В Киевской области разгорелся очередной скандал по поводу незаконного изъятия человеческих органов. Сотрудники киевской областной милиции установили, что патологоанатомы по крайней мере двух моргов — в Броварах и Боярке — занимались тем, что без ведома и согласия родственников изымали глаза у покойных с целью дальнейшей передачи в офтальмологическую клинику для проведения операций по пересадке роговицы. Однако, подтвердив факт возбуждения уголовного дела по статье о нарушении установленного законом порядка трансплантации органов или тканей человека, начальник пресс-службы милиции Киевской области Николай Жукович наотрез отказался сообщать какие-либо подробности.
— Я и сам ничего толком не знаю! — отнекивался пресс-офицер. — Следствие продолжается с февраля в обстановке строгой секретности, поскольку важно было не спугнуть исполнителей, а также заказчиков подобной услуги. Скажу лишь, что пока удалось выявить двенадцать таких случаев, возможно, их будет больше…
Об уголовном деле, возбужденном против сотрудников моргов, в Киевском областном бюро судмедэкспертиз также предпочитают не распространяться: мол, следствие еще не закончено, комментировать действия районных патанатомов пока рано.
Из заслуживающих доверия источников «ФАКТАМ» удалось узнать, что вначале внимание правоохранителей привлекла некая глазная клиника, проводившая намного больше операций по пересадке роговицы, чем у медиков имелось «законного» трупного материала. Потянув за эту ниточку, милиционеры вышли на посредников, поставляющих в клинику законсервированную роговицу (изъятый у покойного материал может храниться не более десяти дней), а затем — и на работников морга, которые изымали глаза у умерших в больницах людей без согласия их родственников. Родные не догадывались о преступлении: под глазные веки покойников подкладывались ватки, затем аккуратно подшивались.
Установить вину патологоанатомов удалось в ходе следственных действий, когда в присутствии родственников проводилась эксгумация трупов. Впрочем, эксгумировать все трупы не понадобилось: двое патанатомов, которым, кстати, на днях было предъявлено обвинение, сами признались, когда и у кого изымали органы. По данным нашего источника, медики поставляли изъятые глаза в отечественные офтальмологические клиники. Сейчас выясняется, сколько они получали за их продажу. Устанавливается и полный круг покупателей.
— Еще в тридцатых годах прошлого века выдающийся офтальмолог Владимир Филатов разработал методику пересадки роговицы, — объясняет главный офтальмолог Минздрава Украины Сергей Рыков. — Она спасает зрение, когда в глазу человека буквально образуется дырка из-за таких болезней как кератоконус, бельмо, язва или травма роговицы. Как правило, ежегодно выявляется около четырех тысяч людей, нуждающихся в пересадке роговицы. В 2010 году было проведено 400 операций, все — по жизненным показаниям. Кроме того, если донорскую роговицу пересадить в течение 12 часов, шансы, что она приживется, очень высоки. С февраля этого года в стране такие операции перестали делать. Как утверждают правоохранители, в связи с незаконным изъятием органов.
— Почему возникла такая ситуация?
— Из-за несовершенного закона «О трансплантации», в который уже более десяти лет не вносят важные изменения. Как из него следует, согласие на донорство погибшего человека должны давать его родственники. То есть патологоанатом обязан выйти к убитым горем людям и получить их согласие. В подобной ситуации мало кто способен адекватно мыслить. Такой подход, с моей точки зрения, неэтичен.
В России закон предполагает другую процедуру: если родные не написали заявление о том, что они против донорства погибшего человека, у него могут брать органы для пересадки. То, что в Украине считают преступлением врачей, в России законодательно обосновано. Поэтому гражданам этой страны зрение спасают ежедневно. В европейских странах человек, получая паспорт, сразу решает, согласен ли он стать донором органов после своей смерти. Если против, в документах ставят специальную отметку. Это самый правильный подход к донорству. Каждый из нас при жизни должен ответить на этот вопрос.
С 2000 года врачи Украины пытаются изменить существующий в нашей стране закон и создать банк органов и тканей. Но пока это не удается.