В результате самой масштабной за всю историю независимой Украины дорожно-транспортной аварии, произошедшей ровно год назад на железнодорожном переезде в городе Марганце Днепропетровской области, погибли и умерли в больницах от травм 46 человек
Старая дорога, ведущая из поселка Городище на окраине Марганца в центр города, сегодня перекрыта бетонными блоками с полосатой разметкой. С апреля, когда неподалеку построили виадук (сооружение мостового типа, возводимое на пересечении автомагистрали с железнодорожными путями), злосчастным переездом уже не пользуются.
Там, где закончился тормозной путь локомотива, волочившего по рельсам смятый в лепешку автобус с людьми, — под стенами старинного Свято-Троицкого храма, — городские власти установили памятный знак.
Автобус «Эталон», которым управлял 56-летний Николай Гречко, был единственной на маршруте от Городища до центра Марганца «льготной» машиной, поэтому ранним утром 12 октября 2010 года его ожидали на остановках много пенсионеров. Этим же рейсом в 8.30 ездят и студенты, и те, кому на работу к 9.00. Вместо положенных по норме 40 пассажиров в салон набилось 52 человека.
— Я уже села в автобус, надо было успеть на совещание в гороно, — вспоминает директор местной школы Наталья Гавронская. — Но забыла рабочий блокнот, и пришлось вернуться домой. А трое моих учеников — 7-летний Денис Чепурной, 13-летний Рома Бедняк и 15-летний Максим Миусский — погибли…
Как же получилось, что опытный водитель с 36-летним стажем не заметил приближающегося локомотива и не отреагировал ни на красный свет на железнодорожном переезде, ни на звуковой сигнал? Следствие считает, что одной из причин могло стать затонированное на 98 (!) процентов стекло водительской кабины. По мнению экспертов, это намного ухудшило шоферу видимость.
Есть и еще несколько версий, почему Николай Гречко поехал на красный свет. Жители прилегающих к переезду домов рассказывали, что светофоры здесь часто давали сбой — красный сигнал горит, а поездов нет. Если ждать, пока включится зеленый, можно полдня простоять. Возможно, и Николай Гречко решил, что светофор снова забарахлил, ведь был уверен: по расписанию в это время поезда нет.
— Но за два часа до этой аварии в 40 километрах от Марганца на таком же переезде грузовой состав столкнулся с трактором, — поясняет главный ревизор по безопасности движения Приднепровской железной дороги Сергей Савченко. — Локомотив состава был поврежден, и на смену ему отправили другой. Скорость локомотива была обычной, да и светофор на переезде сработал вовремя, предупреждая об опасности…
*Автобус был смят в лепешку, у пассажиров не было шансов. Просто чудом остались в живых семь человек, получившие тяжелейшие травмы
Прокуратура два дня допрашивала машиниста и его помощников, но их вины в аварии не усмотрела. Наоборот, железнодорожники сделали все возможное, чтобы сократить тормозной путь, и не покинули кабину локомотива, хотя инструкция позволяет им сделать это при столкновении. Водитель же автобуса, наоборот, ничего не сделал, чтобы избежать катастрофы.
— Даже пассажиры кричали: «Остановись! Куда ты едешь?! Там поезд!» — говорит 32-летняя пассажирка того рейса Оксана Бойченко. — Я сидела сзади, разговаривала со своим знакомым. А когда все заволновались, глянула в окно и тоже не смогла сдержать ужаса: локомотив был уже метрах в двадцати от переезда и мы катились прямо ему под колеса! Но наш водитель не тормозил, не сворачивал, даже не отвечал на отчаянные крики.
Через пару секунд от удара автобус словно взорвался: полетели стекла, куски железа, и я на полном ходу вылетела через какую-то дыру. Очнулась уже на земле метрах в пятидесяти от переезда, а локомотив тащил и тащил перед собой автобус еще метров 400. И все это время из салона сыпались на обочину люди…
Рядом со мной сидела односельчанка Света Фролович, рядом стоял ее 18-летний сын. Он поступил недавно в институт, я еще подумала: счастливая мама. А когда очнулась на насыпи, то первое, что услышала, — Светин страшный крик: «Антон! Где мой Антон?!» Мы в реанимации лежали рядом, и она все время спрашивала о нем. Ей долго не говорили, что сын погиб…
Весть об аварии мгновенно разлетелась по городу и люди стали звонить родственникам, живущим в Городище. Позвонила родителям и жительница Марганца Алла Келембет. «Папа поехал тем автобусом в горгаз», — только и смогла выговорить ее мама.
— Когда я ехала к переезду, в автобусе рыдали даже мужчины, — вспоминает Алла. — Да что автобус, весь город плакал от этой страшной вести! Место аварии уже было оцеплено милицией, но я каким-то чудом прорвалась и издалека увидела голубую папину рубашку. Подбежала, а он уже мертвый…
Оксана Бойченко выписалась из больницы только через месяц, но сломанная правая рука, тяжелая черепно-мозговая травма даже спустя год дают о себе знать. По профессии Оксана — парикмахер, понятно, что перелом руки надолго лишил ее возможности работать. Впрочем, она и ее сосед по автобусу Дима Олейник считают, что им еще повезло. А вот в семье Фроловичей после той аварии ситуация просто катастрофическая. Получившую перелом шейных позвонков с разрывом спинного мозга Светлану врачи так и не смогли поставить на ноги — врачи говорят, что в Украине это сделать невозможно.
