Происшествия

Капитан Роман Лизалин: «Когда на месте крушения «Булгарии» мы вытаскивали людей из воды, у многих были кровоточащие раны…»

10:45 — 15 июля 2011 eye 2313

На Куйбышевском водохранилище продолжаются поиски погибших в одной из крупнейших катастроф в истории российского судоходства

Гибель теплохода «Булгария» на Куйбышевском водохранилище пополнила список крупнейших катастроф в истории советского и российского судоходства. Погибли более 100 человек, в основном женщины и дети. Статистика безжалостно демонстрирует тот факт, что члены экипажа судна в своем большинстве даже не пытались помочь пассажирам. Судите сами, из 98 женщин, находившихся на борту, спаслись только 26. Из 44 детей в живых остались 14. А из 56 мужчин — 45. Капитан «Булгарии» Александр Островский погиб на своем посту — в рубке. С ним была его супруга. Они не пытались спастись. На них не было спасательных жилетов.

У теплохода было другое название — «Украина». Переименовывать судно — плохая примета

На большинстве тел, которые водолазы уже подняли на поверхность, жилеты были надеты. Причем, как рассказал Би-би-си начальник Приволжского регионального центра МЧС Игорь Паньшин, «жилеты были застегнуты». «Это не водолазы наши их на трупы надевали, как написали некоторые газеты. Мол, чтобы легче тела было поднимать со дна. Нет. Пассажиры готовились к тому, чтобы покинуть тонущий теплоход. И часть команды тоже. Да, видно, не успели… Мы до конца точно не знаем, сколько же человек было на судне — 208, 204, 195. Но искать будем до последнего», — пообещал Паньшин.

*Теплоход «Булгария» был построен в 1955 году в Чехословакии. За все это время был сделан только один капитальный ремонт судна — в 1985 году

Действительно, никто не может сказать, сколько же билетов продали в воскресенье на эту речную прогулку. То, что неучтенные пассажиры на «Булгарии» были, несомненно. Организаторов водной экскурсии не волновали ни плохая погода, ни неудовлетворительное состояние теплохода. Сейчас директор фирмы «Агроречтур» Светлана Инякина, которая, согласно документам, арендовала судно у Пермского пароходства, арестована. Против нее возбуждено уголовное дело. Но в Татарстане многие уверены, что эта женщина — всего лишь подставное лицо. На самом деле все прогулочные теплоходы в этих краях принадлежат пермскому бизнесмену-миллионеру Михаилу Антонову. Ему 44 года. Он является владельцем ОАО «СК Камское речное пароходство», которое контролирует весь Камский речной флот — от грузовых судов до пассажирских. Следственный комитет России, который ведет расследование гибели «Булгарии», Антонова не ищет. Российские журналисты выяснили, что бизнесмен находится за границей — то ли в США, то ли в Великобритании.

Арестован и старший эксперт Камского филиала российского речного регистра Яков Ивашов, который в середине июня выдал разрешение на эксплуатацию теплохода. У Следственного комитета есть основания подозревать его в получении взятки. В конце июня у «Булгарии» возникли проблемы с двигателями. Произошло это уже после того, как она пришла с Пермского судоремонтного завода, где ежегодно обслуживалась. В этом году судно не ремонтировали. Так — заменили кое-какую мелочь. На заводе говорят, что могли бы и подольше теплоход подержать, но заказчик все торопил. В результате «Булгария» отправилась в свой первый рейс в этом сезоне 15 июня. Разрешение подписал Ивашов.

Кстати, в Перми рассказали, что еще в прошлом году у теплохода было другое название, или имя, как говорят моряки, — «Украина». Переименовывать судно — плохая примета. Всю зиму «Украина» простояла в затоне. В феврале ее осмотрели представители «Фарватер», хотели зафрахтовать на лето, но отказались — не понравилось техническое состояние теплохода. Сказали, что в него нужно вложить не менее 7 миллионов рублей (около 220 тысяч долларов). А в апреле договор о фрахте подписал «Агроречтур». И переименовал судно.

Вся эта история сейчас меньше всего интересует родственников погибших. С ними в Казани работают более 40 опытных психиатров. Организован так называемый «центр ожидания». Представитель Казанской мэрии Лаззат Хайдаров рассказывает, как все организовано. Сначала представители Следственного комитета фотографируют тела, поднятые водолазами. Затем эти снимки показывают родственникам пассажиров и членов экипажа «Булгарии». Если кто-то узнает своих близких, их везут в морг для опознания. После того как личность погибшего установлена, родственники немедленно получают на руки свидетельство о смерти. У морга ждут специальные автобусы. Гроб, все расходы по захоронению жертв — за счет государства. Никаких общих могил, хотя все они выкопаны в одном месте…

В Казани говорят только о трагедии на водохранилище. Всех волнует причина. Версий много. Эксперты считают, что теплоход затонул вследствие стечения целого ряда обстоятельств. По всей видимости, двигатели судна работали все же не идеально. «Булгария» стала тонуть в тот момент, когда поворачивала, следуя изгибу фарватера, и тут налетел очередной шквал ветра, в борт ударила волна.

