В нынешнем году лето для водителей оказалось нетрадиционно спокойным — резких скачков стоимости горючего на АЗС не наблюдалось. Хотя многие считают, что цены и так очень высоки и в случае очередного существенного подорожания горючего пользование автомобилем станет настоящей роскошью. Но, похоже, водителям все-таки придется в очередной раз затянуть пояса, чтобы увеличить поступление народных средств в государственный бюджет.
С сегодняшнего дня возобновляется уплата повышенных ставок акцизного сбора при производстве и импорте нефтепродуктов. Напомним, что повышенные акцизы на топливо были введены Налоговым кодексом и начали действовать с начала нынешнего года. Однако это и ряд других факторов привели к резкому росту стоимости нефтепродуктов. Сначала правительство традиционно обвиняло во всем нефтетрейдеров, но затем было вынуждено снизить с апреля ставки акцизного сбора до уровня 2010 года. Эта временная мера, действовавшая до сегодняшнего дня, позволила стабилизировать цены. Сейчас литр бензина А-95, в зависимости от региона, стоит 10,1-10,49 гривни, а дизельного топлива — 9,55-9,75 гривни. Но уже в ближайшее время стоимость литра горючего может вырасти на 30-50 копеек.
По мнению директора ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонида Косянчука, к концу сентября средняя стоимость литра бензина А-95 может достигнуть 10 гривен 72 копеек, а дизтоплива — 10 гривен. В свою очередь заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев утверждает, что подорожание будет постепенным и растянется на несколько недель, так как владельцы сетей АЗС завезли большие объемы горючего до 1 сентября, с уплатой акцизного сбора по старой ставке. Эксперт считает, что бензин подорожает в среднем на 30 копеек, а дизельное топливо — на 15-20 копеек.
Правда, вчера министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявил, что никакого повышения розничных цен после возобновления действия увеличенных ставок акцизного сбора на топливо не произойдет. Как сообщают «Украинские новости», он признал, что для удержания цен АЗС должны будут снизить свою рентабельность, но это не должно привести к убыточной работе нефтетрейдеров.
Однако есть еще один фактор, способный серьезно изменить ситуацию на топливном рынке. Как заявил Юрий Бойко в интервью «5-му каналу», правительство готовит меры по снижению импорта топлива в Украину. «У нас должно быть такое же соотношение топлива на рынке, как в 2004 году: 15 процентов импорта, а все остальное собственного производства. Такой баланс удерживался за счет того, что у нас были импортные пошлины на нефтепродукты», — подчеркнул министр.
Напомним, Минэнергоугля уже пыталось убедить Кабмин в пользе пошлин на ввоз горючего из-за рубежа. Но тогда против такого решения выступили не только эксперты, но и другие министерства. Однако уже 6 сентября Межведомственная комиссия по международной торговле вновь проведет слушания в рамках расследования относительно импорта нефтепродуктов. После этого правительство может добавить к повышенным акцизам еще и импортные пошлины. В прошлый раз они предлагались в размере 130 евро за тонну нефтепродуктов. По мнению Геннадия Рябцева, в случае введения импортных пошлин до конца сентября стоимость литра А-95 на АЗС может повыситься до 12 гривен, а дизтоплива — до 11 гривен.