Ровно 70 лет назад, 12 сентября 1941 года, Екатерина Зеленко на своем бомбардировщике Су-2 таранила фашистский истребитель и стала единственной в мире женщиной, совершившей воздушный таран
Ближе к вечеру 12 сентября 1941 года жители села Анастасиевка Сумской области увидели в небе два краснозвездных самолета. Неожиданно из облаков на них свалились семь «мессершмиттов». Один советский самолет вошел в пике, словно падал, и вскоре скрылся за горизонтом. Другой — развернулся и ринулся на противника. Вскоре от его огня загорелся один немецкий самолет. Но силы были неравными. У нашего самолета замолчали пулеметы. От него отделился темный предмет, над которым вскоре раскрылся купол парашюта. Самолет продолжал лететь. Уклонившись от очередной огненной трассы, он сделал боевой разворот и неожиданно ударил крылом по фюзеляжу пытавшийся увернуться ближайший «мессершмитт». Фашистский самолет раскололся надвое. Наш взорвался и тоже начал падать.
Летчика выбросило из кабины, парашют не раскрылся. Когда люди подбежали к нему, в планшете обнаружили медальон с фотографией маленького курчавого мальчика и волосиками другого ребенка, зеркальце и губную помаду. Пилот, уничтоживший два «мессера», оказался женщиной!
О том, что это была за женщина, которую западные журналисты назвали русской Валькирией, «ФАКТАМ» рассказал незадолго до своей смерти Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Анатолий Пушкин — в 1941-м заместитель командира полка.
*Катя Зеленко не дожила двух дней до своего 25-летия
— Старшему лейтенанту Екатерине Зеленко в сорок первом было 24 года, — вспоминал Анатолий Иванович. — К тому времени она служила на должности заместителя командира эскадрильи, была одним из самых опытных наших летчиков. Родилась Катя в селе Корощино Олевского района Житомирской области. Самолет, на котором она летала, ближний бомбардировщик Су-2, серийно изготовлялся тоже в Украине, на Харьковском авиазаводе. Он был создан незадолго до войны. Катю привлекали к испытаниям новинки.
В сентябре фашисты пытались замкнуть кольцо окружения, в котором войска Юго-Западного фронта защищали Киев. В тот день, 12 сентября, Екатерина дважды вылетала на разведку. После обеда понадобилось найти крупную группировку немецких танков в районе Ромны — Нежин — Прилуки — Пирятин — Лубны. Самолет Зеленко имел повреждения, поэтому в третий боевой вылет она отправилась на моем самолете в паре с командиром эскадрильи капитаном Лебедевым, который летел ведущим.
Воздушные разведчики добыли ценную информацию. Ее надо было немедленно доставить командованию. Но когда Лебедев и Зеленко возвращались на свой аэродром, в районе города Ромны их атаковали семь истребителей «Мессершмитт-109». У наших летчиков был приказ не вступать в бой. А фашисты наседали. Чтобы самолет Лебедева смог уйти от преследования, Зеленко решила отвлечь противника.
На первом этапе войны мы чуть ли не все время летали на бомбежки без прикрытия истребителей. И нам часто удавалось успешно уходить от истребителей противника. Думаю, были шансы уйти и у Екатерины Зеленко. Но она приняла бой. Атакуя, вела огонь из четырех расположенных в крыльях пулеметов. Как рассказывал штурман лейтенант Николай Павлык, он сидел в задней кабине и стрелял из двух пулеметов по самолетам, пытающимся зайти «сушке» в хвост. Один из «мессершмиттов» оказался в прицеле Кати. Она нажала на гашетку. Фашист задымил. Вдруг по бронеспинке ударили вражеские пули. В кабине запахло гарью. «Павлык, куда смотришь!» — закричала Катя и подумала, что товарища, наверное, убили. Раненый штурман был жив, но у него кончились патроны. Командир самолета приказала ему прыгать. Павлык успел вывалиться из самолета, увидел, как Катя ударила немца, и потерял сознание. Очнулся от рывка раскрывшегося парашюта. Видел, как на землю падали обломки «сушки» и фашистского самолета.
— А что капитан Лебедев? Долетел?