Открытые иллюминаторы могли стать роковым фактором

По словам спасшегося моториста Артура Гарифулина, несмотря на дождь, на судне было очень душно, особенно в машинном отделении. «Мы были вынуждены открыть там иллюминаторы, а они всего в 60-70 сантиметрах от поверхности воды. Поэтому когда поднялась волна, вода сразу проникла в трюм, и теплоход начал тонуть. Я в это время спал перед вахтой и проснулся от того, что на меня льется целый поток… Когда я выбрался на палубу, то увидел мечущуюся толпу — много женщин, детей. Проводницы пытались их как-то успокоить, но все происходило очень быстро. Я побежал в каюту за спасательным жилетом, в этот момент теплоход накренился, на меня с полок посыпались вещи. Дверь резко захлопнулась, снизу из щелей уже прибывала вода. Попытался открыть окно, но напор воды был слишком сильным, пришлось разбить стекло. Порезал руки и ноги. Когда наконец выбрался наружу, «Булгария» уже скрылась под водой. Оттолкнулся что было сил, чтобы в воронку не засосало, и вынырнул. Если бы не жилет — не выплыл бы. На поверхности был шторм, спасательные надувные лодки, на которые забирались люди, разнесло метров на пятьдесят друг от друга. Я ухватился за одну из них…» — рассказал корреспонденту российской газеты «Комсомольская правда» 25-летний моторист.

Специалисты полагают, что открытые иллюминаторы могли стать роковым фактором. Очевидцы рассказывают, что «Булгария» и так отправилась в рейс с заметным креном на правый борт. Затем он еще увеличился, так как расходовалось топливо, но при этом возрастал вес в канализационных емкостях. В результате судно утратило баланс. Боковой удар волны и ветра довершил дело.

Кого-то из пассажиров затянула воронка, образовавшаяся при стремительном погружении «Булгарии» на дно водохранилища. Кто-то захлебнулся в мазуте. Большое количество топлива оказалось на поверхности воды.

На помощь терпящим бедствие первым пришел экипаж теплохода «Арабелла». Его 30-летний капитан Роман Лизалин в эфире российского Первого канала рассказал, как все было: «Когда мы подошли к месту крушения, я увидел несколько спасательных плотов среди обломков. На них был и мусор, и люди — жуткая картина. Я был просто в шоке. Такое ни в одном кино не покажут… Наш экипаж сработал изумительно. Сразу же на воду были спущены шлюпки. Команда до прибытия сотрудников МЧС искала людей между обломками. Все, что могли, мы сделали… Простые отдыхающие, которые были на «Арабелле», повели себя героически. Они снимали с себя одежду и отдавали раненым. Ведь когда людей вытаскивали, они были в мазуте, у многих — кровоточащие резаные раны. Еще, туристы просто отдавали спасенным свои мобильные телефоны, чтобы те могли родным позвонить…»

Лизалин себя героем не считает и наград никаких не ждет. В нужную минуту он взял на себя командование спасательной операцией. И практически все, кто выжил, обязаны этим Роману и его команде.

«У судна был очень ржавый корпус в районе днища»

Капитан «Арабеллы» также поддержал своего коллегу — капитана буксира «Дунайский-66», против которого Следственный комитет намерен возбудить уголовное дело. Буксир проходил мимо того места, где затонул теплоход. Экипаж видел резиновые шлюпки и плоты. Но буксир тянул две груженые баржи. Прежде чем идти на помощь тонущим необходимо было отцепить эти суда. На всю операцию ушло бы не менее часа. Капитан «Дунайского-66» связался с Лизалиным, и капитан «Арабеллы» велел ему продолжать движение. «Мы подошли туда же уже через 15 минут после этого разговора. Я по-прежнему считаю, что мы все сделали правильно». Однако министр транспорта России Игорь Левитин намерен привлечь к ответственности капитанов судов, которые прошли мимо и не оказали помощь (было еще одно судно — «Арбат»). И его не волнует, что «Булгария» не подавала сигнала бедствия, а потому экипаж «Арбата» мог и не заметить тонущих.

