С 1 октября вступит в силу Закон «О мерах относительно законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы»
Портал Fakty.ua уже рассказывал, как после вступления в силу закона о пенсионной реформе будут повышены пенсионный возраст и требования к стажу для назначения пенсий. Но это далеко не все новшества, которые привнесет в нашу жизнь Закон «О мерах относительно законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы». Он также предусматривает изменения в порядке назначения спецпенсий, перерасчете пенсий работающим пенсионерам и учете заработка для назначения выплат. Все эти изменения вступят в силу с 1 октября — так записано в новой редакции закона, который парламентарии успели оперативно отредактировать в сентябре.
Работающих пенсионеров волновали вопросы: не прекратят ли им платить пенсии после реформы, не станут ли их выплачивать в половинном размере? Поспешим успокоить наших пожилых сограждан: обычных работающих пенсионеров реформа коснется минимально. А вот спецпенсионеров и людей, получающих досрочные пенсии, ждут существенные изменения.
Итак, закон предусматривает, что работающим пенсионерам не будут платить некоторые виды досрочно назначенных пенсий. Это касается пенсий, определенных за полтора года до пенсионного возраста в связи с увольнением по состоянию здоровья, сокращением штатов или закрытием ЧАЭС. Если человеку назначили такую досрочную пенсию, а он потом вышел на работу, то выплаты ему временно прекратят — до наступления пенсионного возраста. Остальные досрочные пенсии (чернобыльцам, многодетным матерям, людям, работавшим на вредных производствах, и так далее) будут выплачиваться работающим пенсионерам в полном объеме.
Также работающим пенсионерам не станут платить некоторые виды спецпенсий. Имеются в виду пенсии госслужащих, депутатов, судей, прокуроров, научных работников. На время работы им будут выплачивать обычные страховые пенсии.
Важный момент: это ограничение действует только в том случае, если человек занимает должность, дающую право на спецпенсию. Если научный работник, получивший право на «научную» пенсию, после выхода на заслуженный отдых устроится учителем в школу, то он продолжит получать свою спецпенсию. Останется в научной должности — тогда ему будут платить не «научную», а обычную страховую пенсию. Вплоть до увольнения.
При этом хотим еще раз напомнить, что, в соответствии с пунктом 2 Переходных положений закона, все изменения вступают в силу только с 1 октября. И перерасчета пенсий людям, которые уже находятся на спецпенсии и трудятся, не предусмотрено. То есть если человек в настоящее время занимает научную должность и получает «научную» пенсию, то ему продолжат ее выплачивать, и с работы увольняться не придется. А вот если гражданин, получающий «научную» пенсию, устроится на работу после 1 октября 2011 года, причем займет научную должность, тогда ему будут платить обычную страховую пенсию.
Есть еще одна новость для пенсионеров, претендующих на перерасчет выплат после 24 календарных месяцев работы: все перерасчеты будут делать исходя из средней зарплаты за тот год, когда назначена пенсия. При этом новоприобретенную зарплату тоже можно будет учесть (если это поможет улучшить индивидуальный коэффициент). Но перерасчет все равно произведут только исходя из той зарплаты, которая была при определении пенсионных выплат. Сложно? Объясним на примере. Предположим, пенсия была назначена в 2009 году (с учетом зарплаты за 2008 год — 1537 гривен 99 копеек). Коэффициент заработка составляет, например, 2,0. Таким образом, пенсия (после всех корректировок и «осовремениваний») начислялась из зарплаты 3147 гривен (1573 гривни 99 копеек х 2,0).
Через два года, в 2011-м, человек хочет сделать перерасчет. У него была хорошая зарплата, и его индивидуальный коэффициент увеличился до 2,2. Но при перерасчете коэффициент будет умножаться на среднюю зарплату не за 2010 год (как при новом назначении пенсий), а за 2008-й. То есть на ту, с учетом которой человеку назначили пенсию:
2,2 х 1573 гривни 99 копеек = 3463 гривни.
Как видите, зарплата для назначения пенсии немного увеличится, но не так существенно, как позволял прежний порядок.
Кроме того, всем работающим людям пенсии не будут повышать в связи с ростом прожиточного минимума. Но как только они уволятся, им сразу же сделают перерасчет выплат.
Многих волновали те изменения, которые реформа привнесла в механизм учета заработка для назначения пенсий. Сразу отметим, что все не так страшно, как об этом рассказывали. Никаких резких снижений размеров пенсии из-за реформы не произойдет. Хотя новшеств много.
