Житель Полтавской области, воспользовавшись сбоем в банковской системе, снял по чужим карточкам, с которых вообще нечего было снимать, около миллиона(!) гривен. За это злоумышленник проведет семь лет в местах лишения свободы
Такое разве что присниться может… Ты знаешь, что на банковской карточке «болтается» всего лишь пять гривен, однако банкомат исправно выдает тебе любую заказанную сумму. И при этом не фиксирует выданных в долг денег! Ты берешь карточку другого банка, которой уже давно никто не пользовался и на которой вообще пусто, и на тебя снова сыплются купюры, как из рога изобилия. Операционная система запрашивает номер мобильного телефона, чтобы идентифицировать клиента. И хотя ты ни в один банк никогда не обращался, тем не менее, на всякий случай, вводишь собственный номер, и система принимает тебя за своего! Все как в сказке… И вот ты уже владелец почти миллионного состояния! Увы, тут прекрасный сон, который на самом деле был явью, внезапно прерывается…
Именно такая история пару лет назад приключилась с Сергеем Кругляком, 32-летним жителем райцентра Глобино Полтавской области. Банковские служащие, хорошо знающие тонкости операционных систем, уверены: если бы мужик был трезв, когда снимал деньги, то не додумался бы войти в меню, в которое, в общем, ему не было надобности входить. Но в то утро, третьего апреля 2009 года, Сергей хорошо опохмелился и желал «продолжения банкета». Вот только в его карманах постоянно гулял ветер — никакой специальности молодой человек не имел и работать не привык. Перебивался случайными заработками — бывало, вместе с младшим братом ремонтировал автомобили. Единственное, что могло спасти в тот момент страждущую душу Сергея, так это банковская карточка его сожительницы Ольги, на которую та получала социальную помощь на малолетнего ребенка. Увы, когда выпивоха вставил пластиковую карточку в банкомат, тот выдал ему информацию, что на бутылку не хватит. На экране высвечивались лишь жалкие пять гривен. В отчаянии мужчина нажал на кнопку, подведенную к строчке «Дополнительные услуги». Банкомат запросил номер мобильного телефона. Сергей ввел его. И буквально в тот же момент получил на мобилку сообщение с пин-кодом, позволяющим продолжать операции с денежными средствами. По идее, выбранная им (наугад!) функция должна была перевести деньги с одного счета на другой, виртуальный. Но простое нажатие кнопки привело к невероятному — к… выдаче налички. По скромности Сергей Кругляк попросил тогда сущий пустяк — всего пятьдесят гривен. Обрадованный успехом, повторил операцию и получил на руки уже пятьсот гривен. А потом еще тысячу. Его аппетиты росли…
— Эйфория у глобинского «потрошителя» банкоматов длилась до четырех часов утра следующего дня, — рассказывает старший следователь следственного управления полтавской областной милиции Людмила Ковинько. — Переходя от одного банкомата к другому, он только успевал вынимать из них купюры. Тратил шальные деньги сразу же: пил, гулял, веселился, щедро угощал друзей, катался на такси… В общей сложности за первые сутки Сергей снял около десяти тысяч гривен. Кое-что из этой суммы он принес домой, объяснив Ольге, что подвернулся удачный заработок.
Протрезвев и немного отойдя от пережитого, Сергей испугался: это сколько же денег его гражданская супруга осталась должна банку? Но, проверив счет, успокоился: на нем по-прежнему высвечивалось… пять гривен. Никакого «минуса»! И азарт снова овладел мужчиной. Обойдя все банкоматы в небольшом районном центре (сельский житель Сергей Кругляк снимал в Глобино захудалый частный домишко), он решил, что надо отвести от себя подозрение. Поэтому, не жалея денег на такси, начал «осваивать» близлежащие территории. Катался и в Полтаву, и в Кременчуг, Хорол, Лубны, наведывался также в соседние Черкасскую и Кировоградскую области. Каждый день, без устали добывая средства к существованию. Причем уже не по одной банковской карточке, а сразу по нескольким, выданным в разных банках. В руках злоумышленника оказались также карточки его родного брата, тестя с тещей и еще одна карточка супруги. Самое интересное, что они были абсолютно пустые, но, тем не менее, приносили Сергею Кругляку огромную прибыль. За восемнадцать суток «неустанной работы» (с 3 по 21 апреля 2009 года) он, выражаясь юридическим языком, совершил 242 несанкционированных операции по снятию наличных средств из банкоматов сети одного из крупных коммерческих банков Украины. За сутки снимал, бывало, и по 150 тысяч гривен, и по 180. Таким образом, завладел 903 тысячами гривен, то есть без малого миллионом.
Как известно, компьютеризированные банковские системы во всем мире время от времени дают сбой. В данном случае он как раз и произошел. Начальник Департамента исследований и новых технологий пострадавшего банка объяснил, что в процессе модификации новой услуги (Liqpay), которая была установлена на банкоматы только в марте 2009 года, ошибочно удалили функцию контроля ввода информации для меню. Ошибка привела к тому, что система сообщений начала некорректно воспринимать вводимые команды. Запросы на перевод денег она трактовала как запрос на выдачу наличных и подтверждала пароли в виде любых цифр мобильного телефона. Сбой программы начался 30 марта и только 22 апреля, после выявления крупной недостачи, она была заблокирована. В этот период времени в любом банкомате банковской системы можно было получить по любой карточке неограниченную сумму денег по сорок купюр за один раз.
