Интервью

Юрий Кара: «На одну из ролей в «Гамлете» я хотел взять Джуда Лоу, но женщины, с которыми советовался, выбрали Дмитрия Дюжева»

7:05 — 5 октября 2011 eye 1871

В Украине состоялась премьера фильма известного режиссера, хотя в прокат картина никак не выйдет

Юрий Кара всегда испытывал трудности, сопряженные с выходом своих фильмов на экран, хотя картины режиссера завоевывали международные награды, становясь любимыми для миллионов зрителей. Его фильм «Завтра была война» запретили не только в СССР, но и в странах соцлагеря. Боевик «Воры в законе» (основанный на реальных событиях) и политическая сатира «Пиры Валтасара», снятые по произведениям Фазиля Искандера, тоже не разрешали демонстрировать. «Мастер и Маргарита» еще на стадии съемок вызвал огромный скандал. Кару пытались изгнать из Союза кинематографистов, возникли проблемы с продюсерами, сын третьей жены Михаила Булгакова заявил о своих авторских правах… «Космический проект» с участием Владимира Стеклова не состоялся, «Звезда эпохи» об актрисе Валентине Серовой также вызвала возражения наследников. Вот и новая лента режиссера «Гамлет» никак не выйдет в прокат, хотя презентация картины состоялась. Произошло это в Одессе.

«К своей дочери, сыгравшей Офелию, относился сверхтребовательно»

— Юрий Викторович, в картине «Гамлет» Офелию сыграла ваша дочь. Не помешало ли родство во время съемок?

 — Напротив. Юля окончила факультет журналистики МГУ и помогала мне редактировать перевод. На эту роль я пробовал многих, но после долгих кастингов решил, что девушку-ангела никто лучше не воплотит. Хотя это большая ответственность — снимать собственную дочь, ведь потом все скажут: попала в кино по блату. Из-за этого я относился к ее работе сверхтребовательно. Когда топили героиню, сбрасывали в воду с пирса, сняли два дубля, и вся группа восстала против меня: «Хватит девочку мучить!» Хорошо, что Черное море теплое. Съемки проходили в Украине, в Крыму, а именно: в Воронцовском дворце и Ласточкином гнезде.

— В картине заняты также известные актеры Виктор Сухоруков, Армен Джигарханян, Даниил Козловский.

 — Тем не менее в главных ролях я снял дебютантов, что всегда опасно. Раньше Гамлета играли актеры после сорока, успевшие доказать свое мастерство, но сейчас люди стали раньше взрослеть. Лоренс Оливье играл Гамлета в 50 лет, Кеннет Брана — в 40, Иннокентий Смоктуновский — тоже в 40. Но тогда мать Гамлета Гертруда должна в 75 лет страдать от любви, а это было бы по меньшей мере странно. Пересмотрел много молодых артистов. Были идеи снимать Максима Матвеева, Константина Крюкова. Самым лучшим оказался Гела Месхи, студент курса Константина Райкина. Он россиянин грузинского происхождения, что добавило ему неоднозначности в этой роли. Не скрою, задумывался и над кандидатурой Дмитрия Дюжева, однако пригласил его на возрастную роль — Клавдия. Я провел анкетирование среди знакомых дам, в кого они могли бы влюбиться так сильно, как Гертруда в Клавдия. Победил Дюжев, хотя изначально велись переговоры с агентами Джуда Лоу.

На роль Гертруды пригласил Евгению Крюкову. Красивейшая актриса. Кстати, пробовались на роль матери Гамлета и Рената Литвинова, и Ирина Апексимова, и много других красавиц.

*Гамлет (Гела Месхи), Клавдий (Дмитрий Дюжев), Гертруда (Евгения Крюкова). Кадр из фильма «Гамлет XXI век»

— Почему решили снимать именно «Гамлета»?

 — Мое увлечение этим произведением появилось еще в мастерской Сергея Герасимова. Тогда в моей постановке главную роль играл однокурсник — сегодня известный режиссер Юрий Мороз. Перед тем как взяться за нынешнюю экранизацию, я прочел шекспировский текст в оригинале, а также все 36 переводов «Гамлета» и посмотрел много фильмов, несколько спектаклей. В частности на Таганке с Владимиром Высоцким. Решил осовременить текст, чтобы он был интересен и доступен молодежи. И про тормоза, и про трансмиссию добавил я, каюсь. С названием тоже вышло любопытно — фильм должен был называться «Гамлет. История повторяется». Однажды на съемках я услышал, как кто-то из молодых говорит: «Ну что, когда уже Гамлет встретится с Джульеттой?» Тогда я понял, что для нынешней молодежи «Гамлет» — совершенно новая история. Вернее, ее следует рассказать, как в первый раз, потому что молодые почти ничего не знают.