— Он был вынужден приземлиться на другом аэродроме. Но ситуацию с немецкими танками доложил вовремя. То есть они с Катей задачу выполнили. Что касается ее боя, очевидцы рассказывали, фашистские летчики были настолько потрясены тараном советского пилота, что забыли о висевшем на парашюте штурмане и не стали его расстреливать в воздухе. Катя погибла в нескольких минутах лета от нашего аэродрома, находившегося в соседнем районе возле села Берестовка. Не дожила двух дней до своего 25-летия. Мы, к сожалению, не смогли организовать поиски ее тела, так как были вынуждены срочно отступать. Противник занял территорию, где она упала.
О погибшей позаботились жители села Анастасиевка. Имя Кати они установили по комсомольскому билету и орденской книжке. Ее похоронили в селе. После войны останки были перезахоронены в Курске, где прошла ее юность.
Историки авиации переворошили все архивы и ахнули: Катя Зеленко оказалась единственной в мире женщиной, совершившей воздушный таран!
Еще в 1941 году мы представили ее посмертно к званию Героя Советского Союза. Но некоторые высокие чины засомневались, что она погибла именно вследствие таранного удара, а не просто в неравном воздушном бою. И в декабре 1941 года за то, что спасла своего командира и обеспечила выполнение боевого задания, ее посмертно наградили орденом Ленина.
В 1971 году на месте гибели храброй летчицы поисковики произвели раскопки и на глубине трех метров обнаружили части ее самолета. А в нескольких километрах оттуда нашли обломки сбитого «Мессершмитта-109» со следами таранного удара. Благодаря усилиям общественности лишь 5 мая 1990 года, накануне 45-летия Победы, Екатерине Зеленко было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. На месте ее гибели установлен обелиск. А в селе, откуда последний раз взлетала, поставили памятник.
- Как девушка из глухого полесского села, окруженного лесами и болотами, смогла стать летчицей?
— Детство Кати Зеленко прошло в Курске, — рассказывал Анатолий Иванович. — Там девушка окончила семилетку. Она была у родителей десятым ребенком. Полесье, знаю, и сейчас, наверное, славится, многодетными семьями… Вскоре после рождения Кати в России произошла революция, началась разруха, и семья переехала в Курск. Как рассказывала Катина сестра Людмила Ивановна, Катюша росла очень шустрой, энергичной девочкой. Не хуже пацанов лазила по деревьям, заборам. Когда мальчишки, впервые услышав о парашютах, договорились сигать с крыши сарая с зонтиками, Катя прыгнула первой. А парни сдрейфили! Впоследствии она с удовольствием прыгала с парашютом.
И когда Катюша заявила, что будет летчицей, два старших брата, которые уже были авиаторами, посоветовали ей поступать в Воронежский авиационный техникум, готовивший кадры для местного авиазавода. В Воронеже жила ее старшая сестра Софья. И работал аэроклуб. В те годы в стране прозвучал клич: «Комсомолец — на самолет!». Уже в аэроклубе девушка доказала, что может летать не хуже мужиков.
А позже, поступив в Оренбургскую авиашколу, где впоследствии учились Юрий Гагарин, другие космонавты и известные авиаторы, Катя стала военным летчиком. Знания, полученные в техникуме, помогли ей стать еще и испытателем.
Вот какую характеристику в конце 30-х годов молодой летчице дал один из ее первых командиров, наш знаменитый коллега Герой Советского Союза, тогда еще полковник Николай Каманин: «Волевые качества развиты хорошо. Энергична. Решительна. Личная огневая подготовка хорошая. Передавать свои знания подчиненным может. Уверенно летает на самолетах У-2, Р-1, Р-5, Р-10, УТ-1, УТ-2. Достойна присвоения воинского звания старший лейтенант…»
Во время советско-финской войны 1939-1940 годов на аэродром, построенный на льду замерзшего озера, приехал бригадный комиссар (впоследствии генерал-полковник авиации, член военного совета ВВС) Андрей Рытов. Летчики жили в домиках, расположенных на берегу. Политработник зашел в один из них. На полу — ни соринки, на окнах — марлевые занавески, стол накрыт скатертью, и даже еловая веточка с шишками в банке красуется. Комиссар похвалил летчиков за порядок. И поинтересовался, кто создает такой уют. «Хозяйка», — ответили соколы и показали ситцевый полог, висевший на телефонном проводе. Из-за него появилась девушка с короткой стрижкой, в унтах, ладно пригнанной гимнастерке, подпоясанная офицерским ремнем. На голубых петлицах краснели по три кубика. «Старший лейтенант Екатерина Зеленко, — отрапортовала девушка и смущенно добавила: — Екатериной представляюсь, чтобы не путали с мужчиной…» С виду она была похожа на молодого парня. Но женщину в ней выдавали карие жгучие глаза и маленькие пунцово-красные губы. Летчики с улыбкой рассказали, что благодаря Кате в доме — ни пьянства, ни табачного дыма, ни мата. Зато покой и уют, которого так часто не хватало измученным частыми переездами и тревогами военным.
