Народный артист России отмечает 50-летие творческой деятельности
Ровно пятьдесят лет назад Эммануил Виторган закончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии и был принят в труппу Псковского театра драмы имени Пушкина. Свою состоятельность в кино Эммануилу Гедеоновичу пришлось доказывать долгих пятнадцать лет. Первую главную роль он получил в советском многосерийном фильме «И это все о нем». Роль уголовника Заварзина сделала Виторгана знаменитостью. Сейчас на его счету около ста ролей в театре и кино. Активно снимается до сих пор. Играть бандитов и подлецов ему предлагают так же часто, как и в молодости. Самой позитивной в карьере артиста является роль Виктора Коврова (»Чародеи»). Этот образ напоминает Эммануила Виторгана настоящего — открытого, общительного, называющего всех ласкательно-уменьшительными словами. Таким корреспондент «ФАКТОВ» увидел актера во время его недавнего визита в Киев. Эммануил Гедеонович с большой любовью относится к нашему городу. Бывая здесь, народный артист России чувствует ностальгию по молодости и счастью, которые ему подарила жена — Алла Балтер. Покойная ныне актриса была киевлянкой.
— Всегда с радостью приезжаю в Киев! — сиял в улыбке Эммануил Гедеонович. — Он мне так близок. Моя любимая супруга Аллочка Балтер родилась в вашем городе. Я очень благодарен Киеву, что подарил мне такую девочку. К сожалению, уже 11 лет, как Аллочки нет с нами. Здесь живет много моих друзей. Правда, не со всеми удается повидаться, поговорить не спеша.
— К тому же есть повод, чтобы погулять — 50-летие творческой деятельности.
— Даже самому не верится, что Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии я закончил полвека назад. Прожил огромное количество жизней на экране и на сцене. За все это время не позволял себе халтурить.
— Съемки в сериалах разве не халтура? Вы ведь недавно снимались у нас в сериале.
— Был занят в телевизионной комедии «Сваты». Такое славное произведение, с замечательными артистами. Это качественное кино, в котором не стыдно сниматься. Кроме того, замечательно провел целых десять дней у вас. Я и сейчас задействован в сериале. «Склиф» называется. История о больнице скорой помощи, в которой я играю главного врача. Роль мне очень интересна. Еще хорошо, что артистам моего возраста предлагают главные роли. Творческая жизнь актера очень похожа на профессию девушек, которые вдоль дорог стоят. Не мы выбираем, а нас выбирают. Но лично я пока собой доволен, хотя теперь приходится играть дедушек. Кстати, в реальной жизни я уже прадедушка! Моему первому правнуку полтора годика исполнилось.
*71-летний Эммануил Виторган и сейчас продолжает активно сниматься в кино
— Успеваете возиться с внуками?
— Очень редко выпадает возможность. Вот недавно собирались с детьми, отмечали день рождения внука. Я рос в большой семье. У папы было десять сестер и братьев, у мамы — одиннадцать. Они все одесситы. Сейчас половина одесского кладбища — мои родственники. Так что меня многое с Украиной связывает. А родился я в Баку, жизнь поносила по разным городам. В Ставрополе дружил с мальчиком, родители которого были актерами. Именно от них я заразился болезнью по имени Театр. В Астрахани начал посещать драмкружок во дворце пионеров, учился в Ленинграде, а живу в Москве.
Благодарен всем, кто встречался на моем пути и в личной жизни, и в профессии. Именно они дали мне возможность сейчас стоять перед вами, жить и вкалывать. Это и Товстоногов, и Гончаров, и великий драматург и сценарист Александр Володин. Он был уникальной личностью. Счастлив, что дружил с ним долгие годы. Володин жил в Питере, его называли совестью этого города. Жил очень скромно, в хрущевке. В комнатке площадью тринадцать квадратных метров Володин прислонил к стене стол для настольного тенниса. Вставал утром, выпивал минимум пол-литра (у него всегда в запасе было энное количество бутылок), шел к теннистому столу и стучал… И только после этого садился за работу.
— В свой 71 год вы работаете в театре, снимаетесь в кино, курируете собственный культурный центр. Где силы берете?
— Ничего специально не делаю. Скорее наоборот. Продолжаю курить, могу и рюмку выпить…
— И жареную картошку по-прежнему любите?
— Конечно (смеется). Всегда сам ее готовлю. Моя супруга Ирочка тоже полюбила это блюдо. Мне кажется, самое главное в жизни — заниматься любимым делом и получать удовольствие от всего, даже от приготовления пищи.
— Вам пришлось пройти через тяжелые испытания, в том числе и серьезную болезнь.
