Украина

«Повитухи обрезали пуповину новорожденному прямо на иконе Богородицы, стараясь не повредить ее лик»

15:48 — 20 июля 2011 eye 1109

В Радомышле, живописном городке Житомирской области, профессор Ольга Богомолец создала парк и отреставрировала здание, в котором в XVII веке действовала первая в Центральной Украине фабрика по производству бумаги из льна, крапивы и конопли — благо недостатка в сырье не было. На такой бумаге в течение двух веков печатала книги типография Киево-Печерского монастыря. Основал фабрику архимандрит Елисей Плетенецкий. В реке Мыка, которая огибает замок, монаху-просветителю поставили памятник. В пустовавшую постройку пришла новая жизнь, как будто и не было на этом месте мусорной свалки и болота… В здании (площадь помещений — около 2500 квадратных метров) открыт уникальный по своей акустике концертный зал камерной музыки. Здесь потрескивают дрова в камине, бьет живой источник, в котором живет лягушка Гертруда. Как ей удается проходить сквозь каменную стену полутораметровой толщины, чтобы погреться на солнышке, — пока не удалось разгадать. В одном из помещений замка до конца года собираются восстановить производство бумаги. Поднявшись по 158 ступеням в башню, можно увидеть остров, имеющий форму сердца, загадать желание и ударить в колокол — чтобы исполнилось.

*Ольга Богомолец: «Я собираю украинские домашние иконы, чтобы дать им новую жизнь»

Но главная достопримечательность замка — залы, в которых выставлены около пяти тысяч украинских домашних икон
XVII-XX веков со всех регионов Украины.

— Еще 15 лет назад я ничего не знала об украинской домашней иконе, — говорит профессор Ольга Богомолец. — Однажды на барахолке увидела закопченную доску, на которой был изображен, как мне показалось, сказочный персонаж, похожий на гнома в капюшоне, держащего в руках сверток. Продавец сказал, что это святой Устимиан, его ставят «на ум» детям — чтобы были послушными, хорошо учились. О, это мне было нужно! Принесла домой, отмыла: у святого проявился нимб, а сверток оказался… младенцем. Икона долго стояла на полке, и я иногда просила Устимиана: «Сделай так, чтобы дети не повторяли моих ошибок, дай им разум и здоровье». А он смотрел с пониманием. Однажды подумала: о себе я ему рассказала, а о нем ничего не знаю! Оказалось, что о таком явлении, как украинская домашняя икона, сведений практически нет. Начала по крупицам выискивать информацию в библиотеках, антикварных лавках, на барахолках, сельских базарах. И узнала много интересного. Например, женщины молились святому Устимиану, чтобы дети росли умными и сообразительными. А еще он был заступником перед Пресвятой Богородицей за тех детей, которые умерли некрещеными. Молящаяся мать верила, что душа ее младенца попадет в рай, и это помогало ей пережить утрату. Вообще, большинство домашних образов имели «лечебное» назначение. Были святые, защищающие преступников — чтобы оступившийся человек имел возможность покаяться. Недавно удалось идентифицировать изображение святого, поливающего горящий дом. Это оказался святой Флориан, покровитель пожарных.

В некоторых регионах было принято отпиливать кусок крепкой доски по росту только что родившегося младенца и рисовать на ней святого покровителя. В коллекции есть уникальная икона Богородицы: на ее краях видны бороздки — так повитухи обрезали пуповину новорожденных, стараясь при этом не повредить лик.

Как-то на раскладке увидела необычный старинный образ. Продавец, заметив мой интерес, отдал его за копейки, потому что он… портил вид остальных (российских) икон. Меня это задело. Еще больший внутренний протест возник, когда от экскурсовода услышала, будто украинские иконы не заслуживают внимания, потому что не соответствуют канонам византийских иконописцев. А я считаю, что украинские мастера не нарушали правил написания икон — они их просто не знали и творили по-своему, как подсказывала душа. Экспозиция так и называется: «Душа Украины». Все иконы были сиротами, куплены на барахолках. Я их собираю, чтобы дать новую жизнь, вернуть людям, восстановить историческую память. Для этого вот уже пятый год создаю этот удивительный музей. В нем есть многометровые домашние иконостасы и крошечные дорожные образы, гуцульские складни и казацкие ковчежные иконы. Они писаны на стекле и холсте, вырезаны из дерева, вылиты из металла…

Перед уходом из музея каждый посетитель может подойти к уникальной каменной иконе святого Николая и, как поступали когда-то странники, положить на нее ладони, попросить заступничества перед дальней дорогой, загадать желание и ощутить тепло человеческих рук, которое она хранит веками.

Первый национальный телеканал Японии снял фильм об Ольге Богомолец и ее коллекции украинской домашней иконы. На его презентации японский режиссер сказал, что эта лента поможет миру лучше понять и полюбить Украину.

Замок-музей в Радомышле планируют внести в официальные каталоги экскурсионных маршрутов и памятки для туристов, которые посетят нашу страну во время чемпионата по футболу Евро-2012.