Интервью

«В кругосветном плавании на яхте я спал в узкой щели между бортом и кейсом с аппаратурой»

0:00 — 11 июня 2010 eye 921

Режиссер Михаил Ильенко вернулся в Украину для работы над картиной о летчике-украинце, ставшем вождем племени индейцев. А команда маленькой яхты «Купава» продолжила путешествие вокруг земного шара

В ноябре минувшего года «ФАКТЫ» рассказали о том, что четверо отважных путешественников под руководством 59-летнего капитана Юрия Бондаря отправились из Киева в кругосветное плавание на маленькой (длиной всего 9,2 метра) яхте «Купава». Тяжелейшие испытания выпали на их долю уже в начале путешествия, ведь на Черном и Средиземном морях зимой постоянно бушуют штормы, дуют сильные ветры. Морякам приходилось сутками ходить в промокшей до нитки одежде, то и дело чинить поломки. Но они все же добрались до Атлантического океана и пересекли его, бросив якорь у берегов Южной Америки. Оттуда на самолете в Киев прилетели трое членов экипажа — капитан, кинорежиссер Михаил Ильенко и кок (повар) Валерий Деймонтович (кстати, самый старший член команды, ему 72 года). У капитана Юрия Бондаря был печальный повод для возвращения на родину — смерть мамы. Но уже через несколько дней он улетел назад в Уругвай, чтобы продолжить плавание. А Ильенко и Деймонтович, как и планировалось, прекратили участие в экспедиции. Им на смену в Южную Америку отправились яхтсмены Виктор Копайгородский и Игорь Стариков.

«Летчик мог перебраться в Америку по тропе контрабандистов»

В экспедиции режиссер Михаил Ильенко планировал снять кадры для своего нового фильма по мотивам удивительнейшей судьбы военного летчика с Полтавщины Героя Советского Союза Ивана Доценко. В 1944 году его самолет был сбит. Пилот выжил, попал в плен. Его освободили советские войска, но летчика обвинили в предательстве и отправили в лагерь. Доценко сумел бежать. Каким-то образом он перебрался с Чукотки на Аляску. В Канаде Иван Иванович стал… вождем племени индейцев. В этом статусе его и встретили члены советской делегации, приехавшие на выставку «Экспо-67».

- На «Купаве» мы планировали зайти на украинскую полярную станцию в Антарктиде «Академик Вернадский» и снять кадры о том, как герой фильма перебирается по льдам на Аляску, — говорит 62-летний кинорежиссер Михаил Ильенко.  — Специально для этого взял с собой старые заношенные шинель и шапку-ушанку. В Антарктиде лето заканчивается в марте, однако в это время мы были еще далеко от шестого континента. Нужные кадры я все же снял — высоко в горах Южной Америки. В Аргентине мы встретились с местными украинцами и я объяснил, что мне нужен неземной — лунный или марсианский — пейзаж. Нам посоветовали посмотреть одно место. Оставалось пять дней, а еще нужно было преодолеть около тысячи километров, подняться в горы, отснять и вернуться к яхте. Команда предложила мне свою помощь. С нами отправилась и жена Андрея Зубенко, одного из членов команды, — она прилетела повидаться с мужем. Мы приехали в так называемую Лунную долину. Пейзаж там действительно необычный — из-за ветра и дождей скалы приобрели причудливую форму. Там часто снимают коллеги из Голливуда и платят за это. Мы не имели возможности платить, к тому же в Лунной долине растут кактусы, а Иван Доценко переходил границу где-то на севере.

Кстати, об одном из наиболее вероятных маршрутов, по которому летчик мог перебраться в США, мне рассказал человек, неоднократно ходивший по этому пути. В советские времена между Чукоткой и Аляской существовала контрабандная тропа. За границу везли пушнину, в Союз — всяческий дефицит. Такой бизнес существовал благодаря местному населению — они ходили на Аляску к родственникам, жениться.

Поскольку Лунная долина нам не подходила, мы отправились в другое место, расположенное на высоте 3200 метров. Приехали туда затемно. Вышли из машины — леденящий холод, пронизывающий ветер. Когда начало светать, я понял, что лучшего места не придумаешь — вокруг каменная пустыня, а поблизости под лучами поднимавшегося солнца сверкали вершины, покрытые снегом и льдом. Подготовили две камеры, я переоделся в шинель, шапку и побрел, еле переставляя ноги. Знаете, запросто переношу морскую качку, а вот разреженный воздух действует на меня очень плохо. Терзала горная болезнь — тошнота, слабость в теле. Состояние было угнетенным. Так что вживаться в образ не понадобилось. Меня снимали со спины, ведь роль летчика в фильме играет актер Дмитрий Линартович. В Украине мы сделаем с ним несколько крупных планов и смонтируем сцену так, чтобы казалось, что это он бредет по каменной пустыне.

