Происшествия

«Ксюше захотелось доказать бывшему парню, что без него она будет еще красивее, чем раньше…»

8:00 — 16 сентября 2011 eye 2259

Против медиков клиники, где 25-летняя пациентка умерла во время пластической операции, возбуждено уголовное дело

После смерти жительницы Запорожья Ксении Михайлюты на форумах в интернете произошел взрыв. «Внешность у нее модельная! — писали посетители сайтов. — Зачем такой красивой девушке понадобилась операция?» И это правда: на сайтах «Одноклассники» и «ВКонтакте», где размещены ее фотографии, любой может убедиться, что симпатичная шатенка в открытом сарафане вполне могла бы претендовать на призовое место в конкурсе красоты. Вдобавок к стройной фигурке — умные глаза, обаятельная улыбка. И тем не менее девушка решилась на хирургическое вмешательство ради нескольких сантиметров в окружности бюста. Вечером 8 сентября она с мамой отправились в частную клинику, берущуюся за подобные операции. А утром следующего дня Ксении не стало…

«Во время введения наркоза дочке прокололи подключичную артерию и правое легкое»

 — Если бы я знал, что моя дочка погибнет из-за этой операции, конечно, запретил бы ей! — горько сказал Александр Заграничный, отец Ксении, с которым нам удалось связаться по телефону. — Но в нашей семье принято уважать мнение друг друга. Если Ксюша считала, что это поможет изменить ей жизнь, мне оставалось только поддерживать ее. Они вместе с матерью сходили в клинику на предварительную консультацию. Там их уверили: операция простая, недолгая, разрезы всего по нескольку сантиметров. Вечером прооперируют, ночь проведет в палате, а утром отправится домой. Мы посмотрели отзывы об этой клинике в интернете — вроде хорошие, многие благодарили врачей.

*Узнав о несчастье, отец Ксении примчался в медицинский центр, но сначала его даже не пустили на порог. Потом вместо извинений лишь сказали: «Мы сами не понимаем, как это случилось»

Действительно, Центр современных медицинских технологий «ТЕСТ», в котором умерла молодая пациентка, считается в Запорожье достаточно солидным заведением. Здесь лечатся игроки местной футбольной команды, жены и дети высокопоставленных чиновников. Клиника находится на территории городской больницы № 9 по улице Счастливой. Судя по рекламе, спектр медицинских услуг, предлагаемых населению, самый широкий — от удаления бородавок до лечения геморроя. Указанные в прайс-листе цены на пластические операции по сравнению с другими клиниками можно назвать умеренными. Например, операция по увеличению груди, включая наркоз и однодневное пребывание в палате, по прайсу стоит восемь тысяч гривен.

На консультации, однако, Ксении назвали гораздо большую сумму — 23 тысячи гривен. По словам отца, хирург пояснил, что 10 тысяч будет стоить сама операция, остальное уйдет на хорошие импортные имплантаты, которые он пообещал купить сам. Оформление необходимых документов предполагалось после завершения операции. (В правильно оформленном контракте между пациентом и клиникой должна идти речь об ответственности клиники в случае послеоперационных осложнений, о сроке годности эндопротезов и многом другом.)

 — Около пяти часов вечера жена оставила дочку в клинике, — продолжает Александр Заграничный. — Ей велели идти домой — мол, все будет в порядке. Через несколько часов она позвонила в приемную. И услышала: «Операция прошла успешно, но мы не можем вывести ее из наркоза!» Представляете?! Ведь потом выяснилось, что во время введения наркоза дочке насквозь прокололи подключичную вену, прокололи правое легкое, из-за этих травм развилось кровотечение. Мой ребенок в это время умирал у них на операционном столе, а они рассказывали про «успешную операцию»! Вместо того, чтобы срочно отправить дочку в отделение реанимации, находящейся в соседнем корпусе больницы, в которой клиника арендовала свои помещения.

Мать Ксении всю ночь просидела в коридоре. Умоляла пустить ее хоть на минутку к дочери, но медики были непреклонны: «Все будет хорошо, все идет по плану, вам нечего беспокоиться!» Наталья не могла даже позвонить мужу, чтобы поделиться с ним тревогой: по профессии водитель-дальнобойщик, он находился в рейсе, и женщина старалась лишний раз его не беспокоить. А утром к ней вышел врач и, пряча глаза, сказал: «Вашей дочери больше нет».

 — Я не знаю, что там с ней было, какими успокаивающими препаратами они ее кололи, какими лекарствами пичкали, но когда я за ней приехал, тетя Наташа была совершенно не в себе, — рассказал ее племянник Александр. — Твердила, что больше не хочет жить, просила похоронить ее рядом с дочерью. Я повез ее домой, оставил ненадолго одну. А когда вернулся — увидел груду пустых упаковок из-под таблеток. Она хотела покончить с собой… Хорошо, «скорая» приехала быстро, врачи сделали ей промывание желудка.

 — На похоронах отец еще как-то держался, а на мать было страшно смотреть, — вздохнула подружка Ксюши Евгения. — Ей ведь 45 нет, а постарела сразу лет на двадцать. Ксюша у них единственная дочка, они с мамой были лучшими подружками.

