совершенно уникальным мелодичным тембром голоса, стала звездой советской эстрады в один момент. Исполнила песню «Ах, Наташа», перекинула через плечо тяжелую длинную косу, лукаво улыбнулась, как умела только она одна, и… завоевала зрителя навсегда. Во время первого же выступления Толкунову два раза вызывали на бис!

Ее боготворили поклонники, обожали мужчины и уважали советские вожди. Валентина Толкунова была одной из самых гастролирующих певиц Советского Союза, без ее «Носиков-курносиков» и «Серебряных свадеб» не обходился ни один концерт. Родившись в семье военного и работницы вагонного депо, Валентина Васильевна привыкла всего в жизни добиваться сама. Она так и говорила: «Ни на кого не рассчитываю. Только на себя и… мамочку». Маме знаменитой певицы Евгении Николаевне Толкуновой суждено было пережить дочь. Она была первой советчицей своей Валюше и самым большим ее другом. «Я до сих пор каждый день говорю с доченькой», — признается Евгения Николаевна, не в силах сдержать слез…

«Будучи школьницей, Валя втайне от всех сшила бабушке в подарок платье из ситца»

 — Знаете, мы ведь с Валюшей очень похожи, — рассказала «ФАКТАМ» Евгения Николаевна. — Всю жизнь общались не как мать с дочерью, а как близкие подруги. Две половинки одного целого. Нам было с ней легко говорить на абсолютно разные темы. И так до самой ее смерти. Иногда, конечно, не сходились во мнении, но за мимолетной ссорой тут же следовало примирение. Валюша не умела сердиться. Подойдет, обнимет меня — и все недовольство как рукой снимет. Порой казалось, что в каких-то вещах она лучше меня разбирается. Наверное, потому, что Валя рано повзрослела.

* Уникальный мелодичный голос, потрясающе красивая внешность сделали Валентину Толкунову настоящей звездой

-  Говорят, Толкунова с одиннадцати лет на сцене.

 — Ну это преувеличение. Когда Вале было одиннадцать, в школу пришли отбирать музыкальных детей для хора в Центральный дом железнодорожников. Дочку пригласили одной из первых, она пела там до последнего класса. Денег на покупку пианино в нашей семье не было, поэтому взяли его напрокат. Так и простоял у нас инструмент ровно десять лет, пока Валя сама не купила себе новый… В общем, хор для дочери стал вторым домом. Девочки-одноклассницы зовут Валюшу гулять на улицу, а она: «Нет, мне пора бежать на репетицию». Очень ответственная была с детства. Но вот разговоров о том, что дочь станет певицей, у нас в семье никогда не было. Одно время Валя решила, что будет хормейстером. Как-то пришла домой и с порога заявила: «Мама, я хочу так же, как мой преподаватель, учить детей пению…» Но судьба распорядилась иначе.

 — У вас ведь вся семья певучая…

 — Да, и я неплохо пела. И сын Сергей стал певцом. У Валюши с рождения был абсолютный слух, пела с первого класса на всевозможных утренниках. Первая артистка в школе! Бывает, придет домой и говорит: «Мама, у меня завтра выступление, надо готовить наряд». А где его взять? Вот и приходилось что-то выдумывать. Перешивать из своих платьев. В старших классах, когда детей стали учить какому-то ремеслу, мальчики начали столярничать, а девочки шить. Валюша тогда сама научилась кроить себе незамысловатые наряды. Помню, как-то к нам в гости приехала бабушка, и Валя решила сделать ей подарок. Втайне от всех пошила платье из недорогого ситца. Бабушка потом несколько лет его носила.

-  Наряды Валентины Толкуновой, когда она стала популярной, всегда были предметом обсуждений.

 — Это точно, тут уж она дала волю своей фантазии и желаниям. Сначала, конечно, у Валюши не было денег на дорогие костюмы. Что-то шила сама, подружки помогали, потом стала одеваться в Московском доме моделей. А уж самые красивые наряды, со всевозможной вышивкой, она много лет заказывала у одной и той же мастерицы из Архангельска. И похоронили Валюшу в платье, сшитом этой женщиной: белом, с цветами. Моя дочь его очень любила…

«Юрий Саульский все время гладил Валю по волосам и повторял: «Никого лучше тебя в жизни не встречал»

-  Валентина Васильевна не раз признавалась, что своим учителем на сцене считает первого мужа, известного музыканта Юрия Саульского.

 — Он стал одним из главных мужчин в ее жизни. Познакомились они в 1966 году. Валя тогда училась на третьем курсе дирижерско-хорового отделения Московского института культуры. Как-то туда приехал парень из группы «ВИО-66», чтобы найти новую солистку. Спросил у преподавателей: «Кто у вас лучше всех поет первым сопрано?» Все назвали Валюшу. В то время «ВИО-66» был джазовым оркестром под управлением Юрия Саульского. Чтобы показаться мэтру, Валя должна была сначала выучить всю программу оркестра. Она просидела дома за пианино несколько дней. В день встречи с Саульским страшно нервничала. Надела свое самое красивое платье, подобрала волосы в пучок и пошла. Юрий Сергеевич ее прослушал и сказал очень коротко: «Эта девочка нам подходит».

