В Киево-Печерской лавре прошла театрализованная презентация отреставрированного шедевра церковного искусства — плащаницы, которая была вышита для Владимирского собора
Это чудо, что плащаница Владимирского собора сохранилась, ведь она была в Успенском соборе, когда осенью 1941 года его взорвали не то гитлеровцы, не то советские спецслужбы. Шедевр удалось разыскать среди руин. После реставрации его, вероятно, и показывали публике, но очень давно. Последние десятилетия плащаница хранилась в запасниках Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. И вот сейчас ее можно увидеть на выставке сакрального искусства в Лавре. Шедевр помещен в дорогостоящую витрину с климат-контролем. Чтобы поддерживать нужную влажность воздуха — 60 процентов, — в витрине по углам стоят два стаканчика с водой.
*Плащаница чудом уцелела под руинами древнего Успенского собора, когда его взорвали осенью 1941 года
— Знаете, портрет Елены Праховой, вышившей эту плащаницу по эскизам выдающегося художника Виктора Васнецова, можно увидеть на стенах Владимирского собора, — говорит начальник отдела Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Олег Топилко. — Дело в том, что Михаил Нестеров, один из художников, участвовавших в росписи этого храма, влюбился в Елену, мечтал на ней жениться, поэтому и изобразил ее в образе святой Варвары. Правда, супруга губернатора Киева графиня Софья Игнатьева, узнав в святой знакомую девушку, возмущалась: «Что же это, я буду молиться на Лельку Прахову?» Лену в семье называли Лелей. Начальство настояло, чтобы Нестеров переделал работу. Он вроде бы выполнил поручение, вот только в святой Варваре все по-прежнему видели Лену.
Роман Елены с Нестеровым ничем не закончился. На этом настояли родители Елены, ведь до нее у Михаила была другая девушка, которая забеременела. Нестерову пришлось жениться. Лена же так и не вышла замуж, детей у нее не было.
Те, кто знал Елену и ее маму Эмилию Львовну, сходились во мнении, что их трудно было назвать красавицами, но обе женщины обладали необычайным шармом. Достаточно вспомнить историю о том, как молодой Михаил Врубель влюбился в Эмилию Львовну. Выдающийся археолог, живописец, историк искусств Адриан Прахов пригласил художника для работы в Кирилловской церкви. Значительную часть фресок XII века в этом храме уничтожило время, поэтому он должен был расписать те участки стен, где не сохранились изображения. Врубель изобразил Божью Матерь с лицом Эмилии. Возможно, из-за особого отношения этого художника к Эмилии Львовне Прахов не предоставил ему больших объемов работ во Владимирском соборе. К тому же необычная живопись Врубеля была не всем понятна.
— Эмилия была француженкой?
— Да, ее девичья фамилия Лесталь. В молодости Адриан Прахов много путешествовал по миру, в частности, изучал древности в Египте, привез оттуда мумии кошек. После свадьбы Эмилия жаловалась знакомым, что в квартире хранятся эти мумии, от которых исходил не очень приятный запах.
Заинтересовавшись памятниками времен Киевской Руси, профессор Прахов переезжает со своей семьей из Петербурга в Киев в начале 80-х годов XIX века. Они поселились в доме Лаппа, что на перекрестке улиц Владимирской и Большой Житомирской.
— Основную часть живописи Владимирского собора он доверил создать выдающемуся художнику Виктору Васнецову.
— Автор знаменитых картин «Три богатыря» и «Аленушка» Виктор Васнецов оставил воспоминания, в которых рассказал, что поначалу отказался от предложения расписывать этот храм. Однако после разговора с Праховым всю ночь не мог сомкнуть глаз. Васнецов вспомнил такую деталь: чтобы скрипом половиц не разбудить молодую жену и маленького сынишку, разулся. Настало утро. В сад (дело было весной) вышла супруга с малышом на руках. Мальчик как будто пытался дотянуться ручками до поднимавшегося солнца. Художник впечатлился этой картиной, и у него возникла идея именно так написать Богоматерь с Младенцем. Он сразу же отправил телеграмму Адриану Прахову.