У каждого свое представление о XXI веке. Я являюсь последователем Аристотеля, который говорил: «История говорит о том, что было, а искусство — о том, что будет». До меня по этой шекспировской пьесе поставлено свыше 200 фильмов и театральных постановок. При этом каждый решал эту историю по-своему. Мне кажется, фильм должен тронуть не только 30-летних, как Гамлет, но и 20-летних.

— «Гамлет» до сих пор не идет в прокате.

 — После истории с «Мастером и Маргаритой» я достаточно настороженно отношусь к продюсерам, пытаюсь сам заниматься судьбой картины. Это, в свою очередь, требует вложений в рекламу. Не все пока еще выходит.

«Вертинская ехала на пожарной машине, шестеро каскадеров держали оператора, шестеро — актрису»

— Дай Бог, как говорится, чтобы «Гамлета» минула участь «Мастера и Маргариты».

 — Я уже, честно говоря, стал таким пессимистом в отношении «Мастера…» Думал: «Книга вышла через 25 лет после смерти Михаила Афанасьевича, так что, может, и кино через 25 выйдет». А прошло всего 17. Риск — благородное дело. Особенно, когда берешься за экранизацию самого скандального и любимого романа ХХ века. Впервые я прочитал его в 14 лет. Тогда эту книгу можно было купить только за валюту в магазине «Березка». Поэтому раздобыл машинописный вариант — дали на ночь. Впечатление невероятное! Одно из ярчайших в моей жизни. Став режиссером, я часто слышал о намерениях коллег снять по роману фильм. Об этом мечтали и Ролан Быков, и Эльдар Рязанов, и Геннадий Полока, а Элем Климов даже запустился с проектом. Я тогда собирался ставить «Власть тьмы» по сценарию моего учителя Сергея Герасимова, но с финансированием возникли проблемы. Тут я узнал, что проект Климова закрылся, поэтому и решился снять свою версию. Понимал, что вариантов масса: в романе до полутысячи действующих лиц, огромный размах в пространстве и времени, множество сюжетных линий и философских пластов — никакой фильм не смог бы все вместить.

Климов, стоявший тогда во главе Союза кинематографистов, отреагировал остро, даже пытался исключить меня из этой организации. Кто-то ему вовремя сказал, что снимаются три «Заката» по Бабелю. Почему же не может быть двух версий «Мастера и Маргариты»? Но он все равно сделал так, что Госкино запретило всем студиям работать со мной. Появлялись публикации, что роман этот снимать нельзя и не нужно. Об этом писал, например, Сергей Соловьев, ссылаясь на Михаила Ромма. Но были и объективные трудности: роман обладает чисто литературной поэтикой, и нужно было найти ей кинематографический эквивалент. Короче, молодым я был, мало что понимал.

— Мистика «заколдованного романа» отразилась на съемках?

 — Если об этом вспоминать, места в газете не хватит. Наверное, у романа есть свой ангел-хранитель, который запрещает слишком активно в него вторгаться. Была в одном театре идея перевести прозу в стихи и сделать мюзикл — ничего не вышло, потому что все переругались. Я тоже набил много шишек. Скажем, сцены в Иудее мы собирались снять в Судаке. Уже выстроили декорации, набрали массовку, пригнали осликов и верблюдов, и вдруг в октябре в Крыму выпадает снег, и оператор неожиданно отказывается от картины. Мчусь в Москву, нахожу нового оператора, еду к нему на переговоры — и тут в моей новенькой машине рассыпается сцепление, причем как раз напротив описанного в романе дома с «нехорошей квартирой». Подумал: ну какой тебе знак еще нужен, чтобы не снимать в Крыму?! Со скандалом убедил продюсеров снимать там, где происходит действие: в Иудее. В сцене, когда Иешуа висит на кресте, по роману, его тело должны кусать слепни. Мои ассистенты по реквизиту наловили всякой летающей живности, перед съемкой выпустили, но насекомые просто разлетелись. Мы погоревали и решили снимать так. Порепетировали, я скомандовал: «Мотор!» — и слепни тут же облепили Иешуа…

— Вы намеренно отказались от использования спецэффектов?

