Интервью

Лариса Кадочникова: «Встретив недавно исхудавшего Юрия Ильенко, я спросила: «Как ты себя чувствуешь?» Он печально посмотрел на меня и тихо сказал: «Как видишь… »

0:00 — 18 июня 2010 eye 1474

Сегодня Киев прощается с известным кинооператором, режиссером и сценаристом

Юрий Ильенко умер на 75-м году жизни в своем любимом месте — на даче в селе Прохоровка Черкасской области. У режиссера осталась жена — актриса Людмила Ефименко — и сыновья Филипп и Андрей. Прощание с народным артистом Украины состоится сегодня в Доме учителя с 9 до 12 часов. В 13. 00 — отпевание во Владимирском соборе.

Последней режиссерской работой Юрия Ильенко стал фильм «Молитва за гетмана Мазепу» (2001), вызвавший неоднозначные оценки и дискуссии не только среди кинокритиков, но и политиков. В последние годы режиссер активно занимался политикой, являлся одним из идеологов партии «Всеукраинское объединение «Свобода».

В кино Ильенко дебютировал в качестве оператора в фильме Якова Сегеля «Прощайте, голуби» и был удостоен наград на фестивалях в Праге и Локарно как лучший оператор. Еще более удачной стала его работа в фильме Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Он вошел в число немногих отечественных кинематографистов, ставших известными на весь мир.

Режиссерская карьера Ильенко началась с картины по сценарию Ивана Драча «Родник для жаждущих». Однако она была запрещена партийными идеологами. Двадцать два года (с 1968-го по 1988-й) пролежала на полке и следующая его лента «Вечер накануне Ивана Купала». А вот третий фильм «Белая птица с черной отметиной» (1971) принесла режиссеру успех и признание. Фильм получил главный приз Московского кинофестиваля и премию «Серебряные сирены» на международном фестивале в Сорренто (Италия). Во всех этих картинах снималась известная актриса Лариса Кадочникова, с которой Ильенко прожил в браке 18 лет. И хотя режиссер и актриса давно разошлись, Лариса Валентиновна вспоминает только светлые моменты их жизненного и творческого союза.

«Вскоре после объяснения в любви Юра сказал: «Есть к тебе деловое предложение. Выходи за меня»

- Последний раз я видела Юру на похоронах Леся Сердюка в Театре имени Ивана Франко, — говорит Лариса Кадочникова.  — До этого момента мы много лет не общались. Это была тяжелая встреча для нас обоих. Юра был подавлен смертью коллеги. Да и сам был тяжело болен. Я увидела совершенно другого человека: исхудавшего, с огромными глазами. «Юра, как ты себя чувствуешь?» — спросила я. Он печально посмотрел на меня и тихо сказал: «Ну, как видишь… » «Желаю тебе только здоровья», — произнесла я, с трудом сдерживая слезы. Вышла в холл и разрыдалась. После этого не спала всю ночь, вспоминая нашу творческую и супружескую жизнь. Представляю, как тяжело сейчас его семье.

- Вы познакомились еще во время учебы во ВГИКе?

- В институте все знали друг друга без представления. Я училась на актерском факультете, Юра — на операторском, вместе со многими талантами: Сашей Княжинским, Георгием Рербергом, Тарковским- старшим, Василием Шукшиным. А преподавал у них Сергей Герасимов. Юра часто тогда меня снимал. Однажды вместе с Сашей Княжинским они пошли провожать меня до дома, всю дорогу рассказывали смешные истории, хохотали. В метро Саша отстал от нас, а Юра проводил меня до дома и сказал: «Лариса, ты знаешь, я давно в тебя влюблен. Можно, буду звонить тебе?» Я не возражала: «Пожалуйста. Звони». Дала свой телефон. Очень скоро он ошарашил меня: «Есть к тебе деловое предложение. Выходи за меня». Мы отгуляли свадьбу. Поехали на речку небольшой компанией. Помню, у меня было очень красивое дымчато-серое платье на обручах. Остановились в великолепном месте, с качелями у реки. Все веселились, прыгая с качелей в воду прямо в одежде. Почти сразу после свадьбы Юра уехал на Ялтинскую киностудию, а я работала в театре «Современник». Когда выдавалось свободное время, он прилетал в Москву. Обязательно с огромной охапкой цветов и запахом моря!

- Правда, что вы отказывались играть в «Тенях»?

- Сначала Сергей Параджанов пригласил поработать оператором Юру. Обо мне речь тогда не шла. Мы случайно встретились на Тверской. Это было летом, стояла жара. Параджанов сидел на черном чемоданчике — в черном костюме, шляпе. Очень на Чарли Чаплина похож. Юра представил меня. «Так это же Маричка! Другой я не представляю!» — воскликнул Параджанов. После этого все и началось.

«Он всегда сам готовил угощение для своих друзей: шашлык, мясо на гриле»

 — Каким был Юрий Герасимович на съемочной площадке?

