Житейские истории

«Недавно к нам с телевидения приезжали, так папа поинтересовался у молоденькой журналистки… не замужем ли она»

16:32 — 19 августа 2011 eye 926

Степану Грицану из села Певчее Здолбуновского района Ровенской области исполнилось 105 лет. Несмотря на годы, мужчина прекрасно себя чувствует. В еде он неприхотлив, однако ни дня не может прожить без папирос «Беломорканал» и чашки крепкого кофе. Еще одна слабость долгожителя… красивые женщины.

«Прабабушка прожила 114 лет. Есть с кого брать пример»

 — Папа с мамой воспитали пятерых детей, — рассказывает «ФАКТАМ» дочка Степана Грицана Татьяна Скриган. — Мама прожила 91 год, а отец, слава Богу, здравствует до сих пор. Папины сестры — 87-летняя тетя Люба и 99-летняя тетя Настя — живут здесь, в Певчем. Мы, дети, подарили своим родителям десять внуков и двенадцать правнуков. Наши родственники разбросаны по всей Украине — и в столице, и в Крыму. Я вместе с мужем переехала сюда из Сум, чтобы ухаживать за отцом.

Татьяна говорит, что жизнь отца была не из легких. Он воевал в Великую Отечественную, потом, вернувшись с фронта, работал сначала в местном колхозе, затем на сахарном заводе в селе Мизоч.

*Степан Грицан и его семилетняя правнучка Полина очень дружны

 — Мои бабушка с дедушкой, родители отца, не были долгожителями, — продолжает Татьяна. — Бабуля умерла в 67 лет, дед — в 80. Зато моя прабабушка прожила целых 114 лет! Есть с кого брать пример.

 — Это потому, что она радовалась жизни, — уверен Степан Грицан. — Вот мне, к примеру, ни война, ни тяжелая работа не мешали радоваться солнцу. Каждое утро я благодарил Бога за то, что он послал мне еще один день жизни. Глядишь, и 105 годков набежало. Врачи говорят, чтобы прожить до ста лет, нужно отказаться от алкоголя, сидеть на диете, не курить. А вот я всю жизнь курил по пачке папирос в день. И от чашки крепкого кофе никогда не откажусь.

 — Все наши родные надеются стать долгожителями, — признается Татьяна. — Они уверены, что нужно только прислушиваться к советам отца. Правда, я думаю, что не все нужно делать, как он. Вот, к примеру, отец курит «Беломор», целыми днями дымит, как паровоз! Пап, — обращается она к отцу, — доктор ведь просил, чтобы ты хотя бы на сигареты с фильтром перешел. Я уже молчу о том, чтобы вообще бросить курить. Да разве он послушает? Упрямый!

«Нужно много работать, но не переутомляться. И не переедать»

 — Как вам удалось столько прожить? — интересуюсь у Степана Грицана.

 — Разве это много? — удивляется он. — Люди дольше живут, просто нужно правильно рассчитывать свои силы. Много работать, но не переутомляться, отдыхать до того, как вы устали. И не переедать.

Долгожитель ест все, что приготовит дочка. Но понемногу — боится поправиться. Татьяна говорит, что отец по утрам долго в кровати не лежит, и детей с внуками учит, чтобы те не ленились, побольше двигались.

 — Каждое утро папа обязательно обойдет сад и огород, заглянет к свиньям, выпустит из сарая кур, — объясняет Татьяна. — Днем ложится отдохнуть, а потом снова ищет себе работу. Может косу клепать, лопату точить. Обижается, когда я говорю, чтобы поберег себя. Отвечает, что не старый еще. Собирается на зиму дрова заготавливать.

Папа обожает свою правнучку Полину, ей семь лет. Они шушукаются, секретничают, а потом как засмеются на весь дом! Без нее прадед скучает.

Наверное, главный секрет Степана Грицана в том, что он до сих с интересом смотрит на женщин и не скупится на комплименты.

 — Папа любит сидеть на лавочке и… оценивать женщин, которые проходят мимо, — восклицает Татьяна. — Причем их возраст не имеет значения. Может сказать, к примеру: «А Ольга все так же хороша!» или «Какая красивая родственница к соседям приехала, на этой я бы женился!» Недавно к нам с областного телевидения приезжали, так папа поинтересовался у молоденькой журналистки… не замужем ли она.

 — Степан Грицан — наша гордость, — утверждает председатель сельсовета Юрий Шах. — Его бодрости и оптимизма на десять человек хватит. Всех местных жителей помнит в лицо, со всеми здоровается, с иным может пошутить. Меня обязательно назовет по имени-отчеству, поинтересуется новостями в селе.

Помню, лет пятнадцать назад друг Грицана сказал: «Старые мы, Степа, с тобой стали, пора на тот свет собираться». Знаете, что на это ответил Грицан? «Тебе нужно, ты и собирайся!» Так вот, того человека уже десять лет на свете нет. А наш Степан держится и, похоже, намерен жить еще долго. И женщин как любит! Мне кажется, если бы его дочка Татьяна разрешила, он бы даже женился.