Здоровье и медицина

«После ДТП мне на поясницу и таз наложили легкий пластиковый корсет, в котором я свободно водила автомобиль и бегала на дискотеки»

0:00 — 11 июня 2010 eye 2850

За разработку уникальных медицинских технологий, помогающих тяжело травмированным людям вернуться к полноценному образу жизни, группа ученых из Луганска, Харькова, Донецка и Киева выдвинута на соискание Государственной премии Украины

Глядя на 36-летнюю харьковчанку Алину Родионову, детского тренера по плаванию, невозможно поверить, что врачи «собирали» ее буквально по косточкам. Ровно десять лет назад Алина, сидевшая за рулем «Жигулей», на сложном участке дороги не справилась с управлением, и машина на полном ходу врезалась в дерево. У женщины, помимо закрытой черепно-мозговой травмы, переломов ребер, четвертого и пятого позвонков, диагностировали тяжелую травму таза с переломом и смещением костей. Если бы пациентку лечили традиционными методами, то, вполне вероятно, она стала бы инвалидом.

- Некоторые доктора пророчили мне «утиную» походку, да и то с палочкой, — вспоминает Алина.  — Говорили, что рожать мне теперь нельзя. Услышав о таких перспективах, я вообще пожалела, что осталась в живых…

К счастью, в практику ведущих травматологических клиник страны стали внедрять новый метод внешней фиксации таза, разработанный группой ученых-медиков из Луганска, Харькова, Донецка и Киева. Благодаря особому стержневому аппарату, скрепляющему травмированные кости, пациент практически сразу после операции может сидеть, ходить. А это снимает множество проблем, характерных для лежачих больных. Алина Родионова на себе ощутила преимущества новшеств в области травматологии и урологии.

- Особенно мне запомнилось, как после операции на меня надели своеобразный корсет из термопластика, — говорит Алина.  — Он, как гипсовая повязка, фиксирует травмированные кости таза. Но громоздкая гипсовая повязка весит около 30 килограммов, а тазовый ортез из термопластика (это оригинальная авторская разработка профессора из Харькова Андрея Истомина) всего… 400 граммов. Он очень хорошо прилегает к телу, фиксируя таз и поясничный отдел позвоночника. Я в нем даже на дискотеку бегала и свободно водила новый автомобиль, подаренный мужем.

«На вытяжении люди лежат месяцами, а я уже через неделю после операции ходила»

На днях Алина вернулась из Крыма, выглядит она загоревшей, свежей и бодрой.

- Мы с сыном больше любим не купаться в море, а ходить в горы, — улыбается она.  — В этом году мои сложенные кости прошли своеобразную проверку. В доме, где мы снимали квартиру, не работал лифт, и мне пришлось нести довольно увесистый чемодан на девятый этаж. Честно говоря, боялась, что не выдержу такой нагрузки. Но томография показала: все в порядке.

Только самым близким людям Алины известно, что после операции у нее одно бедро имеет более плоскую форму, нежели другое. Деформация почти не заметна. Перенесла она и несколько косметических операций на лице, убрав глубокий шрам над бровью. А операционные швы на животе скрыла красивой татуировкой. Но самый большой успех женщины — рождение сына Ильи, которому уже семь лет.

- В тот роковой день, 6 августа 2000 года, я возвращалась на своих «Жигулях» с рыбалки, правда, без улова, — вспоминает Алина Родионова.  — Мой товарищ Игорь, ставший позже кумом, не хотел отпускать меня одну, на ночь глядя, по бездорожью, и сел на переднее пассажирское сиденье. Заметив яму на дороге, я резко затормозила. В доли секунды машину понесло в глубокий кювет, и она буквально сплющилась, врезавшись в березу. В зеркало я увидела, как кровь заливает мое лицо, и почувствовала, что не могу пошевелиться.

Хорошо, что Игорь, несмотря на множественные переломы ребер, сумел выбраться из искореженного авто и вытащить раненую девушку. Затем он добрался до трассы, где остановил проезжавшую мимо машину и попросил о помощи.

- В городскую клиническую больницу скорой и неотложной медицинской помощи Алина Родионова была доставлена в крайне тяжелом состоянии, — вспоминает травматолог-ортопед заведующий кафедрой физической реабилитации и спортивной медицины Харьковского национального медицинского университета профессор Андрей Истомин.  — У пострадавшей обнаружили закрытую черепно-мозговую травму, множественные переломы, ушибы сердца и легкого. Но самой тяжелой была травма таза с переломами и смещением костей, из-за чего произошло массивное кровоизлияние в забрюшинное пространство. Женщина потеряла около трех литров крови.

- Если обычно люди с подобными травмами месяцами лежат на вытяжении, то благодаря новым технологиям я уже через неделю после перевода из реанимации в травматологическое отделение ходила, опираясь на костыли, — говорит Алина.  — Однажды я поехала на санаторное лечение в Саки. Увидев, как люди, выжившие в сложных ДТП, передвигаются в колясках, поняла, что мне невероятно повезло. Возможно, если бы я попала в руки других врачей, то тоже осталась бы инвалидом.

