Сегодня парламент намерен рассмотреть этот правительственный законопроект
Похоже, революция в налоговой системе будет «бархатной»: проект Налогового кодекса, размещенный на портале Верховной Рады, не содержит многих инновационных норм, которые были проанонсированы при его презентации. В частности, в нем нет сведений о налоге на недвижимость, а также не значится дополнительное налогообложение граждан, получающих более 4 тысяч гривен в месяц. А вот снижение ставки налога на прибыль с 25 до 17 процентов и изменение упрощенной системы налогообложения в проекте пока остались
Учитывая то, как быстро меняется текст кодекса, просчитать окончательный вариант этого основополагающего налогового документа не представляется возможным. Тем не менее «ФАКТЫ» рискнули познакомить своих читателей с тем документом, который был подан в Верховную Раду. Отметим, что правительственный проект Налогового кодекса депутаты собираются рассмотреть уже сегодня. Об этом сообщил председатель парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов после завершения согласительного совета.
Напомним, что во время презентации проекта кодекса министр финансов Федор Ярошенко отметил: налог с доходов физических лиц хоть и остается на уровне 15 процентов, однако вводится дополнительная ставка в размере 17 процентов для наших более обеспеченных сограждан, чей доход превышает 50 минимальных зарплат в год. Если учесть, что с 1 декабря 2010 года минимальная зарплата вырастет до 922 гривен, то на 1 января 2011 года сумма, с которой нужно было бы платить 17 процентов, составила бы 46 тысяч 100 гривен в год, или около 3 тысяч 842 гривен в месяц.
Впрочем, общественность с удивлением не нашла этого положения в законопроекте: ставка остается по-прежнему на уровне 15 процентов. Кроме нее, указаны еще три ставки: 5, 10 и 30 процентов. Две из них существуют и сейчас, это 5 и 30 процентов.
Из нового: ставка 5 процентов будет применяться при налогообложении процентов по текущим или депозитным банковским счетам (в том числе карточным), процентов по вкладам членов кредитных союзов в кредитных союзах. Впрочем, кодекс предполагает начать облагать налогом такие доходы только с 1 января 2013 года. Также данная ставка применяется при налогообложении инвестиционных и других доходов, определенных соответствующими нормами.
Появившаяся в проекте 10-процентная ставка применяется при расчете налога с доходов некоторых работников. К ним, в частности, относятся шахтеры, которые трудятся под землей полный рабочий день, сотрудники государственных военизированных аварийно-спасательных служб и те, кто работает в особо вредных и тяжелых условиях (должности указаны в так называемом списке № 1).
Кроме того, у нас остается ставка налога в размере 30 процентов, которая взимается с выигрышей и призов (кроме государственной денежной лотереи), а также доходов, которые иностранцы получают в нашей стране, за исключением сумм, полученных зарубежными гастролерами.
Кстати, налогообложение гонораров иностранных звезд, полученных ими во время гастролей по Украине, в проекте кодекса описано отдельно: их обязали вносить в украинскую казну 15 процентов заработка, поскольку предприятия, предоставляющие концертные площадки для таких гастролей, приравняют к налоговым агентам.
Еще одно новшество: вместо налогового кредита у нас появится налоговая скидка. Также расширяется перечень расходов, на которые она распространяется. В частности, кроме процентов по ипотеке, благотворительных взносов и помощи, платы за обучение, затрат на пенсионное страхование, на усыновление и лечение бесплодия, в список добавились суммы, потраченные на переоборудование транспортного средства для использования биотоплива вместо бензина.
В проекте закона остались и налоговые льготы: для семей с детьми, чернобыльцев, студентов, аспирантов, учеников, инвалидов и некоторых ветеранов войны.
