Украина

Отныне теневые доходы граждан будут выявлять с помощью баз данных квартир, автомобилей и земельных участков

8:42 — 4 августа 2011 eye 825

Налоговая служба начала применять новые методы борьбы с зарплатами «в конвертах»

После пенсионной реформы правительство пообещало народу реформу зарплатную. Более того, как отметил вице-премьер-министр Сергей Тигипко, законопроект могут начать обсуждать уже в сентябре. По его словам, принятие этой реформы пройдет значительно быстрее, чем пенсионной, поскольку зарплатный законопроект значительно проще. Специально созданная рабочая группа при Кабинете министров интенсивно работает над проектами законов, которые позволят создать условия для вывода зарплат из тени. По предварительным подсчетам, реформа поможет легализовать около 150 миллиардов гривен в год, что увеличит поступления в бюджет и Пенсионный фонд как минимум на 50 миллиардов гривен.

«Столичный предприниматель, нанимавший на работу строителей, выплатил им нелегально более 13 миллионов гривен»

Впрочем, нельзя сказать, что с принятием этого законопроекта борьба с теневыми заработками только начнется. Рейды по выявлению фактов выплаты денег «в конвертах» уже несколько лет проводятся контролирующими органами. К примеру, только с начала 2011 года благодаря действиям сотрудников Государственной налоговой службы выявлено свыше 64 тысяч человек, работающих без оформления трудовых соглашений и, соответственно, без уплаты обязательных налогов и сборов. Всего по итогам проверок начислено почти 189 миллионов гривен налога на доходы физических лиц с учетом штрафов.

Обнаружено несколько схем выплаты денег в обход зарплатных ведомостей. Так, налоговики Днепропетровской области при проверке одного из предприятий установили, что его работник снял с банковского счета свыше 35,5 миллиона гривен под видом приобретения товарно-материальных ценностей. При этом документы, которые подтверждали бы целевое использование указанных средств или их возврат в кассу предприятия, для проверки не предоставлены. В результате было доначислено свыше 5 миллионов гривен налога на доходы физических лиц.

А вот в Херсонской области налоговики обратили внимание на деятельность предприятия, которое занималось выращиванием помидоров, зерновых и технических культур, используя земельные участки общей площадью свыше 2 тысяч гектаров. Но если верить штатному расписанию, то в частном хозяйстве работало всего 340 человек. Учитывая то, что обработка столь значительных площадей требует больше трудовых ресурсов, налоговики области разъяснили руководству предприятия необходимость оформления трудовых договоров и легализации трудовых отношений с наемными работниками. В результате еще 367 граждан были официально приняты на работу. А в бюджет поступили 120 тысяч гривен налогов на доходы физических лиц.

Столичные налоговики выявили 30-летнего киевлянина, который нанимал нелегальных работников для строительства. Объекты были не только в столице, но и во Львовской, Закарпатской и Волынской областях. Никаких трудовых договоров с наемными рабочими предприниматель не заключал, а рассчитывался с ними наличными, которые снимал со своих банковских счетов. В результате проверки установлено, что за два года он выдал зарплат «в конвертах» на общую сумму более 13 миллионов гривен. Частному предпринимателю доначислено более 3 миллионов гривен налогов и штрафов. Возбуждено два уголовных дела: налоговой службой — за уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах, а прокуратурой Киева — за грубое нарушение законодательства о труде. Киевлянину грозит до двух лет исправительных работ.

Всего с начала года по материалам проверок налоговая служба возбудила 159 уголовных дел за уклонение от уплаты налогов и сборов. Кроме того, в другие правоохранительные органы для принятия решения направлено 789 материалов, поскольку в делах о преступлениях, о которых идет речь в Уголовном кодексе, досудебное следствие проводится прокуратурой.

«Идентификационный номер используется для того, чтобы контролирующие органы могли увидеть, платит человек налоги или нет»

 — В данном случае речь идет не только о потерях бюджета, но и о социальной и правовой защищенности наемных работников, — отметил заместитель председателя Государственной налоговой службы Александр Клименко. — Я не знаю, кто больше виноват в этой ситуации — тот, кто предлагает работу без оформления, или тот, кто соглашается на нее. Но эту порочную практику мы ликвидируем.