Первое: закон предусматривает, что для назначения пенсии обязательно потребуются только сведения о зарплате, полученной после 1 июля 2000 года, которые внесены в систему персонифицированного учета взносов.
Дело в том, что сейчас для назначения пенсий необходимо подать в Пенсионный фонд информацию о заработке за два периода: за любые 60 месяцев подряд до 1 июля 2000-го плюс за весь страховой стаж после 1 июля 2000 года. И если со страховым стажем с 1 июля 2000-го проблем нет, поскольку все данные хранятся в базе Пенсионного фонда, то раздобыть справки о зарплате до этого периода весьма непросто. Во время распада СССР многие предприятия исчезли. Немало фирм поглотили гиперинфляция 90-х и кризис 1998 года. Архивов не осталось, несмотря на строгое предписание законодательства хранить их 75 лет. Люди были вынуждены разыскивать документы, доказывать, объясняться…
Именно поэтому в ходе реформы принято решение учитывать только сведения о зарплате с 1 июля 2000 года, накопленные в персонифицированной системе учета взносов.
Однако таким новшеством были недовольны частные предприниматели и те, кто не смог найти высокооплачиваемую работу в 2000-х. Ведь у многих из них есть возможность подать информацию о хорошей зарплате за 80-70 годы, когда они трудились в конструкторских бюро, в руководящих должностях, вели научные разработки, публиковали статьи… А люди фактически лишались шанса на достойные пенсионные выплаты. Поэтому в окончательный вариант закона вошло положение, что по желанию пенсионера или в том случае, если у человека стаж после 2000 года составляет менее пяти лет, он может для назначения пенсии предоставить также сведения за любые 60 календарных месяцев до 1 июля 2000 года. Норма эта временная и будет действовать только до 1 января 2016-го. Кроме того, информация о зарплате за этот период должна быть подтверждена справкой. В настоящее время пенсия иногда назначается и без такого документа. Например, если уничтожен архив предприятия. Тогда учитывается зарплата граждан, занимавших аналогичные должности, выполнявших похожую работу… Кстати, подавать сведения за период до 1 июля 2000 года разрешили и научным пенсионерам. Тоже временно — до 1 января 2016 года.
Второе новшество: изменится зарплата, исходя из которой будут назначать пенсию. Напомним, что сейчас все заработки для начисления выплат «осовремениваются». Делается это так: коэффициент зарплаты человека умножают на среднюю зарплату за год, предшествовавший обращению за пенсией. Но ведь зарплата у нас в стране растет. Например, если в 2009-м пенсия назначалась с учетом средней зарплаты за 2008 год — 1573 гривни 99 копеек, то уже в 2010-м выплаты пересчитывались исходя из средней зарплаты за 2009 год — 1650 гривен 43 копейки.
Таким образом, только за счет статистики у людей с одинаковым стажем и заработками, выходивших на пенсию в 2009 и 2010 годах, пенсии могли отличаться на сотни гривен. А поскольку средняя зарплата в стране постоянно повышается, то в выигрыше всегда оказывались те, кто уходил на пенсию позже. Новый закон предусматривает, что при назначении пенсии коэффициент стажа будет умножаться на среднюю зарплату не за один год, а за три предыдущих года. Например, при расчете пенсии в 2012-м учтут усредненный показатель зарплаты в стране за 2009, 2010 и 2011 годы. Тогда пенсии, назначенные в разные годы, не будут существенно отличаться.
Третье новшество: с 1 октября при начислении пенсий доходы за период, пока человек состоит на учете в службе занятости, будут учитываться на уровне минимальной зарплаты. В настоящее время эти выплаты считаются нулевыми, что существенно снижает средний коэффициент заработка. Зато все месяцы, пока человек зарегистрирован как безработный, входят в стаж.
Четвертое новшество: расширена возможность исключения из данных о зарплате невыгодных для пенсионера сведений. В настоящее время, подавая документы на пенсию, человек имеет право не учитывать зарплату за некий период своего страхового стажа при условии, если этот период непрерывен (то есть 10, 20, 25 и так далее месяцев подряд) и составляет не более 10 процентов страхового стажа. Это сделано для того, чтобы пенсионер смог улучшить свой коэффициент заработка. Например, проработал мужчина 30 лет, из них пару лет перебивался продавцом на минимальную зарплату. Так вот, ему сейчас можно при подсчете среднего коэффициента заработка не учитывать зарплату не более чем за три года подряд (10 процентов его 30-летнего стажа). Как показала практика, это существенно влияет на размеры пенсии. Новый закон разрешил в числе этих 10 процентов исключать периоды, когда человек стоял на учете в службе занятости, не подряд, а с перерывами. Но в сумме исключенных периодов не должно быть больше 60 календарных месяцев.