«Уставали так, что спали молодецким сном при любой качке»

- «Купава» — яхта маленькая, просто диву даешься, как вы отважились идти на ней через океан…

- За рубежом яхты выходного дня имеют такие же размеры, как наша «Купава». Их владельцы, например, идут к ближайшему от берега острову, бросают якорь, купаются, загорают, вечером — домой. Мы решились на плавание на «Купаве», потому что она надежная, маневренная. Бытовые условия на ней действительно спартанские. Особенно тяжело пришлось в Черном и Средиземном морях — сильные штормы, ветры, дожди. У нас великолепная трехслойная одежда, но и она в конце концов промокала и превращалась в сплошной холодный компресс. Иначе и быть не могло, ведь на палубе на нас нередко обрушивались потоки воды, как из брандспойта! Но сушить вещи негде, все сохло крайне медленно, и приходилось постоянно ходить в мокром. Пока ветер был попутным, мы шли, несмотря на штормы.

Сделанная из дерева «Купава» — детище ее капитана Юрия Бондаря. Она спущена на воду четверть века назад.

- Как спалось, когда яхту бросало на волнах, как щепку?

- Уставали настолько, что спали молодецким сном при любой качке. Ребята пристегивались, чтобы не сбросило под стол. Мне эта мера была ни к чему — укладывался в узкой щели между бортом и кейсами с киноаппаратурой.

Вечером и ночью по очереди несли вахты. Мое время — с 19 до 22 часов и с четырех до семи утра, так что в океане я встретил много сказочно красивых рассветов. Ночью же следовало быть начеку. Ведь не видно того, что происходит даже в нескольких метрах от яхты. Представьте, мы получаем по радио сообщение, что в нашем районе с большого корабля смыло пять контейнеров. При столкновении с такой «железкой» последствия могли бы быть печальными. Кроме того, в темноте непросто определить, идет ли показавшееся невдалеке судно на нас, пересекает ли наш курс. Расслабиться было невозможно.

- Пищу готовили в шторм?

- У нас была газовая плитка с двумя конфорками. Она установлена на особых подвижных креплениях, благодаря которым во время качки всегда остается в горизонтальном положении — содержимое кастрюль не выплескивается даже во время шторма. Обязанности кока выполнял научный сотрудник одного из киевских институтов Валерий Деймонтович. Кстати, он самый старший член экипажа — ему 72 года. У Валерия было столько работы, что от вахт мы его освободили. Ребята налегали на сало, каши, консервы. На нашем столе время от времени были овощи и фрукты — запасались ими на берегу, но это скоропортящиеся продукты, поэтому их нужно было быстро съедать.

- На «Купаве» есть туалет, душ?

- Когда уезжал из Южной Америки, ребята уже подыскали место для туалета. А до этого мы пользовались старинным казацким методом — ходили в туалет за борт. Душа, конечно, нет. В теплых морях купались за бортом, привязавшись веревкой к яхте, или обливались морской водой из ведра. Не брились — отпускали бороды, а вот волосы стригли коротко. В портовых городах есть так называемые марины — стоянки яхт, где можно отдохнуть, принять душ, купить необходимые припасы.

- Помнится, на проводах экспедиции Виталий Петущах, который с женой Натальей на собственной яхте «Лелiтка» обогнул земной шар, сказал вашему экипажу: «Сделайте все возможное, чтобы избежать серьезных конфликтов, ведь неделя за неделей вам предстоит жить в узком коллективе на маленькой лодке»…

- Он был прав: в плавании иногда даже невинные реплики кто-то воспринимал слишком эмоционально. Без трений обойтись не могло. Но серьезных ссор, к счастью, не возникало. Разрядить атмосферу помогал берег: пришвартовались — и психологическое напряжение спадало само собой. К слову, знакомый археолог Богдан Жолдак рассказал, как в одной из экспедиций, в которой он участвовал, придумали способ предотвращать конфликты: раз в пять дней все молчали, что бы ни происходило. Помогало.

- Дорого обходится кругосветное плавание?

- Конкретную сумму называть не хотелось бы. Скажу лишь: бюджет скромный. Спонсора у нас нет, помощи у государства не просили, привлекли собственные деньги и средства друзей, спасибо им за это.

Я вернулся в Украину, чтобы добиться выделения денег на продолжение съемок фильма. Они заморожены уже более года из-за того, что нет финансирования. Две трети материала уже отсняты. Знаете, не могу отделаться от необычного чувства… Ведь в Южной Америке сейчас листья желтые: осень — начало зимы, а в Киеве только начинается лето…

Заметим, что это было первое продолжительное плавание Михаила Ильенко. Известный режиссер влекся парусным спортом 42 года назад благодаря брату и коллеге Юрию.

- «Купава» продолжила кругосветное плавание, — говорит режиссер.  — Яхте предстоит обогнуть мыс Горн — один из самых сложных этапов путешествия — и выйти в Тихий океан. Желаю ребятам семь футов под килем и попутного ветра.