 — Рассказывают, он влюбился в Толкунову с первого взгляда.

 — Может, так оно и было… Валюша была красивая, а Саульский очень обаятелен. Он с ума просто сходил от нее. Говорил: «Никого лучше тебя в жизни не встречал!» И все время гладил ее по волосам.

 — Коса у Валентины Васильевны была знатная.

 — У нас в роду у всех волосы хорошие, густые, но никого с длинной косой не было. Я всю жизнь носила короткие стрижки, а у Валюши коса была просто загляденье. Я всегда протестовала, когда дочь хотела отрезать волосы. Помню, однажды она даже пошла в парикмахерскую, чтобы постричься. Мастер посмотрела и спрашивает: «А мама тебе разрешила?» Валя: «Да я уже и сама взрослая». Но парикмахер уперлась: «Вот с мамой приходи, тогда подстригу». После этого желание изменить свой образ у дочери отпало. Потом кто-то подарил Валюше нитку жемчуга. Она долго думала, куда же его пристроить, и вдруг… вплела в косу. И так красиво получилось! Больше никогда не расставалась с этим украшением.

 — Семейная жизнь с Юрием Саульским у вашей дочери так и не сложилась.

 — Все началось с того, что распался их коллектив. Джаз в те годы в Советском Союзе был практически не востребован. Пять лет Валя и Юра были вместе. Все рухнуло в один момент: и личная жизнь, и творческая. Валя из нежной девочки, парящей в облаках, превратилась во взрослую женщину. Жизнь ее стала учить.

 — Даже после развода Толкунова всегда с большой теплотой вспоминала Саульского.

 — Всякое было между ними. Конечно, развод дался ей очень тяжело. Юра — человек страшно увлекающийся. Куда бы он ни приходил, сразу оказывался в центре внимания. Его обожали женщины, ему это нравилось. После распада «ВИО-66» он пошел работать в театр, тут же появилась какая-то поклонница. Закрутил с ней роман, об этом узнала Валя… Вскоре он расстался с той женщиной, но отношений семейных уже не вернуть. У него пошла череда возлюбленных, которые часто менялись. Саульский в этом смысле был легким человеком. По-моему, любовные похождения закончились лишь незадолго до его смерти. А Валя… Сначала страшно страдала, потом их отношения перешли в разряд дружеских. Юра даже написал для нее несколько песен. И всегда говорил, что Валя свою дорогу на сцену проложила сама.

 — Была ли она по-женски счастлива?

 — Не думаю. Второй супруг Вали — журналист Юрий Папоров — много работал. Когда их сыну Николаю исполнилось семь лет, он надолго уехал в Мексику. Внуком занималась я. Валя так и говорила: «Мамуля, ты мой тыл…» Поклонников у нее всегда было море. Но у Валюши было правило: «Никогда не свяжусь ни с одним музыкантом. Хватит с меня!»

«Валя наотрез отказалась от химиотерапии, чтобы не потерять свои роскошные волосы»

 — Только Толкунова могла так трогательно исполнить песню Павла Аедоницкого «Серебряные свадьбы».

 — Он написал эту песню специально для Вали. Спела «Серебряные свадьбы» на сцене Центрального дома работников искусств, где ее услышал поэт Лев Ошанин. Ему так понравился голос Толкуновой, что он пригласил ее на свой юбилейный концерт в Колонном зале Дома Союзов. Тогда Ошанин считался одним из ведущих поэтов-песенников. В концерте участвовали Муслим Магомаев, Юрий Гуляев, Людмила Зыкина. А Валя вышла с песней Владимира Шаинского «Ах, Наташа». Зал был в восторге, вызывал на бис два раза. С этого концерта и начался ее настоящий успех.

 — Вот вам и загадка популярности, ведь голос у Валентины Толкуновой не был очень сильным, мощным.

 — Зато душевным — вот вам и разгадка. И таким был у Валюши с самого детства. Еще с тех времен, когда мы вместе с ней на два голоса пели романсы. Знаете, она не просто пела, а пела душой. До последнего дня жизни. Даже находясь в больнице в тяжелом состоянии, готовилась к концерту ко Дню Победы…

 — Причина смерти Валентины Толкуновой для многих стала неожиданностью.

 — Валюше еще в середине девяностых сделали операцию по удалению раковой опухоли в груди. Казалось, болезнь удалось остановить, но в 2006 году пошли метастазы. К тому же Валя наотрез отказалась проходить химиотерапию. Говорила: «Я до конца жизни останусь такой, какой меня знает народ!» Она боялась потерять свои роскошные волосы. Что уж говорить… Я видела дочь в больнице за два дня до смерти. Она была совсем слабенькая, врачи собрались переводить ее в реанимацию. Валюша все время старалась меня подбодрить. Говорила: «Мамочка, не волнуйся, все будет хорошо. Ко мне во сне сегодня пришел Господь и сказал: «Я люблю тебя и скоро помогу». Может, так и случилось, ведь Валюша ушла без страшных болей…

 — Дочь вам снится?

 — Иногда, но всегда находится на расстоянии. И говорю я с ней во сне, но она где-то далеко-далеко, не дотянуться мне. А так бы хотелось хоть за ручку подержать мою Валюшу…