Интервью

Никулин сомневался, закрашивать ли свою седину, а потом решился: «Седой клоун — это не смешно».

16:43 — 26 августа 2011 eye 1696

В советское время Валентин Савельев считался едва ли не самым популярным мастером причесок в Москве. Его клиентами были Фаина Раневская, Юрий Никулин, Мария Миронова, Галина Уланова, Ольга Аросева, жены Юрия Гагарина, Александра Покрышкина, Алексея Толстого…

Возможно, в нынешнее время мастер-модельер стал бы миллионером. Но, по словам Валентина Федоровича, к большим деньгам никогда не стремился. Все его богатство поместилось на нескольких полках книжного шкафа — сотни книг с автографами легендарных личностей, со многими из них он приятельствовал и дружил.

Уже лет пять Валентин Федорович не работает. Но по-прежнему общается со многими своими клиентами: Ириной Мирошниченко, Екатериной Градовой, Валентиной Гагариной, Татьяной Никулиной…

«Помните Бармалея в фильме «Айболит-66», который бегал по болоту, размахивал мечом и орал страшным голосом? Так это был я!»

— Валентин Федорович, как вы приобрели такую знатную клиентуру?

 — Все решил случай. В 1961 году я работал в парикмахерской гостиницы «Юность». Там снимался фильм «Москва музыкальная» с Эдитой Пьехой, Нани Брегвадзе, Ириной Родниной… Я причесывал всех героинь этого фильма. А спустя время меня самого сняли в роли парикмахера в картине «Взрослые дети». Потом пригласили в качестве дублера Евгения Евстигнеева в «Гиперболоид инженера Гарина». А после съемок фильма «Война и мир», где я создавал исторические прически, меня заметил ассистент режиссера Ролана Быкова. Я получал гонорар в кассе «Мосфильма», и он подошел, предложил стать дублером Ролана Быкова в «Айболите-66». Помните, Бармалея, который бегал по болоту, размахивал мечом и орал страшным голосом? Так это был я! (улыбается). Сцену снимали в холод, Ролан Быков из-за простуды участвовать не мог. А у меня флотская закалка — в молодости работал на судне коком.

На «Мосфильме» я познакомился со многими артистами и режиссерами. Немало из них становились моими клиентами. Например, после съемок ленты «Любить человека» известная актриса Тамара Макарова стала меня приглашать к себе домой, чтобы я ее причесывал.

С ее мужем, кинорежиссером Сергеем Герасимовым, я познакомился при весьма любопытных обстоятельствах. Пока я делал прическу Тамаре Федоровне, он на кухне лепил пельмени. Причем точь-в-точь такие, как моя жена лепит — с «ушками». Я не удержался и сказал об этом. Сергей Аполлинарьевич спросил: «А откуда она родом?» «Из Миасса Челябинской области», — ответил я. Не сказав ни слова, он удалился в комнату. И вдруг выходит и протягивает мне свое фото с надписью: «Землячке от земляка. Сергей Герасимов» — для моей супруги.

Спустя время мы подружились семьями. Герасимов и Макарова были очень гостеприимными. Жили в великолепной пятикомнатной квартире. Сергей Аполлинарьевич изумительно готовил! Как-то угощал меня пловом с горохом — ничего оригинальнее я не пробовал.

— Правда, что вы красили Юрия Никулина?

 — Да, это так. Начав седеть, Юрий Владимирович долго сомневался, закрашивать свою седину или нет. А потом все-таки решился: «Седой клоун — это не смешно. Крась, Валентин, да так, чтобы посмешнее было!». Потрясающий был человек! Я бывал у него дома еще в те времена, когда с женой и маленьким сыном он жил в коммуналке. Дом находился рядышком с парикмахерской на Гоголевском бульваре, куда я перешел работать. Знакомство наше состоялось благодаря супруге Юрия Владимировича Татьяне Николаевне, моей клиентке. Потом мои профессиональные услуги понадобились самому Никулину. Он приезжал в парикмахерскую на своей машине. Записывался заранее и всегда поражал пунктуальностью.

