За последние две недели стоимость горючего на заправках существенно не изменилась, несмотря на значительное повышение с 1 сентября ставок акцизного сбора на нефтепродукты. Сегодня цена литра бензина А-95 в среднем по стране составляет 10 гривен 29 копеек, бензина А-92 — 9 гривен 97 копеек, А-80 — 9 гривен 54 копейки, дизтоплива — 9 гривен 63 копейки. Однако уже в октябре можно ждать подорожания не только автомобильного, но и авиационного топлива. А значит, вырастет и себестоимость поездок на автомобилях, и цена билетов на самолеты.
В правительстве считают, что в ближайшее время горючее на автозаправках не подорожает.
— Мы не ожидаем повышения цен на топливо в розничных сетях АЗС до середины третьей декады сентября в связи со значительными запасами горючего у нефтетрейдеров, — сообщил заместитель директора департамента нефтегазовой промышленности Министерства энергетики и угольной промышленности Украины Константин Бородин. — На 1 сентября переходные остатки, приобретенные еще в прошлом месяце, составляли порядка 800 тысяч тонн, чего достаточно для продажи на АЗС в течение 25-27 дней. Пока это топливо не будет распродано по старым ценам, секретариат экспертно-аналитической группы при Кабинете министров не будет включать новые ставки акциза в свою расчетную формулу.
Впрочем, и правительство, и эксперты не скрывают, что избежать небольшого повышения цен не удастся.
— Акциз на бензин А-95 вырастет почти на 50 копеек за литр, — напомнил директор консалтинговой группы «A-95» Сергей Куюн. — Примерно 20-30 копеек будут покрыты за счет маржи операторов, а вот еще 20-
30 копеек они добавят к цене топлива. Поэтому если сегодня литр бензина
А-95 стоит от 10 гривен 10 копеек до 10 гривен 50 копеек, то к концу сентября он может подорожать до 10 гривен 30 копеек — 10 гривен 70 копеек. А вот стоимость дизельного топлива вообще не будет расти, — заверил эксперт.
Кстати, некоторые специалисты считают, что к концу года розничные цены на украинских заправках могут даже снизиться, если, конечно, не будет введена пошлина на импорт нефтепродуктов или резко не подорожает нефть.
— Мировые цены на нефть в четвертом квартале создают реальные предпосылки для уменьшения стоимости нефтепродуктов в Европе и, соответственно, в Украине, — считает директор Научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин. — Сможет ли потенциал снижения цен реализоваться на нашем рынке, в значительной мере зависит от договоренностей правительства с импортерами и украинскими нефтеперерабатывающими заводами.
Эксперт прогнозирует, что к концу года стоимость крупнооптовых партий бензина А-95 украинского производства упадет по сравнению с ценами в августе на 6-7 процентов. Соответственно, в рознице горючее тоже подешевеет. Не исключено, что литр бензина А-95 будет стоить 9 гривен 56 копеек, а дизтоплива — 8 гривен 90 копеек.
Тем временем ситуация с авиационным бензином ухудшается. На днях представители компании «ТНК-BP» заявили о намерении уже в октябре повысить стоимость авиатоплива на 130 долларов за тонну.
— В связи с дефицитом авиатоплива как на внутреннем, так и на внешних рынках его цена выросла, что не позволяет нам продолжать удерживать стоимость реализуемого нами топлива на прежнем уровне. Повышение составит не более 15 процентов, — сообщил директор департамента бизнес-маркетинга ООО «ТНК-BP Коммерс» Кирилл Молоденков.
Однако многие эксперты считают, что подорожание авиатоплива и, как следствие, авиабилетов абсолютно необоснованно.
— Анонсированное одним из крупнейших производителей авиатоплива повышение цен в октябре трудно объяснить с точки зрения мировой конъюнктуры, — заявил Сергей Куюн. — О каком повышении можно говорить, если Украина и так удерживает печальное лидерство по ценам на авиатопливо в Европе?
Согласно официальному прейскуранту, размещенному на сайте ПАО «Укртатнафта», стоимость тонны авиатоплива без учета НДС, акцизного сбора и экологического налога составляет 11 тысяч 690 гривен, или 1 тысячу 461 доллар. В то же время, согласно котировкам агентства Platts, средняя цена тонны авиатоплива марки Jet-A1 в портах Западной Европы в первой декаде сентября составляла 1 тысячу 24 доллара. Это практически в полтора раза дешевле, чем на Кременчугском НПЗ.
— Проблемы с авиатопливом в первую очередь обусловлены монополизацией этого рынка, который разделен между двумя компаниями, — заявил Сергей Куюн. — Чтобы исправить ситуацию, правительству необходимо всячески способствовать развитию конкуренции, а также либерализации рынка энергоносителей по европейскому принципу.