Екатерина Зеленко была единственной женщиной-летчицей, принимавшей участие в финской кампании. На бомбардировщике Р-Z совершила восемь боевых вылетов. Уничтожила артиллерийскую батарею и крупный склад боеприпасов противника. За это ее наградили орденом Красного Знамени. Его в Кремле вручал председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин. Катя писала, что во время фотографирования награжденных Михаил Иванович посадил Катю рядом с собой, и это фото хранилось у нее, потом у Павла. Вернувшись в Харьков, успешно освоила новый самолет Су-2 и в качестве летчика-инструктора учила на нем летать командный состав девяти авиационных полков (всего перед войной этот бомбардировщик получили 14 авиаполков ВВС.
В форме, пилотке и сапогах издалека она ничем, казалось бы, не отличалась от мужчин. Но все мы тогда были молоды. И Катя все равно оставалась женщиной. «Эх, Соня, как все изменилось! — писала она сестре вскоре после начала войны. — Какие планы были!.. Я собиралась в летних лагерях варить варенье, там в лесах возле аэродрома ягоды очень много, особенно земляники. Мечтали с Пашей о ребеночке. Ради этого я на время прекратила бы полеты. Теперь же пишу письмо под крылом. Вот-вот полечу на задание. Не беспокойся за меня…»
В 1940 году Катя полюбила летчика, командира эскадрильи из нашего полка Павла Игнатенко. Он просил стать его женой. А она считала, что ей, единственной в полку женщине, неудобно становиться замужней дамой. Не хотела она свадьбы, даже когда почувствовала, что беременна. Втягивала живот, чтобы однополчане и начальство не заметили изменившейся фигуры, и продолжала летать.
Возможно, это и привело к тому, что раньше времени родила двойню. Ведь сама по себе была здоровой молодой женщиной! Один мальчик родился мертвым, другой прожил недолго. Очень убивалась. Перед похоронами срезала с головки сына прядь волос и положила в медальон. В нем Катя хранила еще и фото своего маленького племянника Валентина — сына старшей сестры Сони. С этим медальоном и летала.
В мае 1941 года Павла направили на учебу в Москву, в военно-воздушную академию. «Давай, — сказал он Кате, — хоть теперь распишемся!» Она ответила, что ее через год тоже направят туда же. В Москве, дескать, они и распишутся.
Но тут грянула война. Катя написала Паше, что отправляется на фронт. Он бросил академию, попросился обратно в их полк, чтобы воевать вместе. И уже в полку Игнатенко и товарищи все же уговорили Катю сыграть свадьбу. После полетов мы накрыли стол в большой палатке-столовой — принесли водки, летные пайки, нарвали невесте несколько букетов полевых цветов. Начальник снабжения выделил молодоженам самую новенькую отдельную палатку. А утром снова отправились в полеты.
Павел Игнатенко очень переживал гибель жены. Никак не мог поверить, что она погибла. Расспрашивал людей, которые могли видеть бой. Писал запросы в госпитали. Пронесся слух, будто раненую девушку-летчицу кто-то видел в санитарном поезде, идущем в Харьков. Затем — будто ее увезли вместе с госпиталем на Урал. Ответы приходили неутешительные: такой-то у нас нет.
Капитан Игнатенко мстил фашистам — воевал яростно, бомбил немцев всегда на бреющем полете, чтобы вражеские зенитчики не успели опомниться. А погиб нелепо. В 1943 году улетел в командировку в тыл получать для полка новые машины. В свободное время ездил по госпиталям, искал любимую. И когда последняя надежда рухнула, снова стал словно не в себе. На аэродроме по неосторожности попал под винт рулившего самолета. Много хороших людей перемолола война.