Интересно, что полотна Васнецова тогда продавались в Москве по 300 рублей, а в провинциальный Киев он ехал на скромный оклад примерно в тысячу рублей в год. Кстати, расписывать собор предлагалось еще нескольким мастерам из Петербурга и Москвы, однако они не согласились. Васнецов рассчитывал поработать в Киеве пару лет, а вышло десять. Он расписал 2800 квадратных метров стен храма. Это титанический труд. Несколько раз художник падал с лесов с большой высоты. Виктор Михайлович чудом остался жив и не стал калекой.
В создании живописи собора участвовали также выдающиеся художники — Михаил Врубель, Михаил Нестеров, Вильгельм Котарбинский, братья Сведомские. По вечерам все они собирались на чаепитие в доме Адриана Прахова, возглавлявшего работы во Владимирском храме. Общались, шутили, например, прибивая гвоздями к полу калоши кого-либо из гостей, рисовали на матерчатых салфетках и скатертях. Со временем хозяйка стала класть на стол бумагу, чтобы сохранились рисунки, сделанные за столом. Дочь Прахова Елена была талантливейшей вышивальщицей. Неудивительно, что она загорелась идеей вышить для собора плащаницу и попросила Васнецова сделать для этого эскизы. Девушке было чуть больше двадцати. Художник даже обратился за помощью к игуменье Ипатьевского монастыря.
— Как получилось, что в 1941 году плащаница оказалась в Успенском соборе?
— Когда советские власти открыли во Владимирском соборе Антирелигиозный музей, плащаницу передали в так называемый Музейный городок, находившийся на территории Киево-Печерской лавры. Она хранилась в Успенском соборе, который, напомню, был построен во времена Киевской Руси в XI веке. Осенью 1941 года его взорвали. Плащаница оказалась под руинами храма, но, к счастью, уцелела. После реставрации она находилась в наших запасниках. И только сейчас заняла место в экспозиции выставки церковных ценностей, которую благословил патриарх Русской православной церкви Кирилл. Администрация заповедника и вокальный ансамбль старинной музыки «Алитеа» провели театрализованную презентацию плащаницы. Такая форма рассказа публике о наиболее ценных реликвиях практикуется в ведущих музеях мира.
— На днях Владимирскому собору исполнится 115 лет.
— Да, причем в истории его создания есть просто-таки мистические события. Например, когда храм оштукатурили изнутри, подготовили к росписи, туда зашли вице-губернатор Киева Баумгартен и руководитель работ Адриан Прахов. Глядя на стену в центре собора, признались друг другу, что видят… образ Божьей Матери с Младенцем на руках. Изображение возникло самопроизвольно — из пятен на штукатурке. Они записали об этом в акте осмотра. А Прахов (напомню, он был хорошим художником) приложил к этому документу набросок, который срисовал со стены. И вот в Киев приехал Виктор Васнецов. Он попросил Прахова разрешить начать работу с изображения Божьей Матери. Вскоре предоставил эскиз. Увидев его, Прахов показал набросок пятен на штукатурке. Оба изображения оказались очень похожими. Как вспоминал затем Прахов, столь невероятное совпадение впечатлило и взволновало Васнецова, заявившего: «Это заказ Божий!» Кстати, сын Васнецова Михаил стал священником.
Интересно, что создание Владимирского собора растянулось на 34 года. За это время сменилось три императора, три митрополита и три архитектора храма. Его закладка состоялась в 1862-м. В ходе строительства обнаружилось, что в проекте существенные просчеты, из-за чего возникли трещины в стенах и сводах. Работы сильно затянулись. Деньги на строительство собирали всем миром. Киево-Печерская лавра пожертвовала миллион штук кирпича. Здание собора было готово только через 20 лет (в ходе испытания на прочность его крышу и купола покрыли толстым слоем земли. — Авт.). Еще 14 лет ушло на оштукатуривание и роспись.
Когда в августе 1896 года освящали Владимирский собор, 25-летнюю Елену Прахову как автора плащаницы представили императору Николаю II и императрице Александре Федоровне.
— Как сложилась судьба Адриана и Эмилии Праховых?
— Они расстались, но не развелись. Адриан умер в Крыму в 1916 году. Продолжателем рода стал их сын Николай. Он женился, у него родились дети. К сожалению, в мае нынешнего года ушла из жизни Александра Прахова — последняя из великой династии, кто носил фамилию ее родоначальника — Адриана Прахова. Александра была художницей.