Впервые в истории восхождения на самую высокую гору Европы группа украинцев покорила ее столь необычным способом
— Зачем надо было забираться на такую высоту с велосипедами? — изумляюсь я.
— Ну вот, и вы туда же! — улыбается 53-летний руководитель полтавских велотуристов, посвятивших свое восхождение на Эльбрус двадцатилетию независимости Украины, тренер по триатлону из Комсомольска Владимир Попов. — Сколько раз я уже слышал этот вопрос! Проехать на велосипедах 800 километров от Керчи до Кисловодска, пересечь Главный Кавказский хребет и оставить их у подножия горы — это было бы не то. Мы с ребятами находились в прекрасной физической форме и были уверены, что дополнительные 13 килограммов — именно столько весит велосипед — особой тяжестью нам не покажутся.
*Руководитель полтавских велотуристов Владимир Попов (впереди группы): «Мы с ребятами находились в прекрасной физической форме и были уверены, что дополнительные 13 килограммов — именно столько весит велосипед - особой тяжестью нам не покажутся»
— Вы их катили?
— Нет, мы на них съезжали вниз и только иногда, где невозможно было ехать, катили. Лично мне это очень понравилось. А вверх несли за плечами. Соорудили специальные лямки, положили в них велосипеды и рванули вперед… Эта картина у всех альпинистов, которые встречались нам в пути, вызывала только добрые улыбки и положительные эмоции.
Высота Эльбруса — 5 тысяч 621 метр над уровнем моря, что равно высоте (если только возможно представить такое) 600-этажного дома. Есть горы и повыше, но данная вершина — самая высокая в Европе. И практически каждый, кто решается на ее покорение, пытается сделать это по-особенному. Видели, говорит Владимир Попов, и таких, кто поднимался в летних брюках и босоножках. А вот его команда готовилась к восхождению долго и основательно. И у самого руководителя группы, и у тех, кто шел с ним в одной связке, достаточный опыт преодоления горных вершин на велосипедах в Крыму и Карпатах.
— Помню, в прошлом году при восхождении на Говерлу нам встретился вуйко, такой уставший, что едва дышал, — рассказывает Владимир Попов. — Увидев нас, бодрых, он воспрянул духом: «А я, хлопцi, було, назад хотiв вертати, але тепер, дивлячись на вас, вирiшив йти далi».
— Но велосипеды, надо понимать, сильно замедляют темп движения, особенно в условиях кислородного голодания…
— Мы имели с собой минимальный запас продуктов, так что наши рюкзаки были не особо тяжелыми. Хотя физические нагрузки в условиях нехватки кислорода (в два раза меньше обычного) действительно возрастают. Плюс мороз и ветер. Иногда после десятка шагов приходилось останавливаться, чтобы отдышаться. Особенно на крутых подъемах.
— Пальцы к металлу не примерзали?
— Мы ведь к нему не притрагивались голыми руками, а если приходилось снимать перчатки, то уже через одну-две минуты рук не чувствовали. На высоте 4 тысячи 800 метров (где когда-то потерпел крушение вертолет Ми-8 Вооруженных сил России), на второй день нашего подъема было 15 градусов мороза. Какая температура на вершине горы, не могу сказать, мы не прихватили с собой термометров. Но, думаю, еще ниже. У меня под пуховиком видеокамера замерзла… Хотя, имея соответствующую экипировку, от мороза мы особо не страдали. Наоборот, мешало солнце. В первый же день у всех носы обгорели. А больше всего доставал ветер. Когда фотографировались с развернутыми флагами на вершине Эльбруса, самым сложным было удержать их.
— Сколько длилось ваше восхождение?
— Двое суток. При подъеме на вершину ночевали на высоте
3 тысячи 700 метров — там базируется бригада эмчеэсников. Отправившись утром в путь, через 12 часов мы спустились на ту же высоту. Кстати, у российских спасателей наша группа вызвала немалый интерес. Альпинистов с велосипедами им еще не приходилось видеть.
Попытки покорить Эльбрус с велосипедами предпринимались спортсменами и раньше. Владимир Попов выяснил, что однажды россияне, штурмовавшие гору с южной, более «обжитой», стороны, просто подняли велосипеды с помощью канатной дороги, потом на ретраках (специальные машины с очень широкими гусеницами, которые используются в труднопроходимых заснеженных местностях) — на высоту 4 тысячи 800 метров, там велосипеды оставили, а при возвращении назад забрали и таким же способом спустили вниз. А вот самостоятельно добраться с велосипедами на вершину удалось только украинцам. Так что их восхождение достойно национальной Книги рекордов. Кстати, в советские времена за преодоление маршрута подобной сложности награждали значком «Альпинист СССР».