*Ксюша не любила говорить о своих проблемах и смотрела на жизнь с оптимизмом

Евгения в шоке от неожиданной смерти подруги:

 — Она никогда не жаловалась на здоровье, всегда была такой веселой, энергичной. Мы дружим с первого курса, вместе учились в Запорожском государственном инженерном институте. Правда, в последнее время у нее были неприятности в личной жизни. Ксюша рассталась с парнем, за которого собиралась выйти замуж, уже и свадьба была назначена. Разрыв получился жестким, некрасивым. Подружка болезненно переживала эту историю. Чтобы она немного развеялась, мама отправила ее в туристическую поездку по Европе. Мы встретились с ней после поездки, за неделю до ее смерти. Ксюша выглядела отдохнувшей, была в хорошем настроении. Она сказала, что теперь начнет новую жизнь: найдет другую работу (раньше она работала экономистом в обладминистрации), отправится на курсы вождения и станет самой красивой.

Из ее слов я поняла, что она собирается посетить какую-то косметологическую клинику, но почему-то подумала, что речь идет о чистке лица, подружка обожала всякие такие процедуры. А оказалось, решила увеличить грудь. Вообще-то она давно говорила, что есть у нее такое желание. Но… может быть, на окончательное решение лечь под нож повлияли и последние события в ее жизни. Ей захотелось доказать парню, бросившему ее ради другой девушки, что без него она будет еще красивее, чем раньше. На субботу 10 сентября (получилось, что на следующий день после ее смерти) была назначена свадьба ее бывшего жениха. И торжество состоялось. А в воскресенье в белом платье невесты хоронили Ксюшу… — помолчав, Евгения добавила: — Незадолго до трагедии Ксюша познакомилась с новым парнем. Накануне операции провела с ним чудесный вечер… Он тоже был на похоронах.

«Мой ребенок в течение девяти часов истекал кровью, а врачи ничего не предпринимали!»

Родные погибшей уверены: причина смерти девушки — халатность медиков.

 — В то время как мой ребенок в течение девяти часов истекал кровью, врачи этой клиники ничего не предпринимали! — уверен отец. — Они должны были бить во все колокола, немедленно вызывать специалистов, созывать консилиум, везти тяжелую пациентку в настоящую больницу — у клиники даже нет своей реанимации! Вместо этого они не могли понять, что происходит с больной, пытались «вывести ее из наркоза», когда она умирала. Или ждали, что кровотечение прекратится само собой? Узнав о несчастье, я после ночного рейса примчался в этот центр, но меня сначала даже на порог не пускали. Потом вместо извинений промямлили что-то вроде: «Мы сами не понимаем, как это случилось». А потом оказалось, что тела в клинике уже и нет — увезли в «дружественную больницу», где судмедэксперт по знакомству сделал бы «нужное» заключение.

Благодаря общественному резонансу, родственникам все же удалось добиться независимой экспертизы. Сейчас у них на руках имеется заключение, в котором указано, что причиной смерти является травма подключичной вены. Ниже пояснение эксперта: случайный прокол сосуда во время операции. Вену повредили, когда ставили катетер для наркоза.

Отец Ксении написал в милицию заявление о случившемся. (Хотя по закону медики должны были сразу сообщить правоохранительным органам о смерти 25-летней пациентки в частной клинике.) РОВД Ленинского района Запорожья возбудил уголовное дело по статье о ненадлежащем выполнении медицинских обязанностей (максимальное наказание предусматривает два года лишения свободы).

В клинике происшествие предпочитают не комментировать. Во всяком случае пообщаться с ее руководством нам так и не удалось. «Никого из начальства на месте нет, а я никаких комментариев не даю, — ответила секретарь. — Звоните позже!» Но позже в медицинском центре и вовсе перестали поднимать телефонную трубку.

В ходе следствия правоохранителям предстоит ответить на много вопросов. Был ли заключен с пациенткой соответствующий контракт? Или Ксения была «нелегальной» пациенткой и оплата операции пошла «мимо кассы»? Есть ли у хирурга Владимира Высоцкого лицензия на право проведения пластических операций (по образованию он — хирург общего профиля)? Есть ли лицензия на существование самой клиники?

Наши коллеги с телеканала «Интер» сделали соответствующий запрос в Министерство здравоохранения. И получили ответ. Цитируем: «В базе данных Лицензионного реестра Минздрава отсутствует информация относительно выдачи лицензии Центру современных технологий, который находится по адресу: ул. Счастливая, 1. Деятельность субъекта хозяйствования без лицензии является деятельностью, которая запрещена законом». Из этого ответа следует, что здесь вообще не имели права проводить подобные операции?

Четыре года назад подобный случай произошел в одной из киевских клиник. 22-летняя девушка, тоже решившая увеличить бюст, умерла прямо на операционном столе из-за небрежности и невнимательности анестезиолога. А хирург, не замечая того, что пациентка уже умерла, продолжал «шить» пациентке красивую грудь… Суд установил вину врача, однако наказал его лишь двумя годами условного заключения.