— Правда, что налоговая ищет теневые доходы с помощью базы данных, в которую внесены автомобили и недвижимость? Как это происходит?

 — Налоговая служба прежде всего следит за правильностью и полнотой уплаты налогов в стране. Это касается и так называемого подоходного налога, то есть налога на доходы физических лиц. Каждый работающий гражданин имеет идентификационный номер, внесенный в нашу базу данных. Используется номер в том числе для того, чтобы контролирующие органы могли увидеть, платит человек налоги или нет.

Поэтому, когда мы выясняем, насколько наши люди законопослушны, изучаем и анализируем информацию, внесенную в базу данных с идентификационными номерами. Одним из способов такой аналитической работы является сравнение указанных там сведений с теми, которые содержатся в другой базе — по автомобилям и недвижимости.

Поймите меня правильно: мы не гоняемся за всеми, у кого есть машина или квартира. Мы — налоговая служба, а не ОБХСС. Единственное, что нас интересует, — соответствие официальных доходов уровню благосостояния плательщика.

— Тогда объясните, пожалуйста, как это происходит…

 — Могу рассказать на примере Донецкой области, где уже была проведена такая работа по всем налогоплательщикам работоспособного возраста. Там взяли базу идентификационных номеров, исключили несовершеннолетних лиц и пенсионеров…

— Как вы это сделали — вычислили возраст и исключили людей младше 18 и старше 60-ти?

 — Не только. Донецкая область — специфический регион, в котором много шахт и других предприятий с вредными и опасными условиями труда, работники которых имеют право на досрочные пенсии. Поэтому мы при проведении анализа также использовали базу данных Пенсионного фонда. Например, у нас есть мужчина трудоспособного возраста. Но он инвалид с детства. Или получил травму на производстве. Или набрал «горячий стаж» и вышел на пенсию в 40 лет. Что ж, тогда мы его не учитываем как потенциального налогоплательщика. Таким образом были исключены все потенциально нетрудоспособные люди. И налоговая служба работала с информацией об остальных: есть у них доходы или нет, в каких объемах, платят ли они налоги.

— Был ли какой-то критерий? Например, под подозрение попадают доходы ниже минимальной зарплаты…

 — Мы начали с тех людей, у кого официальных доходов не было вообще. Зато были автомобиль, земля. Либо человек являлся учредителем какого-то предприятия. Подчеркиваю, мы учитывали в первую очередь покупки, сделанные в период официального «безденежья», в тот момент, когда гражданин якобы ничего не зарабатывал.

Кроме того, автомобиль сам по себе — потенциальный источник дохода. Можно подрабатывать частным извозом или устроиться в службу такси, что многие и делают, как выяснилось. Наличие земли также свидетельствует о возможных заработках — на ней можно выращивать овощи, зерновые, сдавать ее в аренду… Ну а с учредителями даже объяснять не нужно: человек организовал предприятие, значит, он может получать доходы.

— А квартиры учитывались?

 — Да. Это тоже актив, который может приносить доход. У нас было несколько десятков случаев, когда люди уплатили налог с дохода, полученного от сдачи жилья в аренду. Нам приходилось быть деликатными, объяснять, что прятаться от налоговой не надо и сдавать свою квартиру не преступление. Надо просто уплатить налоги.

— Вы учитывали землю и недвижимость по области или по всей стране? Допустим, у жителя Донецкого региона есть участок в курортной зоне под Одессой…

 — Учитывались данные в пределах одной области. Такая работа в масштабах страны пока еще не проводилась, хотя планируется. Но межрегиональная трудовая миграция прослеживалась. Например, если человек получил идентификационный номер в Донецкой области, а живет и работает в другом регионе, там же получает зарплату и платит налоги, то мы это видим по нашим базам.