- До сих пор удивляюсь, как он мог постоянно носить на плечах эту тяжеленную камеру! Конечно, был очень сильным, крепким, с мощной фигурой. Он буквально носился с этой камерой, но кадр никогда не дрожал. Это колоссальное мастерство и талант. Плюс молодость и энтузиазм. Казалось, так будет всегда.

Как только выдавалось свободное время, мы ехали в Прохоровку, в домик на Днепре. На маленькой надувной яхте с парусом выходили на прогулку по реке. Иногда приезжали друзья Юры: операторы, режиссеры. Он сам готовил им угощения. Вы знаете, так вкусно и быстро! Особенно ему удавались шашлык, мясо на гриле. Любил побольше специй, чтобы было острее.

- Ему нравились большие компании?

- Много времени он проводил с Костей Степанковым, Леней Осыкой, Иваном Миколайчуком. Они приходили к нам на квартиру с самого утра, обсуждали творческие планы, выпивали, куда-то ехали, потом опять приезжали, говорили, опять выпивали, много курили…

- Выпивка была проблемой?

- Во всяком случае, это не было поводом для встречи. В то время культом и предметом восторга был Эрнест Хемингуэй! Мы зачитывались его произведениями, ребята подражали его образу жизни, свободе… Даже черные свитера грубой вязки в полоску где-то доставали или покупали нитки и на заказ вязали. Юра никогда не жаловался на здоровье. Лишь однажды почувствовал себя неважно после очередных посиделок с друзьями. Вызвали «скорую». Он лежал на раскладушке в комнате-мастерской, увешанной картинами, миниатюрами из дерева, которые Юра сам вырезал, сувенирами и подарками… Врач больше времени уделяла не пациенту, а рассматриванию стен… Измерила давление и посоветовала употреблять меньше спиртного… Это был единственный за 18 лет нашей совместной жизни случай недомогания Юры. Он из семьи крепышей.

Помню, на съемках «Белой птицы… » мы устраивали соревнования, кто больше насобирает грибов. Вставали утром и бежали в горы. В лесу собирали грибы мешками. Потом сушили их, жарили, отдавали местному населению! Не так интересно было их готовить, как собирать. Важно же, кто больше наберет. Юра вместе с Костей Степанковым носились по горам, а потом целый день работали на съемочной площадке, не ощущая усталости.

«Постоянно приходилось доказывать, что супруга Ильенко достойна роли. Иногда я не сдерживалась и плакала прямо на площадке»

- Говорят, Юрий Герасимович был довольно жестким человеком?

- В его профессии это просто необходимо. На площадке надо быть руководителем. Он был очень требовательным и к себе, и к окружающим. А с меня как с жены был особый спрос. Приходилось постоянно доказывать, что супруга достойна этой роли. Иногда я не сдерживалась и плакала прямо на площадке. Часто обстоятельства складываются так, что лето снимают зимой, а зиму — летом. Прощание Марички и Ивана в «Тенях забытых предков» снимали осенью, в конце ноября. Было уже холодно, всего градусов пять тепла. И при такой температуре нас поливали водой из горной речки. Несколько дублей на головы лилась ледяная вода. Правда, Юра и Сергей Параджанов решили поддержать актеров: тоже разделись и мерзли вместе с нами. Но никто после этого даже не кашлял. А вот после того, как бродила по колено в речке во время съемок фильма «Вечер накануне Ивана Купала», слегла в больницу.

- И после этого вы расстались?

- Мы расстались во время съемок картины «Мечтать и жить». Из-за ряда причин она не получилась, пришлось несколько раз переделывать сценарий. Миколайчук отказался сниматься. Пригласили Нахапетова, но и это не повлияло на результат. Хотя, по сегодняшним меркам, этот фильм — шедевр.

- 24 года Юрий Ильенко оставался без работы в кинематографе.

- Он все время что-то искал. Но не все удалось реализовать. Они с Параджановым много собирались вместе снимать, в частности «Слово о полку Игореве», фильм о Катерине Билокур, в котором и я должна была играть… Трудно было пробиться, пройти сквозь преграды чиновников, чтобы запустить фильм. Ускорить этот процесс могло тогда поступление в партию. «Юра, вступи в партию!» — говорили ему одни. «Ты делаешь колоссальную глупость. Зачем тебе партия? Ведь будешь зависим, тебя заставят снимать то, что надо только им!» — говорили другие. Он долго сомневался, а потом все-таки решил. Мне кажется, этот поступок отразился на его дальнейшей деятельности. Чувствовался внутренний дискомфорт Юры. Он стал раздражительным, неудовлетворенным собой… В тот период начал больше выпивать. Наш союз исчерпал себя, и мы расстались. Но я очень благодарна ему за то, что снимал меня. Ведь если бы не эти работы, не было бы и моей дальнейшей карьеры.