Андрей Истомин объясняет, что быстрому выздоровлению Алины способствовало прежде всего то, что в ходе противошоковых мероприятий тазовое кольцо фиксировали с помощью двух специальных стержней (размером с шариковую ручку), которые вводятся под четко заданным углом в определенные анатомические точки. Стержни соединяют балкой. Такая конструкция препятствует нарастанию забрюшинной гематомы, которые особенно опасны в момент рассасывания — этот процесс сопровождается тяжелой интоксикацией организма, при которой страдают почки и печень, нарушается работа иммунной системы.

«Бизнес совмещаю с работой детского тренера по плаванию»

Метод внешней фиксации таза уже практически вытеснил из ведущих клиник Украины привычное скелетное вытяжение. Андрей Георгиевич — автор двенадцати изобретений, которые используются сейчас в области травматологии. Одна из самых важных его разработок — адаптируемая математическая модель таза.

- Врач не всегда может точно определить, сколько именно стержней или пластин нужно для фиксации таза, — объясняет Андрей Истомин.  — Плохо и недооценить, и переоценить травму. Разработанная мной математическая модель позволяет выбрать оптимальный метод скрепления поврежденных костей. Все, что для этого нужно, — томография пострадавшего участка и компьютер, в который введена формула расчета нагрузок на определенные элементы таза. Расчеты доказывают, что в ряде случаев можно ограничиться всего лишь одной парой стержней. Все зависит от того, каким образом их вводить в кости таза и скреплять между собой. При этом время операции значительно сокращается.

После лечения стрежневым аппатаром на Алину надели своеобразный корсет из термопластика весом не больше 400 граммов. Он фиксировал таз и поясничный отдел позвоночника, при этом совершенно не сковывая движений.

- Через полтора года после аварии я случайно встретилась с Андреем Георгиевичем, — улыбается Алена.  — Он широко открыл глаза: «Ты что, беременна?» А я была уже на шестом месяце и чувствовала себя замечательно. Вскоре стала мамой.

- Женщинам, перенесшим такие травмы, вынашивать ребенка нужно под контролем специалиста, рожать естественным путем опасно и для мамы, и для ребенка, — говорит профессор.  — В таких ситуациях показано кесарево сечение. Недавно одна из моих бывших пациенток с помощью такой операции тоже благополучно разрешилась от бремени. Но этому предшествовал целый комплекс медицинских мероприятий: фиксация таза специальным поясом из пластика и эластичных материалов, лечебная физкультура. Пару лет назад она во время столкновения автомобилей вылетела через переднее стекло, пролетела вперед с десяток метров(!), ударившись о фонарный столб. Таз девушки был раздроблен на множество фрагментов. И если бы мы не имели новых наработок, пациентке грозила бы глубокая инвалидность.

- Я живу полноценной жизнью, — светятся счастьем глаза моей собеседницы.  — Мне ничего не пришлось в ней менять после травмы. Я окончила институт, получила образование товароведа-технолога общественного питания. Веду свой бизнес, который совмещаю с работой детского тренера по плаванию. Ежедневно провожу в бассейне не менее часа. Сочетаю, так сказать, приятное с полезным. Ведь людям, перенесшим травмы, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, врачи рекомендуют заниматься именно плаванием.

«За десять лет смертность среди тяжело травмированных удалось снизить на 19 процентов, а количество инвалидов — на 38»

- При политравме положительный исход лечения напрямую зависит от координации действий медиков различных профилей, — говорит директор Харьковского областного центра урологии и нефрологии, ректор Харьковского национального медицинского университета профессор Владимир Лесовой.  — Нельзя сопоставлять кости на основе последних научных достижений и при этом по старинке лечить повреждения внутренних органов. А ведь нередко врачи работают обособленно друг от друга, из-за чего нарушается преемственность в оказании медицинской помощи. Вот поэтому мы, группа ученых-клиницистов, разработали схему оказания поэтапной медицинской помощи для больных с политравмами. В ней указано, куда врач должен направить пациента для дальнейшего лечения (реабилитации) при том или ином осложнении.

Кстати, за последние десять лет благодаря новейшим технологиям диагностики и лечения политравм смертность потерпевших удалось снизить на 19 процентов, количество осложнений после аварий на 27 и прогнозируемую инвалидность на 38 процентов!

Надо сказать, что только по проблеме диагностики и лечения множественных, сочетанных и полиструктурных травм профессор Лесовой разработал, запатентовал и внедрил 25 изобретений.

- Условия, в которых находится отечественная медицина, вынуждают (в том числе ради экономии средств) усовершенствовать методики лечения, — поясняет Владимир Николаевич.  — И во многих случаях мы идем впереди мировой науки. Например, для бужирования (расширения просвета канала) семявыводящих протоков (после травм уретры очень часто возникает нарушение семяизвержения) я предложил использовать катетеры, которые применяются в кардиологии при операциях на сердце. Понятно, что их пришлось несколько модифицировать. А что делать, если промышленность не выпускает специальных катетеров для семявыводящих протоков? И вот результат: благодаря применению этой методики на свет появилось уже восемнадцать детей!

Недавно за разработку новых медицинских технологий диагностики и лечения политравм Владимир Лесовой и его коллега Андрей Истомин в числе еще семи человек из медицинских центров Киева, Донецка и Луганска были выдвинуты на соискание Государственной премии Украины в области науки и техники. Они достойны этой высокой награды.