«Получив 262 тысячи гривен от продажи интеллектуальной собственности, человек внес в декларацию доход и перечислил 39 тысяч гривен налога»

— Предположим, сравнили налоговики базы данных, нашли людей без официальных доходов, но с машинами и землей… Что дальше?

 — После того как на областном уровне провели анализ всего объема информации, ее распределили по городам и районам и передали в органы налоговой службы на местах, чтобы те уже детально выяснили ситуацию: почему у человека нет доходов, а если они есть, то из-за чего не платит налоги?

— Разве это не косвенный метод определения доходов человека по его расходам, который нельзя применять к физическим лицам?

 — Применение косвенных методов означает, что сведения, полученные с их помощью, можно использовать в суде. Что они являются доказательной базой и помогают обвинить человека в неуплате налогов. Здесь, как вы сами видите, ничего подобного нет. Я еще раз повторю: это не репрессии, а мы не карательный орган. Мы разговариваем с людьми, объясняем им необходимость соблюдать закон и платить налоги. Наши специалисты рассказывают, как и какие доходы обязательно нужно декларировать. Гражданам просто предлагают заполнить декларацию — без судов, без штрафов, без запугивания.

Приведу один из самых ярких примеров: в Макеевке Донецкой области работники налоговой инспекции обнаружили, что один из местных жителей получил доход в размере 262 тысяч гривен от продажи интеллектуальной собственности — научной документации по вопросам аэродинамики. С ним была проведена беседа, и человек задекларировал свой доход, перечислил в бюджет 39 тысяч гривен налога на доходы физических лиц.

То есть наша работа в данном направлении — профилактика правонарушений. Мы помогаем людям избежать конфликта с законом. Приходится объяснять плательщикам их права и обязанности, потому что они часто «плавают» в налоговом законодательстве. И такая разъяснительная, можно даже сказать, просветительская работа дает положительные результаты.

— Какие именно?

 — По итогам работы, проведенной в Донецкой области, начиная с октября 2010 года и по начало июня 2011 года работодатели оформили трудовые договоры с более чем 50 тысячами граждан. Кроме того, свыше пяти тысяч человек зарегистрировались частными предпринимателями, и 16 с половиной тысяч лиц предоставили декларации о полученных доходах.

При этом главным результатом стало увеличение фонда оплаты труда на 507 миллионов гривен, что привело к дополнительным поступлениям налога на доходы физических лиц в сумме 78,5 миллиона гривен.

Мы благодарны всем СМИ, которые поддержали такую кампанию в Донецкой области. Они помогали объяснять людям, что происходит. Это была эффективная работа. И она продолжится до тех пор, пока мы не ликвидируем теневую занятость как явление.

— То есть опыт Донецкой области вы собираетесь перенести на всю Украину?

 — Прямого переноса не получится, ведь многое зависит от особенностей экономической жизни каждого региона. Скажем, в западных областях придется доказывать тем, кто ездит на заработки в Европу, что полученные за рубежом доходы не нужно прятать от своей страны. Или, скажем, в приграничных областях необходимо серьезно поработать над легализацией сотрудничества жителей по обе стороны границы. Как правило, они ведут между собой мелкую торговлю, часто контрабандную. В курортных зонах остро стоит проблема нелегального туристического бизнеса. Ну и так далее. У каждого региона есть свои специфические уязвимые сектора экономики.

Из донецкого опыта я вынес уверенность: ликвидировать теневую занятость возможно. И это не требует спецоперации с привлечением всех сил, а только некоторой сноровки в работе с информацией, причем с той, которой органы власти располагают уже сейчас. Немножко нестандартного мышления, координация действий разных ведомств — и мы сможем устранить проблему.

Пожалуй, в Донецкой области самым важным достижением было то, что боролась с нелегальной занятостью не одна налоговая служба, а все органы власти. Были созданы специальные комиссии и рабочие группы при местных советах, государственных администрациях. И если что-то можно перенести на всю Украину, так это именно опыт сотрудничества и взаимодействия. Потому что выигрывают от этого все: и государство, и территориальные громады, и сами люди, которые получают защиту закона, легальный трудовой стаж, социальные гарантии. Вот что главное.