— Тогда Аллочка спасла меня. Я не знал, что болен… раком. Жена сама не сказала и заставила врачей молчать. Все говорили, что у меня туберкулез. Я бросил курить, но потом, спустя 20 лет, снова начал. С чего вдруг? О раке узнал только, когда меня прооперировали и я встал с больничной койки. Если бы знал о таком страшном недуге, у меня бы оголились нервы! А так не думал о болезни. В голове была только одна мысль: побыстрее встать на ноги. Я был очень слаб, практически не ходил. Меня мучили сильные боли в области груди… Ой, даже вспоминать сейчас больно…
*Сотрудники института чудес НУИНУ: Аленушка (Александра Яковлева), Виктор Ковров (Эммануил Виторган) и Фома Брыль (Михаил Светин). Кадр из фильма «Чародеи»
— А как же спорт?
— Остался в далеком прошлом. В юности у меня даже был разряд по баскетболу и волейболу. Был чемпионом Российской Федерации среди школьников по водному поло. Так что я довольно крепкой закалки и легко справляюсь со своими проблемами. После того как ушел из Театра имени Маяковского, где прослужил 24 года, свой график устанавливаю сам. Не люблю, когда мною командуют.
— Что стало причиной вашего ухода?
— Много причин было. После смерти художественного руководителя Театра имени Маяковского Андрея Гончарова на его место пришел молодой человек, которого мы сами же и пригласили. Это Сергей Арцибашев. Мне кажется, с его приходом театр с каждым годом стал понижать планку, да и отношение к самому театру, его истории изменилось. У нас в холле была фотогалерея знаменитых актеров, работавших в театре: его первый руководитель Всеволод Мейерхольд, Евгений Леонов, Миша Козаков… И все было выброшено во двор театра, в грязь, под дождь. Я просто озверел, когда увидел это. Влетел в кабинет к Арцибашеву, сказал все, что я о нем думаю, и заявил, что ноги моей больше не будет в этом театре.
— Тем не менее продолжали играть?
— Было пять спектаклей, в которых играл главные роли. Не мог все бросить, подвести коллег, разрушить репертуар. Вначале нашел себе замену, ввел актеров в роли и только потом ушел. Конечно, это было болезненно. Но потом вдруг так хорошо себя почувствовал. Создал собственный театр антрепризы. Теперь приглашаю режиссеров, артистов, которых хочу, беру только понравившуюся мне пьесу. Так что живу абсолютно спокойно.
— Наверное, когда предложили роль в голливудском фильме, вы долго не раздумывали?
— Меня по до сих пор не понятным причинам действительно взяли на роль американского генерала, возглавляющего подразделение по поиску и уничтожению террористов во всем мире. Это было еще летом 2008 года. На «Мосфильм» приехала американская съемочная группа. Сказали, что со мной хочет встретиться режиссер картины. «Я же по-английски ничего не понимаю», — отвечаю.- «Все равно иди». Я и пошел. Захожу и с порога говорю: «Ду ю спик инлиш?» Он улыбается: «Ес».- «А я нет». Разворачиваюсь и ухожу. А мне в спину: «Стоп!» Несмотря на то, что в Голливуде не принято брать на озвучивание других актеров, меня пригласили на роль, сделав исключение. Картина называлась «Выход». Моим напарником был Дастин Хоффман!
Это был для меня уникальный опыт. У американских актеров на первом месте были мысли не о том, за что купить колбасы, они стремились к познанию, все время учились и совершенствовались. Все остальное не важно. Был поражен, когда мне предоставили в качестве гримерки огромный трейлер со спальней, душем, кухней и личным поваром. Насколько мне известно, в России прокат этого фильма не планируется. А на американскую премьеру меня никто не приглашал.
— Гонорар приличный заплатили?
— Даже очень! За одну эту роль получил столько, сколько на родине и за год могу не заработать. Благодаря гонорару купил в Испании двухкомнатную квартиру в пентхаусе с видом на море, в которой отдыхаем семьей, как только выдается возможность. Там я будто возрождаюсь, много солнечного света придает мне сил и здоровья. Подзарядившись, снова возвращаюсь к работе.
Сегодня жизнь немного другая. Вы знаете, когда были молоды, нам совершенно было безразлично, какова наша зарплата. Абсолютно безразлично. Теперь же это стоит чуть ли не на первом месте.
— Не жалуете молодое поколение?
— Наоборот! Сейчас на экране много достойных артистов. Например, Володя Машков, Женя Миронов. Хотя они не такие уж молодые. У этих ребят есть чему поучиться не только начинающим актерам. Мое единственное желание — чтобы каждое последующее поколение переплевывало, а не оплевывало предыдущее. Новое должно быть лучше старого.
— Включив телевизор, этого не скажешь.
— Я его почти не смотрю. Иногда только спортивные передачи. Надоело насилие, кровь. Хотя я сам сыграл множество подлецов, перестрелял кучу людей и трижды лежал в гробу. Так что у меня все это уже отрепетировано.