Такая катастрофа не могла не породить различные слухи, порой мистические. Продажей билетов на «Булгарию» занималась также компания «ИнтерВолга». 10 июня на ее сайте появилась информация такого рода: «С сожалением сообщаем, что рейсы на тх «Булгария» в навигацию 2011 г не состоятся в связи с аварией теплохода. По поводу возврата денег просим обращаться к своим турфирмам, где были куплены путевки. Возврат будет в полном объеме, либо замена. Приносим свои извинения». Пользователи интернета уверяют, что информация «провисела» на сайте недолго. Ее быстро сняли. И что самое интересное, сообщение появилось в 10.24 по московскому времени, тогда как о гибели теплохода стало известно… после 14.00! Выходит, что кто-то знал о предстоящей катастрофе за три часа до того, как она произошла! Сенсация мгновенно разлетелась по «сети», и даже цитировалась в целом ряде телепрограмм, посвященных трагедии.

Конечно, этому есть вполне разумное объяснение. Могло быть не настроено серверное время или неверно указан часовой пояс на компьютере, с которого странное сообщение размещалось на сайте «ИнтерВолги». Однако, с другой стороны, почему объявление так быстро исчезло, и почему руководство компании отказывается давать какие-либо объяснения?

Ответы на многие вопросы, связанные с гибелью «Булгарии», можно будет получить лишь после того, как теплоход поднимут со дна Куйбышевского водохранилища. Этим занимаются военные специалисты, участвовавшие в подобной операции на Баренцевом море, где в 2000 году затонула атомная подлодка «Курск». Они приступят к своей работе, как только водолазы найдут тела всех погибших.

И все же что-то мистическое в этой трагической истории присутствует. Во всяком случае для одиннадцатиклассника Руслана Давлетшина из Казани. Парень увлекается речными теплоходами и постоянно их фотографирует. Его семья любит совершать речные прогулки. 4 июля Руслан снимал «Булгарию». «Мне судно тогда очень не понравилось. У него был очень ржавый корпус в районе днища. Я даже не предполагал, что оно пойдет в рейс, а оно пошло», — вспоминает он.

Вернувшись домой, Давлетшин узнал, что его мама собирается купить на воскресенье билеты на очередное речное путешествие. Она уже узнала цены и выбрала… «Булгарию». Там цена была ниже, чем у других. «Я маму еле отговорил. Признаю, никаких предчувствий у меня не было. В основном эстетические соображения. Показал родителям фотографии теплохода, и они со мной согласились… Теперь один из этих снимков висит у Речного вокзала рядом с огромным объявлением о сборе средств в помощь пострадавшим», — рассказывает Руслан.

Cамые крупные катастрофы на пассажирском флоте СССР и России

12 декабря 1939 года. В районе японского острова Хоккайдо попал в шторм и затонул пароход «Индигирка», перевозивший свыше тысячи заключенных из Магадана во Владивосток. Погибли 745 человек.

1 сентября 1948 года. У берегов Крыма произошел пожар на теплоходе «Победа», шедшем из Нью-Йорка в Одессу с 323 пассажирами. Огонь вспыхнул при перемотке киноленты на ручном станке. Погибли два члена экипажа и 40 пассажиров.

13 августа 1950 года. В Риге у причала затонул пароход «Маяковский». Судно вернулось из рейса, и новые пассажиры стали подниматься на него, не дождавшись, пока сойдут вернувшиеся из круиза люди. Из-за перегруза «Маяковский» осел по иллюминаторы, стал раскачиваться и перевернулся. Погибли 147 человек.

5 июня 1983 года. Теплоход «Александр Суворов», совершавший круиз по маршруту Ростов-на-Дону — Москва, на полном ходу зашел не под тот пролет Ульяновского моста через Волгу и врезался в него верхней палубой. В это время по мосту следовал грузовой поезд в составе 53 вагонов, 11 из которых сошли с рельсов. По разным данным, погибли от 176 до 600 человек.

31 августа 1986 года. В 15 километрах от Новороссийска сухогруз «Петр Васев», у которого отказала система автоматизированной прокладки курса, протаранил правый борт пассажирского парохода «Адмирал Нахимов», следовавшего из Сочи в Одессу. По данным следствия, капитаны не смогли определиться, кто кому должен уступить путь. Погибли 423 из 1243 пассажиров.

18 мая 1988 года. В японском порту Осака вспыхнул пожар на советском теплоходе «Приамурье», на борту которого находились 295 туристов и 129 членов экипажа. Погибли 11 человек, еще 35 получили ожоги и травмы. Причиной ЧП стало использование электрокипятильника в одной из кают.

27 августа 2000 года. На Воткинском водохранилище (Пермская область) пассажирский теплоход «Восход» врезался в баржу. Шесть человек погибли, 17 получили ранения.

16 сентября 2005 года. У причала порта Дудинка на Енисее перевернулся грузопассажирский теплоход «Некрасов». Погибли 14 из 24 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа. Причиной стал перегруз: на судне было размещено более 100 тонн овощей и фруктов при допустимой загрузке в 70 тонн.