 — Действие романа происходит в Москве 1930-х, и Булгаков имел в виду именно те чудеса, которые существовали тогда. Когда мы снимали фильм, какие-то зачатки компьютерной графики, конечно, уже были, но я все же сознательно решил от них отказаться, потому что это нарушило бы ткань самого произведения. Сейчас, по прошествии многих лет, можете представить, как наивно все это выглядело бы. К тому же картина интересна не только с художественной точки зрения, но и с исторической. Мы снимали именно в тех местах, которые описывал Булгаков. В том подвальчике, который он посещал и куда поселил Мастера, в особняке, где жила Маргарита — именно оттуда взлетала Вертинская.

— Полет Маргариты выполнен тоже без компьютеров, над реальным Арбатом?

 — Это был полет «вживую», с риском для жизни. Вертинская долго примерялась к роли, но потом стала активно ее придумывать — даже ездила в Израиль за какими-то специальными тканями для Маргариты, нашла портниху, чтобы все соответствовало эпохе. Перед съемками три дня держала пост — голодала. А для полета Маргариты нам привезли немецкую пожарную машину с длинной лестницей. Шестеро каскадеров держали оператора, шестеро — Вертинскую, и глубокой ночью это сооружение с огромной скоростью мчалось по Арбату. Мне страшно подумать, что было бы, если бы какой-нибудь безумец пересек наш путь и пришлось затормозить — каскадеры вряд ли удержали бы актрису. На следующий день в одной из московских газет я прочитал, что жители Арбата возмущены летающими ночью ведьмами и хотят ознакомиться с творчеством режиссера Юрия Кары в суде.

У меня был только один советчик по монтажу — композитор Альфред Шнитке. Когда я попросил его сделать музыкальное оформление «Мастера и Маргариты», он поначалу отказался. Но, увидев кадры картины, оживился. Похвалил, что мы сохранили булгаковский дух и эклектику романа. Я приехал к нему в Гамбург. Мы вместе поработали часа три, вдруг он встает и молча уходит. Его супруга пояснила: у него перенапряжение, он должен полежать. Шнитке, как трансформатор, перегревался от напряжения мысли. Удивительный человек! И музыку написал для картины гениальную, именно дьявольскую. Жаль, что он уже ушел. Я доверял ему абсолютно. Ведь он работал в 73 фильмах, хотя и сознавался, что музыку для кино пишет только из-за заработка. Однако любую ситуацию он понимал изнутри. В том числе и скандальную…

«Роль Андрея Сахарова я предложил Джону Малковичу»

— Таких ситуаций в вашей творческой биографии немало. Вспомнить хотя бы «Воров в законе».

 — «Воры в законе» — это, можно сказать, документальный фильм, в нем правдиво показано все то, что происходило в горных республиках. Про пытку людей раскаленным утюгом мне рассказал режиссер Борис Грачевский, он до сих пор требует с меня гонорар. Тогда был период, когда люди много читали и хотели знать правду. Я получил огромное количество писем от настоящих воров в законе — в основном критического содержания. Они писали, что нам с Искандером только «Красных дьяволят» снимать. Однако были и весьма заманчивые истории. Например, приехал брат вора и передал от него ящик вина и огромную коробку из-под телевизора, полную фруктов. Стал приглашать: «Поехали со мной, уже все дороги помыты с порошком, и под крыльцом стоит «Мерседес», ты ведь про нас кино снимаешь!» Я вспомнил, как Коппола рассказывал, что ему от мафии тоже что-то перепадало. Получится, я иду на поводу у воров. И не поехал.

— С Фазилем Искандером у вас был плодовитый творческий дуэт.

 — Мы с ним попали как-то в деревню, где родился Берия. Ноябрь, плохая погода. Одинокий прохожий нам указал: тут жил Берия. Постучались, из дома вышел старичок. Узнав, что мы киногруппа, пригласили в дом на вино и орехи, зарезали барана. А за тостом сказали: «Раз ты принимал хлеб-соль в этом доме, то не имеешь права лить грязь на его хозяина». Получается, за кусок баранины я не мог сказать правду о Берия. Мне не хочется от кого-то зависеть, и я стараюсь не вступать ни в какие сообщества и союзы.

— Чем порадуете зрителей в ближайшем будущем?

 — В наступающем году исполняется 90 лет Андрею Сахарову, истинному Дон Кихоту века минувшего. Хотелось бы снять его биографию. Уже предложил роль голливудской звезде Джону Малковичу. Пока ответа не получил, но знаю, что сценарий его заинтересовал.