Как и обещано, ставка налога на прибыль снижается с 25 до 20 процентов, а затем ее должны уменьшить до 17 процентов. Но, как выяснилось, не навсегда. В законопроекте указано, что ставка налога на прибыль с 1 января 2012 года применяется в размере 19 процентов, с 1 января 2013 года — 18 процентов, а с 1 января по 31 декабря 2014 года — 17 процентов. Это может означать, что с 2015 года предприятиям снова придется платить 20 процентов с прибыли.
Ставка НДС, несмотря на различные прогнозы, в проекте не изменилась: она осталась на нынешнем уровне — 20 процентов. Зато предусмотрена подача отчетности по этому налогу в электронном виде, что может напомнить нашим сограждан «благодатные» времена НДС-счетов
Тут тоже намечены определенные перемены. В частности, на едином налоге смогут работать:
Что означает фраза «на протяжении четырех лет, предшествующих переходу на упрощенную систему» — осталось «за кадром». Возможно, ее будут трактовать как ограничение для новозарегистрированных предприятий и предпринимателей
Перейти на упрощенную систему не смогут те, кто занимается игорным бизнесом, обменом иностранной валюты, производством, импортом, экспортом и оптовой продажей подакцизных товаров, сотовой и мобильной связью, оптовой торговлей, торговлей через интернет, финансовым посредничеством, внешнеэкономической деятельностью и некоторыми другими (по мнению авторов проекта, высокорентабельными) направлениями.
Есть также отдельный пункт, касающийся физических лиц. Платить единый налог не разрешат частным адвокатам, бухгалтерам, аудиторам, рекламистам, кадровикам, коммерческим консультантам, риэлторам и так далее.
Интересно, что для физлиц ставки этого налога не меняются: они по-прежнему зафиксированы на уровне 20-200 гривен. А вот для юридических лиц вместо нынешних двух (6 и 10 процентов — в зависимости от того, является ли фирма плательщиком НДС) остается одна ставка в размере 6 процентов. И при этом, согласно законопроекту, «единоналожники» вообще не являются плательщиками НДС.
Зато в кодексе остались положения о налоговых каникулах. На пять лет — с 1 января 2011 года по 31 декабря 2015 года — будет установлена нулевая ставка единого налога для физических лиц, занимающихся предоставлением бытовых услуг, если их годовой доход окажется не более 300 тысяч гривен, и для юридических лиц, у которых объем дохода не превышает 100 тысяч гривен в год.
Если правительство и собиралось ввести налог на роскошь путем дополнительного налогообложения автомобилей стоимостью свыше 50 тысяч евро, то в проекте это никак не отразилось. Единственное, что может хоть как-то претендовать на усиление налоговой нагрузки на богатых людей, — это повышение ставок налога на автомобили с мощным двигателем. В частности, для автомобилей с объемом двигателя от 3501 до 4500 «кубов» транспортный сбор возрастет до 45 гривен за кубический сантиметр, от 4501 до 5500 «кубов» — до 50 гривен, свыше 5550 «кубов» — до 55 гривен. В настоящее время для всех машин с объемом двигателя более 3500 кубических сантиметров действует единая ставка — 40 гривен.
Кроме того, предлагается взимать транспортный налог с владельцев частных самолетов и вертолетов: 20 и 30 копеек за каждый килограмм максимальной взлетной массы соответственно. Более подробно об изменениях транспортного налога вы сможете прочитать в «ФАКТАХ» в субботу.
Согласно законопроекту, вместо 29 государственных налогов и сборов у нас останется только 19, а вместо 14 местных — пять. Перечень налогов сократили по разным причинам. Например, три платежа (государственная пошлина, судебный сбор и единый сбор, который вносится в пунктах пропуска через государственную границу) были исключены из кодекса в связи с тем, что по своей экономической сути не являются налоговыми доходами бюджета. Но большинство платежей исчезнут из-за неэффективности: затраты на их взимание превышали получаемые средства. К примеру, это сборы за выдачу ордера, проведение гастролей, право использовать местную символику, право проведения кино и телесъемок, а также сбор с владельцев собак, гербовый сбор, налог на промысел и так далее
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