Как известно, Никулин был очень общительным человеком. Мы быстро сдружились. При первой же встрече выяснилось, что всем напиткам оба предпочитаем чай. «Три чашки крепкого сладкого чая вполне заменяют стакан спиртного, да и голова не болит», — с улыбкой говорил он. Я много фотографировал Юрия Владимировича у него дома. А он в 1979 году подарил мне свою автобиографическую книгу «Почти серьезно», подписав: «Вале Савельеву на память о нашей многолетней дружбе от клоуна- писателя».

— Приятно.

 — Чувство юмора не покидало его никогда. Как-то я навещал Юрия Владимировича, когда его скрутил радикулит. Телефон в его доме трезвонил, не умолкая. Все интересовались самочувствием артиста и давали советы, как облегчить страдания. «Вот судьба-злодейка! То, что сыграл с Ростиславом Пляттом в новелле «Родственные души» из фильма «Деловые люди», пришлось испытать на себе. Ничего: зато друзья мне столько рецептов дали, что я теперь могу написать книгу «Как бороться с радикулитом». На следующий день я позвонил Никулину, но дома его не застал. Оказалось, он отправился на новогоднюю елку детишек развлекать. Считал, что не пойти (и тем самым расстроить детвору) не имеет права…

 

*»Чувство юмора не покидало Юрия Никулина никогда, он был очень общительным человеком», — вспоминает о встречах со знаменитым артистом Валентин Савельев

Он рассказывал, как однажды послал свое фото незнакомой больной девочке и она… выздоровела. Был невероятно добрым! К слову, мы всегда поздравляли друг друга с днем рождения. У меня именины 13 июня. Никулин мне всегда говорил, что считает это число счастливым. Ведь диаметр цирковой арены — 13 метров.

— Вы были фактически семейным парикмахером Мироновых…

 — Мария Владимировна Миронова заходила в парикмахерскую на Гоголевском бульваре возле своего дома не реже раза в месяц. Женщиной она была строгой и прямой. Обычно садилась в кресло и просила причесать «как всегда». Я ставил ведерко с бигуди и начинал работу. При виде их количества Мария Владимировна неизменно удивлялась: где я нашел на ее голове столько волос? А спустя какое-то время привела ко мне мужа — Александра Семеновича Менакера. Невестку их Катю Градову, первую жену Андрея Миронова, я знал давно. Собственно, она меня и познакомила со свекровью. Однажды и Андрюшу Миронова стриг у Марии Владимировны дома.

Бывал у Кати с Андреем в их однокомнатной квартирке в доме у Никитских ворот. У них было очень уютно. А Мария Владимировна с мужем жили в небольшой двухкомнатной квартире. И часто угощала меня чаем с выпечкой собственного приготовления. Пару раз Андрей привозил Катю ко мне в парикмахерскую.

Туда многие интересные люди приезжали. Например, Юрий Гагарин, с легкой руки которого я прослыл «бабьим угодником». А дело было так. Когда Гагарин вернулся из космоса, в Кремле по этому поводу устроили прием. Накануне я делал прическу жене первого космонавта Валентине. У нее была роскошная коса — до колен! Праздничная прическа выглядела так: волосы завязывались узлом и на затылке выкладывались локоны. Помогал мне стянуть у супруги волосы на макушке в узел сам Гагарин. Потом придерживал их, а я укладывал. Валентина осталась очень довольна. Юрий Гагарин тогда с улыбкой резюмировал: «Ну, Валентин, ну, бабий угодник!».

После всего мы отправились в гостиничный буфет попить кофе. Меня поразило, как просто и естественно держался кумир миллионов. Всем желающим раздавал автографы, фотографировался на память — никому не отказал.

— Как же слава о вас дошла до первого космонавта?

 — По всей вероятности, порекомендовал первый секретарь ЦК ВЛКСМ Сергей Павлов. У меня обслуживалась его супруга Евгения Михайловна. Гостиница ведь находилась в ведомстве ЦК комсомола.

«Галина Уланова всегда угощала чаем и бутербродами с сыром или колбаской»

— Вас ценили и в писательских кругах. Вашим клиентом был драматург Михаил Шатров. Пользовалась вашими профессиональными услугами жена Алексея Толстого, слывшая женщиной весьма утонченной. Известно, что она дружила с Галиной Брежневой и очень любила бриллианты… Прическу вы ей делали какую-то особенную?

