Украина

Летопись независимости: 1992

14:00 — 18 августа 2011 eye 1596

В октябре премьер-министром стал генеральный директор производственного объединения «Южный машиностроительный завод» — народный депутат Леонид Кучма. Новый глава Кабмина получил от парламента чрезвычайные полномочия, в частности право издавать приравненные к законам декреты и назначать руководителей регионов. Тем не менее экономика страны продолжала разваливаться.

С 23 часов 12 ноября указом Президента Леонида Кравчука обращение рубля на территории Украины было прекращено. Все расчеты в стране начали производиться только новыми деньгами — купоно-карбованцами. После введения национальной валюты прекратили хождение одноразовые отрезные купоны, которые как дополнение к советским рублям появились в ноябре 1990 года, чтобы нормировать потребление дефицитных товаров — мыла, сахара, масла и т. д.

*В начале 1990-х в Украине дефицитом стало буквально все — от мыла до молока и сахара. Пытаясь нормировать потребление товаров, в стране в дополнение к рублям ввели одноразовые отрезные купоны, которые ощутимо удлинили очереди в магазинах, ведь продавцам требовалось время еще и на «купонорезание». Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ».

 

В 1992-1995 годах купоно-карбованцы подверглись гиперинфляции. Если в ноябре 1992-го обменный курс составлял 403 карбованца за доллар, то в 1995-м — 117 тысяч за доллар.

В начале года Верховная Рада утвердила национальную символику страны: сине-желтый флаг, малый герб — тризуб и музыкальную редакцию государственного гимна, слова которого парламент одобрил лишь в 2003-м.

В Киеве рядом с Республиканским стадионом (ныне «Олимпийский») открылся один из самых крупных вещевых рынков в стране — «Меркурий». Его сразу же облюбовали рэкетиры. Тем не менее «челночный бизнес» и торговля в период тотальных задержек зарплат и массовых сокращений на заводах, фабриках и в научно-исследовательских институтах многим инженерам и рабочим реально помогали выжить.

Весной в Украине произошел церковный раскол. Архиерейский Собор Украинской православной церкви, исполняя решение Синода Русской православной церкви, сместил с поста предстоятеля УПЦ митрополита Филарета в связи с неисполнением им клятвенного обещания уйти добровольно. Ему также запретили священнослужение (позже Архиерейский Собор РПЦ отлучил Филарета от церкви и предал анафеме). Митрополитом киевским и главой УПЦ избрали Владимира (Сабодана). В июне в Киеве состоялся учредительный собор (не признанный каноническими православными церквями) УПЦ Киевского патриархата, предстоятелем которой стал Мстислав (Скрыпник), а его заместителем — Филарет. Приверженцы УПЦ КП возводят ее историю к Киевской Митрополии, находившейся в юрисдикции Константинопольской церкви, отрицая законность ее перехода в 1686 году под юрисдикцию Московского патриархата.

Предстоятель УПЦ Киевского патриархата Филарет: «В соответствии с церковными канонами в независимом государстве должна быть независимая церковь»

«Вселенский Патриарх прекрасно понимает, что Украина — это независимое государство, — сказал в одном из интервью «ФАКТАМ» патриарх Филарет, отвечая на реплику о том, что Вселенский Патриарх Варфоломей до сих пор не признал Украинскую православную церковь Киевского патриархата. — А в соответствии с церковными канонами в таком государстве должна быть независимая церковь! И если бы этому не противились наши северные соседи, то Вселенский Патриарх уже давно признал бы украинскую церковь как автокефальную. Вот вы спрашивали об объединении в одну поместную церковь. Если бы это произошло, то вопрос о признании украинской церкви решился бы автоматически… Ни я, ни наша церковь эту анафему не признаем вообще: она незаконна. Дело в том, что эта анафема наложена из политических соображений. А вот церковной анафеме предают только за отступничество от православной веры, но никак не за отход от русской церкви».

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир: «Раскол — это внутреннее дело церкви, и преодолевается он методами церковными»

«Церковь в Украине такая, какую ей дал Господь, — сказал митрополит Владимир в одном из интервью пресс-службе Украинской православной церкви. — Она тысячу лет выполняет свою спасительную миссию на нашей земле. Раскол — это внутреннее дело церкви, и преодолевается он методами церковными, о чем и сказано в заявлении Священного Синода УПЦ…  Сегодня статус УПЦ больше, чем автономная (независимая) церковь, но меньше, чем автокефальная (самовозглавляемая). Это позволяет учитывать интересы и тех общин, которые говорят о желании полной независимости УПЦ, и тех, кто дорожит тысячелетним единством с Русской православной церковью. Но самое главное — мы были и остаемся законной частью единого Вселенского Православия. В диалоге с УАПЦ тоже надо искать формулы, которые бы учитывали интересы всех и соответствовали канонам Вселенской Церкви. Что же касается УПЦ КП, то, пока она возглавляется отлученным от церкви человеком, никакого диалога с ней мы вести не можем».

Летопись независимости: 1991, 1993, 1994, 1995, 1996