Специальная коллегия по вопросам борьбы с коррупцией обратилась в Минюст с просьбой закрыть Всеукраинскую общественную казацкую организацию «Экологическая безопасность»
Набирает обороты проблема так называемых казачков, которые, пользуясь незнанием иностранцами тонкостей украинского законодательства, занимаются поборами на украинских дорогах. Теперь их экологические посты стоят практически во всех регионах.
На днях Всеукраинская специальная коллегия по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью обратилась в Министерство юстиции Украины с призывом аннулировать регистрацию Всеукраинской общественной казацкой организации «Экологическая безопасность», представители которой занимаются «экологическими» взысканиями с водителей. Председатель специальной коллегии Юрий Лавренюк заявил, что на сегодняшний день проблема деятельности подобных казацких формирований приобрела социально опасный характер. Действительно ли опасность существует, «ФАКТЫ» спросили у главного инспектора отдела организации работы дорожно-патрульной службы ГАИ МВД Украины Олега Сирого.
— Олег Васильевич, ведь казачки появились на наших дорогах давно, каким же все-таки образом им удается «работать»?
— Впервые казачки попали в поле зрения Госавтоинспекции лет десять-одиннадцать назад. Наши сотрудники выяснили, что все они — частные предприниматели, создавшие казацкую организацию. Ее уставом предусматривается ношение форменной одежды. Кстати, их форма очень похожа на нашу. Правда, в отличие от милицейских погон, у казачков звездочки шестиконечные, а на нарукавных нашивках написано «Безопасность дорожного движения», в то время как у сотрудников ГАИ другая надпись — «Государственная автомобильная инспекция». Иностранца, плохо знакомого с такими тонкостями, запросто можно ввести в заблуждение. Чем они и пользуются. Казачки, в отличие от правоохранителей, используют частный автотранспорт. В то время как инспекторы ГАИ ведут патрулирование только на служебных авто, а при передвижении по дорогам включают проблесковые маячки.
Размещаются экологические посты, как правило, на трассах с интенсивным потоком иностранцев. Наиболее активно сейчас работают представители так называемого казачьего полка экологической безопасности Киевской области. Только за четыре месяца этого года наши сотрудники выявили 117 фактов незаконной деятельности казачков в селе Сытняки Макаровского района. Казачков можно встретить и на дорогах Днепропетровской области. Здесь действует так называемая общественная организация «Экос». За последнее время в области возбуждено 14 уголовных дел по фактам деятельности граждан, использующих форму Госавтоинспекции и вынуждающих платить им за надуманные нарушения Правил дорожного движения.
— «Казачки-экологи» тоже выписывают штрафы или просто берут деньги?
— Они останавливают автомобили, — продолжает Олег Сирый, — и казачок, в зависимости от поведения водителя, проверяет на СО (концентрацию вредных выхлопов автомобиля. — Авт.), или светопропустимость стекол (тонировку). Приборы, с помощью которых они проводят проверку, настоящие. Приобрести такой аппарат и получить сертификат на него для предпринимателя, имеющего лицензию на предоставление этих услуг, не составляет труда. После проверки они выписывают свою квитанцию, или же так называемый талон СО (по внешнему виду он чем-то напоминает старые бумажные талоны ТО. — Авт.).
Предоставление таких услуг на трассе является незаконным. Этой деятельностью имеет право заниматься только милиция, и то в местах стоянки транспортных средств. А проверка техсостояния транспорта на линии на сегодняшний день Госавтоинспекцией не практикуется. Так, постановлением Макаровского райсуда к админответственности был привлечен один из казачков, работавший на экопосту в селе Сытняки. В постановлении четко сказано, что для осуществления хоздеятельности на дороге он должен получить в службе автомобильных дорог Киевской области разрешение на размещение своего объекта, как это предусмотрено законодательством. В итоге на него был наложен штраф, а измерительные приборы конфискованы.
Когда возникает вопрос о законности нахождения этих предпринимателей на дороге, они апеллируют к своему уставу, зарегистрированному в Минюсте. По мнению опытных юристов, этот документ противоречит закону Украины об участии граждан в обеспечении правопорядка и многим нормам, на основе которых милиция взаимодействует с общественными организациями. Еще одной проблемой, по моему мнению, является незнание законов и нежелание иностранцев обращаться в наши правоохранительные органы.
О размахе деятельности казачков можно судить, просмотрев сайты с предложениями работы. На многих из них встречаются объявления о вакансии: «командир поста по измерению СО, СН, дымности двигателей, светопропускания стекол автомобилей». Заработная плата — от четырех с половиной тысяч гривен. Претендент, как написано в объявлении, должен обладать организаторскими способностями, быть коммуникабельным, уметь убеждать, а также быть дисциплинированным, ответственным и трудолюбивым.
Не забыли наниматели указать в объявлении и будущие обязанности работника — проводить на общественных началах разъяснительную работу с водителями автомобилей по безопасности дорожного движения в составе передвижного поста специального подразделения, предоставлять платные услуги по измерению СО, СН, дымности в отработанных газах автомобилей, светопропускания стекол автомобилей. Размещается же пост, как сказано в объявлении, на базе автомобиля работника.