Кроме того, после вступления закона в силу дополнительно к этим 10 процентам из сведений о заработке можно будет исключать периоды, когда человек проходил воинскую службу, учился, присматривал за ребенком до трех лет, ребенком-инвалидом до 16 лет, инвалидом I группы или же за пенсионером, который по выводам медицинского учреждения требует ухода.
В окончательной редакции закона осталось нашумевшее ограничение всех пенсий десятью минимальными размерами. Увы, это ограничение касается только новоназначенных пенсий. Народные депутаты, прокуроры, судьи и все остальные пенсионеры, которые успеют выйти на заслуженный отдых до вступления закона в силу (то есть до 1 октября), продолжат получать пенсии в прежних неограниченных размерах. Но при этом им не будут повышать или индексировать выплаты до тех пор, пока суммы не сравняются с максимальным размером пенсии, который, по замыслу разработчиков, будет расти вместе с прожиточным минимумом.
Новшеств вводится несколько. Во-первых, будут ограничены все пенсии (в том числе депутатские) десятью прожиточными минимумами для нетрудоспособных лиц (сейчас — 7 тысяч 640 гривен).
Во-вторых, вводится ограничение зарплаты, исходя из которой начисляют пенсию. Дело в том, что сейчас пенсии назначают только с учетом тех сумм, из которых были вычтены страховые взносы. Взносы на социальное страхование уплачиваются из заработка в пределах 15-ти прожиточных минимумов для трудоспособных лиц. В настоящее время это 14 тысяч 400 гривен. Все, что выше данной суммы, социальным взносом не облагается и при назначении пенсии не учитывается. Проще говоря, обычным людям пенсию начисляют исходя из зарплаты в размере не более 15 прожиточных минимумов, даже если они получали 20-30 тысяч гривен. Для депутатов такого ограничения пока не существует, и пенсии им назначают с учетом их высоких зарплат в размере 18-20 тысяч гривен. Но после вступления закона в силу ограничение появится.
В то же время закон увеличил с 1 октября максимальную сумму, из которой платят единый социальный взнос, — с 15 до 17 прожиточных минимумов. Если учесть, что с 1 октября прожиточный минимум для трудоспособных вырастет с 960 до 985 гривен, сумма ограничения увеличится с 14 тысяч 400 гривен до 16 тысяч 745 гривен.
В-третьих, есть новости для военных пенсионеров: постепенно, на протяжении десяти лет, увеличится выслуга лет для военнослужащих — с 20 до 25 лет. Таким образом, к 2021 году право на спецпенсию будут иметь военнослужащие с 25-летней выслугой. Исключение сделали только для лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, военных сверхсрочной службы и службы по контракту, которые занимали должности летного состава или плавающего состава подводных лодок Вооруженных сил: им оставили право выхода на пенсию при 20-летней выслуге.
В-четвертых, постепенно (на протяжении десяти лет) будет увеличена выслуга лет для прокуроров — с 20 до 25 лет. Кроме того, через десять лет будут необходимы уже не 10, а 15 лет работы в должности прокурора и следователя прокуратуры.
Завершая разговор о спецпенсиях, нужно отметить, что если сейчас они могут составлять от 80 до 90 процентов зарплаты, то в новой редакции суммы равны только 80 процентам зарплаты. Также повышаются требования к страховому стажу, который дает право на спецпенсию: для мужчин — до 35 лет, для женщин — до 30 лет. В то же время требования относительно специального стажа (работа в должностях, дающих право на получение спецпенсии) остались прежними: для госслужащего это 10 лет, для научных работников — 15 лет для женщин и 20 для мужчин.
Зато есть одна хорошая новость для учителей и врачей. Бюджетникам (педагогам, медикам, спортсменам, артистам, работникам социальной сферы коммунальной или государственной формы собственности, работающим в должностях, дающих право на пенсию по выслуге лет) при выходе на заслуженный отдых будут выплачивать одноразовую денежную помощь в размере десяти назначенных месячных пенсий. Но есть два условия. Первое: у этих людей должен быть необходимый страховой стаж (30 лет — для женщин и 35 — для мужчин). Второе: это касается только тех, кто, имея право на пенсию по выслуге лет, не станет на нее претендовать, его первое обращение будет за обычной пенсией по возрасту.