 — Людмила Толстая носила «венгерский венчик» — букли с пробором. Одевалась действительно со вкусом. Дома у нее была музейная обстановка: красивая мебель, картины..

— А какую прическу делали «пани Монике» — Ольге Аросевой?

 — У нее не очень длинные волосы были, поэтому прическа получалась довольно незамысловатой. Несколько раз красил актрису и стриг. Бывал и дома у нее. Когда мы приходили вдвоем с Борисом Васильевичем Рунге, с которым Ольга Александровна работала в дуэте, она угощала нас чаем и пирожными с заварным кремом. Еще как-то — пирогами с капустой, которые испекла сама. С Рунге и Аросевой всегда было очень весело.

— А что за история, как вы чаевничали со звездой русского балета Галиной Улановой?

 — Познакомила нас ее ученица — известная балерина Нина Тимофеева. Первый раз Галина Сергеевна пришла ко мне в парикмахерскую, потом я стал ходить к ней домой. Каждый раз, встречая меня у порога, она говорила: «Ой, милый, ты с работы, наверное? Пойдем попьем чайку!» «Милый» — так обращалась ко всем, кто был ей симпатичен. К чаю обычно предлагала бутерброды с сыром или колбаской. Я же действительно приходил к ней после работы.

*Валентин Савельев: «Чаевые меня никогда не интересовали. Все любимые клиенты дарили мне свои книги с автографами»

Трудились мы в две смены. Первая начиналась в восемь утра, заканчивалась в три часа дня. Вторая — с трех дня до десяти вечера. Иногда, работая в первую смену, я приходил на работу к семи утра. Часто клиентки просили причесать их до работы. Опоздать они не могли — тогда с этим строго было. Вот и приходилось выкручиваться.

— Кто-нибудь из киевских знаменитостей доверял вам свою голову?

 — Как-то приезжала в Москву Юлия Пашковская — жена Юрия Тимошенко, знаменитого Тарапуньки. Прической осталась довольна. Даже оставила свое фото с автографом на память.

— Помните своего самого щедрого клиента?

 — Стрижка в те времена стоила всего сорок копеек. На эти деньги можно было купить два батона хлеба. Чаевые меня никогда не интересовали. Главным всегда было сделать человека красивым. Связями я тоже никогда не пользовался. Единственный раз актриса Вера Орлова, когда я сорок лет назад въехал в этот дом, помогла телефон провести.

Однажды хотела мне подарок Фаина Раневская сделать, но я отказался. Меня в качестве мастера ей порекомендовала моя клиентка Броня Захарова, артистка Московского театра юного зрителя. Дала телефон Фаины Георгиевны и попросила ей позвонить. Я набрал номер, договорился, что приду к ней домой.

В назначенное время явился, а клиентки… нет. Вышел на улицу, смотрю: она с собачкой гуляет. Подошел и говорю: «Фаина Георгиевна, здравствуйте! Я Валентин — парикмахер». Она внимательно глянула: «Здравствуй! Голос у тебя добрый, так что… бери мою голову на растерзание».

Мы отправились к ней домой. На стене у нее висел натюрморт работы художника Большого театра. Я залюбовался. Она заметила: «Я бы тебе подарила, но картина этого мастера у меня последняя. Хочешь, я тебе черепок подарю с римских раскопок?» «Да ну, Фаина Георгиевна, зачем?» — смутился я.

Вообще она славилась своей щедростью. Я несколько раз стриг ее и даже однажды перманент делал, но брать подарки от нее как-то неудобно было.

— Простые смертные могли к вам попасть?

 — Конечно! Правда, желательно было записаться заранее — народу всегда было много.

— Какие у вас сейчас хобби?

 — Много рисую: пейзажи, натюрморты. В свое время дарил картины Сергею Герасимову, Марии Мироновой, Юрию Никулину, Ирине Мирошниченко… Пишу стихи, играю на гитаре. Сейчас своим любимым парикмахерским делом практически уже не занимаюсь. Правда, человек пять знакомых стригу по старой памяти, потому что не могу отказать…