Кстати, в одном из западных регионов Украины дети, воспользовавшись карточками своих родителей, тоже случайно зашли в меню Liqpay и сняли какую-то незначительную сумму. Взрослые признали претензии банка и тут же погасили перед ним задолженность.
А Сергею Кругляку удалось сорвать столь крупный куш благодаря тому, что он жил в небольшом райцентре и «потрошил» в основном банкоматы в небольших городах, где люди редко снимают деньги по банковским карточкам. Поэтому инкассация там тоже проводится редко — бывает, и раз в несколько недель. По мере того, как из банкоматов выберут деньги.
— Таким образом, после инкассации главным офисом банка и была выявлена недостача почти миллиона гривен, — рассказывает сотрудник службы безопасности Полтавского филиала банка, в котором произошел сбой системы, Владимир Андреевич (имя изменено). — По распечаткам очень легко определить, по каким номерам карточек и в каких банкоматах регулярно снимались солидные суммы в определенный период. К тому же возле каждого банкомата установлены видеокамеры.
Кстати, поначалу Сергей — худощавый невысокого роста мужчина с запавшими щеками и коротко стриженными темно-русыми волосами — не прятал своего лица, совершая злодеяния. Закрываться рукой он стал чуть позже, видимо, надеясь, что таким образом его вину доказать будет невозможно. Однако он ошибся — кроме видимой видеокамеры, все происходящее возле банкомата фиксирует на пленку еще и невидимая камера, расположенная снизу.
— Когда наши сотрудники приехали к Кругляку домой и заявили о том, что знают о снятых с банковского счета деньгах, которые ему не принадлежат, он опешил от неожиданности, — продолжает Владимир Андреевич. — В тот момент Сергей был абсолютно трезвым и довольно скоро понял, что возражать нет смысла. Мы не имели права на обыск, просто предложили ему вернуть украденное. Он тут же собрал в доме и на подворье двести тысяч гривен, остальные пообещал вернуть позже, если мы дадим ему на это время. Деньги у Сергея лежали везде — кучей на столе, под диваном, в ящичках тумбочек, закопанными на подворье, у какого-то знакомого под комбайном спрятанные… В основном мелкими купюрами — по двадцать, пятьдесят, сто гривен — в полиэтиленовых кульках. При этом поражала убогость съемной хаты без воды и газа, в которой он проживал с беременной женой, и бедность домашней обстановки.
Такого же мнения и старший следователь областной милиции Людмила Ковинько.
— Умел воровать, да не умел распоряжаться наворованным, — делает вывод она. — Кругляк пускал, как говорят в народе, дурные деньги на ветер, чему возмущалось уже едва ли не все Глобино. Бывало, по рассказам Ольги, уходил в загул на целые сутки. Люди видели его в компании друзей и девушек легкого поведения во всех злачных местах городишка. Других интересов, кроме как выпить и «порисоваться», у несостоявшегося миллионера не было. С легкостью одалживал тысячи всем, кто обращался к нему за материальной помощью. Приносил домой еду и выпивку. Но в то же время даже не подумал хоть как-то улучшить быт своей семьи или купить что-нибудь для беременной жены и будущей двойни. Во время следствия Сергей обещал вернуть украденное до копеечки и уповал на то, что он воспитывает малолетнюю дочь сожительницы и что они ждут рождения еще сразу двух деток. Поэтому его, дескать, нельзя закрывать в следственном изоляторе. На самом же деле, как только Ольга стала жить с Сергеем (кстати, вопреки воле своих родителей), ребенка они отдали бабушке с дедушкой. А о своих еще не рожденных детях Кругляк забыл, едва оказался в СИЗО. Насколько мне известно, он расстался с Ольгой — к тому моменту у него были новые поклонницы, видимо, любившие его за деньги и возившие ему передачи в изолятор. Когда я встречалась с ним, Сергей уже сидел, закинув ногу за ногу, и только ухмылялся, даже не заикаясь о раскаянии. Имея за плечами две судимости за кражи, в изоляторе он оказался в своей среде. Кстати, на момент совершения преступления Кругляк находился на досрочном освобождении с двухгодичным испытательным сроком.
— Мы очень долго — целых восемь месяцев — ждали от Кругляка возвращения похищенных денег, — вздыхает банковский сотрудник Владимир Андреевич. — Поначалу он вносил их в кассу небольшими частями — забирал у тех, кому одалживал. И, таким образом, к тем двум сотням тысяч прибавил еще сто семьдесят девять. А потом заявил, что больше денег у него нет. И руководство банка вынуждено было обратиться в милицию, которая возбудила уголовное дело против Сергея Кругляка. Увы, куда девалась большая часть украденной им суммы, до сих пор не известно — ни следствие, ни суд не дали ответа на этот вопрос. Хотя лично мне не верится в то, что более полумиллиона гривен можно было прогулять за восемнадцать дней, даже если целыми сутками сидеть в самом крутом глобинском ресторане.
— Октябрьский районный суд приговорил Сергея Кругляка за совершение кражи в особо крупных размерах к семи годам лишения свободы. Думаете, он сможет погасить оставшуюся задолженность?
— Я даже не уверен, что он работает в тюрьме и получает за это зарплату. Тем не менее суд обязал осужденного возместить убыток и открыл на его имя счет дебиторской задолженности, на который должны поступать деньги через исполнительную службу. А конфисковать у него что-нибудь из имущества в счет погашения долга не представлялось возможным — новоиспеченный миллионер оказался бедным как церковная мышь…