— Любого, кто поднимается на ледник, поджидают опасности — занесенные снегом трещины и разломы, — объясняет Владимир Попов. — Особенно много их на участке от 3 тысяч 700 метров, где заканчиваются скалы и начинается мерзлота, до 4 тысяч 500 метров. В одиночку здесь не пройдешь, нужно идти только в связке. Приходилось использовать и «кошки», и ледорубы. Слава Богу, в пропасть никто из нас не срывался. Мы были счастливы пройти теми горными тропами, которыми еще в середине XIX века ходил известный российский ученый Ленц, в честь которого и названы здесь скалы.
— От горной болезни страдали?
— К счастью, я перенес ее в легкой степени. Ведь раньше бывал и на Тянь-Шане, и на Памире, и на том же Эльбрусе. У человека, однажды переболевшего ею, вырабатывается иммунитет. А вот молодым ребятам из Полтавы Максиму Аладьину и Владиславу Каплатому (кстати, оба они — призеры всеукраинского чемпионата по велотуризму), пришлось сложнее, поскольку они еще не поднимались на такую высоту. Парни мучились от сильных головных болей. Это, между прочим, самая легкая форма горной болезни. Хуже, когда у человека начинается эйфория или галлюцинации.
— От этого есть лекарства?
— Нужна постепенная адаптация: поднялся вверх — спустился вниз. А в критических случаях лучше всего помогает горячий чай с лимоном и медом вприкуску. У нас были с собой газовые баллоны, мультитопливная система и котелки. Растапливали снег и кипятили воду. Питались традиционно — овсянкой с изюмом, грецкими орехами и курагой. Это на завтрак, а в обед обходились колбасой и салом.
— Все выдержали испытания?
— Увы, двое участников по разным причинам сошли с дистанции. Нас осталось четверо: я, 46-летний преподаватель информатики из Комсомольска Сергей Каплонский и Максим с Владиком. За успех нашего восхождения особенно благодарим своего проводника Григория Власенко из Комсомольска. А также губернатора Полтавщины Александра Удовиченко, мэра Комсомольска Сергея Супруна и руководство Полтавского горно-обогатительного комбината, оказавших нам финансовую помощь.
— Интересно, что испытывает человек, покоривший вершину, к которой стремился?
— Должен вам признаться: особого восторга у нас не было. Чувствовалась усталость, и хотелось где-нибудь укрыться от пронизывающего ветра. Мы «поморозились» там минут пятнадцать и начали спуск. Только сейчас, по прошествии времени, начинаешь понимать, что ты был на самом куполе Европы. Сегодня показывал друзьям слайды, и так захотелось еще раз попасть в те места, откуда недавно вернулся…
В следующем году мастер спорта Украины по спортивному туризму Владимир Попов собирается со своей командой «проехаться», как он выражается, в Киргизию, чтобы подняться еще выше — на пик Ленина (его высота — 7 тысяч 134 метра над уровнем моря).
— Однако в такую поездку следует отправляться, когда нет жары (наше нынешнее путешествие началось как раз в самое пекло, 26 июля, и длилось почти месяц), — говорит тренер. — Очень неприятно, когда большегрузные машины (а трассы сейчас очень насыщены) без конца обдувают тебя горячими газами. Да и вообще ехать по раскаленному асфальту, когда температура — плюс сорок пять, очень сложно, приходится жертвовать временем и пережидать зной. Хорошо, что в России дороги на порядок качественнее украинских. Даже в высокогорных селениях на асфальте ни единой трещины, что нас очень приятно удивляло. В будущем будем объезжать и длинные тоннели: в них очень много выхлопных газов.
Не меньше российских дорог наших путешественников поразила подготовка Красной Поляны к зимним Олимпийским играм в 2014 году. Туда от Адлера даже железнодорожную ветку тянут, а сам город — сплошная стройка. Именно этого и не учли украинские спортсмены, пытаясь сократить путь при переходе Главного Кавказского хребта. В Красной Поляне ведется строительство Олимпийской деревни, которая является стратегическим объектом и охраняется людьми с автоматами. Пришлось возвращаться в Дагомыс, благо это не так далеко — там дорога свободная.
— Интересно, какие велосипеды смогли выдержать столь необычное путешествие?
— У нас с Сергеем Каплонским еще советские, изготовленные в Харькове и переделанные, усовершенствованные нами. А Максим Аладьин и Владислав Каплатый ездят на современных велобайках. И если нам с Сергеем при двенадцатиградусном уклоне приходилось вести своих «коней», то ребята переключали скорость и преодолевали подъем на колесах. К тому же современные велосипеды предпочтительнее при езде по камням и ухабам. Но главное то, что мы успешно прошли по маршруту наивысшей, шестой, категории сложности, испробовали себя в экстремальных ситуациях и готовы к новым испытаниям.