Здоровье и медицина

Александр Анищенко: «Больные гемофилией в ближайшее время будут обеспечены всем необходимым»

10:51 — 23 июля 2011 eye 617

Министр здравоохранения Украины рассказал о закупках дефицитных препаратов

Премьер-министр Украины Николай Азаров на недавнем заседании Кабинета министров обратил особое внимание коллег на публикацию в «ФАКТАХ» и призвал приложить все усилия для исправления ситуации. Сразу после этого совещания министр здравоохранения Украины Александр Анищенко встретился с журналистом «ФАКТОВ» и рассказал, когда появятся дефицитные лекарства и что будет сделано для того, чтобы не пострадали нуждающиеся в них люди. Разговор в кабинете «главного врача» страны был четким и конкретным. Александр Владимирович не только ответил на все вопросы, но и попросил передать лично ему информацию о тех случаях, когда права кого-то из больных были нарушены. В свою очередь мы подсказали министру, какие группы больных в ближайшее время могут оказаться без лекарств, так как они уже заканчиваются, а закупки еще не были проведены… Очень хочется верить, что такое сотрудничество пойдет на пользу нашим читателям.

«Восьмой фактор не был закуплен, потому что участники торгов предложили цену большую, чем в прошлом году»

— Александр Владимирович, в нашей стране уже работает программа, согласно которой дети, страдающие гемофилией, получали препараты свертываемости крови профилактически, как это принято во всем мире. Но из-за того, что не провели тендеры для закупки факторов крови на этот год, возник дефицит. И сейчас уже было несколько случаев, когда нужное лекарство не могли ввести человеку, получившему травму. А для гемофилика малейшее кровотечение может окончиться смертью…

 — Решение этой проблемы сейчас — первоочередное. Восьмой фактор не был закуплен, потому что участники торгов предложили цену большую, чем в прошлом году. Но я уверяю больных, что в ближайшее время мы заключим договор на поставку необходимых препаратов не только для экстренных случаев, но и для профилактического лечения. Причем его сможет получать большее количество страдающих гемофилией детей. По взрослым пациентам ситуация немного сложнее. Уже сейчас мы видим, что на закупку необходимого количества лекарств не хватает около восьми миллионов гривен. С середины августа ожидаются поставки препаратов для больных гемофилией. Ни для кого не секрет, что медицина получает финансирование в гораздо меньшем объеме, чем это требуется. Но мы пытаемся найти выход. Так, по результатам торгов по вакцинам, которые уже состоялись, удалось сэкономить 14 миллионов. И это при том, что на закупку вакцин стране нужно 422 миллиона, а выделено 237. При этом мы умудряемся экономить. Думаю, в этом году стопроцентно обеспечим жителей Украины вакцинами, в отличие от двух предыдущих лет, когда их действительно не хватало. Кроме того, после внесения изменений в бюджет 2011 года на медицину было дополнительно перечислено 35 миллионов гривен. Все сэкономленные средства мы распределяем по приоритетам, в данном случае — на закупку вакцин и лекарств для страдающих гемофилией.

— Но как быть людям до середины августа? Может возникнуть необходимость кому-то срочно удалить аппендицит, а без препарата фактора свертываемости крови это просто невозможно сделать.

 — Такие острые вопросы должны сейчас решаться за счет средств местных бюджетов. И я каждый день говорю об этом врачам в областях. Да, из-за недофинансирования медицины мы не можем всех стопроцентно обеспечить препаратами, но в экстренных случаях, когда нужно остановить кровотечение, обязаны это делать. И это возможно.

— Следующая острая тема, с которой мы сталкиваемся ежедневно, — лечение онкобольных. Нам известно, что сейчас в Национальной детской специализированной больнице «Охматдет» нет противогрибковых препаратов, антибиотиков…

 — Поверьте, что для нас лечение таких детей — приоритетное. И мы делаем все для того, чтобы полностью обеспечивать их необходимыми препаратами. Почему затормозились торги? Потому что при подготовке необходимой документации мы одновременно пересматриваем, те ли препараты покупаем, в нужных ли количествах. До этого года онкобольные дети обеспечивались на 30-40, максимум — 50 процентов, то есть кому-то хватало лекарств, а кому-то — нет. Сейчас мы решили, что Минздрав должен закупать эффективные лекарства, препараты попроще можно обеспечивать из бюджетов города, области или района. Простите, но и сам пациент может для себя что-то приобретать. Конечно, не дорогостоящие средства, от которых зависит жизнь человека — этим мы должны обеспечить. До середины августа будут проведены торги. На сегодняшний день уже известно, что Министерство финансов выделяет 800 тысяч гривен на закупку препаратов для отделения онкогематологии клиники «Охматдет», чтобы обеспечить больных на ближайшие два месяца, пока не начнутся поставки по проведенным тендерам.

«Нужно срочно решать вопрос покупки иммуноподавляющих препаратов для людей с пересаженными органами»

— Также не хватает препаратов и для больных туберкулезом и ВИЧ/СПИДом. А ведь для того, чтобы избавиться от туберкулеза, человек должен принимать все шесть препаратов, которые входят в схему лечения, не прерываясь ни на день.

 — Примерно месяц назад была проведена ревизия остатков лекарств. Выяснилось, что по вакцинам, онкогематологии, гемофилии остатков очень мало. Поэтому мы сейчас в первую очередь проводим тендеры и закупаем лекарства по этим направлениям. А вот по программам лечения туберкулеза, СПИДа, бесплодия у нас еще есть запас. Только по двум противотуберкулезным препаратам, которых осталось немного, мы уже подписали договоры о поставке, хорошо понимая, что нельзя нарушать схему лечения и его непрерывность. То же касается и лечения больных ВИЧ/СПИДом. Все необходимые препараты есть до ноября. Так что я заверяю: ни по туберкулезу, ни по ВИЧ схемы лечения не будут нарушены.

— Люди, страдающие диабетом, регулярно обращаются в «ФАКТЫ» с жалобами на то, что после проведенных тендеров их пытаются перевести с подходящего им инсулина на другой. А из-за этого могут развиться угрожающие жизни осложнения.

 — Если в каком-то регионе больных пытаются перевести на другой инсулин в угоду личным интересам, я хотел бы знать о каждом таком случае. Ведь за последние четыре года вопрос обеспечения инсулином перестал быть острым. Больные получают его по рекомендации своего лечащего врача. Сейчас у нас есть запас препаратов на три-пять месяцев. Более того, мы уже начали отрабатывать систему выдачи инсулина по рецептам в Киеве и Полтавской области. Так сможем уйти от поставок больших партий, да и с точки зрения экономии это более выгодно.

— С начала недели редакция получила несколько сигналов о том, что в Киеве и Днепропетровской области заканчиваются иммуноподавляющие препараты. Людей с пересаженными органами предупредили: закупок не было, лекарства не завезены. Но если такой человек не примет препараты три-четыре дня, у него начнется необратимый криз отторжения, что влечет за собой смерть…

 — Этот вопрос нужно срочно решать. И мы уже над этим работаем. Трансплантацию органов в нашей стране нужно развивать несмотря на то, что это очень дорогостоящая отрасль медицины. В первую очередь следует обеспечивать препаратами тех, кому уже сделана пересадка. Но важно помнить и о тех, кто будет прооперирован в ближайшие месяцы — им сразу же понадобятся лекарства. В течение двух-трех лет нам необходимо отладить систему здравоохранения, чтобы она работала бесперебойно. Однако хочу заметить: даже в развитых странах медики недовольны системой финансирования отрасли.