40-летняя женщина полностью парализована. Ее муж и единственный кормилец в семье Юрий, который до трагедии был на заработках в Магадане, увидел сюжет об аварии по российскому телевидению и сразу вылетел домой. С тех пор уже год он не отходит от жены. Три месяца ухаживал за беспомощной супругой в больнице, теперь дома кормит ее с ложечки, переодевает, носит на руках. Естественно, ни о какой работе не может быть и речи — семья живет на пенсию Светланы, инвалида первой группы, в 800 гривен, да на 120 гривен пособия на дочку-школьницу.
— Я консультировался со специалистами, и в Московском военном госпитале на 99 процентов гарантируют, что поставят жену на ноги, — голос Юрия Фроловича дрожит. — Но такая операция стоит 100 тысяч долларов, где нам взять такие деньжищи? Средства, которые заплатило государство пострадавшим в аварии, давно ушли на лечение Светочки.
Была надежда, что страховая компания ТАС, которая оформляла страховку на автобус, компенсирует ущерб. Куда мы только ни обращались — получаем одни отписки. Год ходим по замкнутому кругу, а так и не выяснили: почему не выполняются условия заключенного с собственником маршрута договора? Между тем подсчитано, что страховая компания должна за каждого погибшего выплатить родственникам по 102 тысячи, каждому пострадавшему — по 51 тысяче гривен.
Трагедию семьи Фроловичей усугубляет депрессия Светланы. Только через три месяца после аварии она узнала о гибели сына, родные уверяли ее, что Антон в армии. Известие стало для матери еще большим ударом, чем полная беспомощность. Она не захотела не то что встретиться, но даже по телефону поговорить с журналистами, и муж только развел руками: так и живем.
Возможно, Светлана и себя винит в гибели сына, ведь как раз 12 октября у дочери Кати был день рождения, и Светлана с Антошей поехали на рынок, чтобы купить ей подарок, а заодно отвезти документы в военкомат. Сын был ее гордостью — отличный спортсмен, умница и вообще очень самостоятельный парень. Даже школьником никогда не просил у родителей денег — подрабатывал грузчиком. Как пережить подобную утрату? И как теперь праздновать Катюшин день рождения, ставший для семьи столь трагической датой?
На красивый, живописный поселок Городище словно легла серая тень печали: почти в каждом дворе кого-то из родных потеряли в той страшной аварии. И списком погибших под колесами локомотива эта трагедия не ограничилась. Спустя пять дней после смерти 73-летней Ольги Левченко ее 40-летний сын Дмитрий свел счеты с жизнью. Мать была единственным близким человеком для страдающего тяжелым недугом мужчины — жизнь без нее утратила смысл…
Сразу после катастрофы руководство Приднепровской железной дороги провело ревизию более 500 переездов, расположенных на территории магистрали. Но, по мнению специалистов, серьезных неполадок в их работе не было, а отдельные нарушения устранялись прямо в ходе проверок.
— Установить на каждом переезде дежурного и четыре шлагбаума просто нереально, — считает главный ревизор по безопасности движения Приднепровской железной дороги Сергей Савченко. — Норму пересмотрели, и сейчас для переездов достаточным считается наличие звуковой и световой сигнализации. К тому же, как подтверждает практика, шлагбаумом нарушителей не остановишь. Поэтому мы активизировали разъяснительную работу с водителями и пешеходами: за прошедший год раздали более миллиона листовок о безопасности движения, установили на переездах баннеры с призывами к осторожности, демонстрируем ролики в фирменных электричках. И это дает свои результаты: в прошлом году на переездах погибли трое и были травмированы девять человек, а в нынешнем — погиб один и трое травмированы.
Руководство Приднепровской железной дороги и губернатор Днепропетровщины Александр Вилкул приняли решение вообще закрыть злополучный переезд и построить виадук над железнодорожным полотном. Необходимые для этого 25 миллионов гривен выделила железная дорога, а губернатор контролировал ход работ. Пока неподалеку от Свято-Троицкого храма, где закончился смертельный путь автобуса, строился путепровод, маршрут разбили на две части — до и после переезда.
— В апреле старый переезд вообще закрыли, — говорит городской голова Марганца Олег Бедняк. — Виадук длиной 50 и шириной девять метров и с двумя тротуарами безопасно связывает теперь поселок Городище с Марганцем. Кроме того, за средства Приднепровской магистрали капитально отремонтирована городская больница, реконструированы дороги и уличное освещение поселка. Мы стараемся решать проблемы его жителей в первую очередь, ведь люди до сих пор не отошли от потрясения.
Олег Григорьевич рассказал, что городская власть выделила после аварии средства на погребение погибших, по 100 тысяч гривен каждой семье поступило из госбюджета и по пять тысяч гривен — из областной казны. Кроме того, на благотворительный счет, открытый в помощь пострадавшим, организации и граждане Украины перечислили в свое время 2,5 миллиона гривен — по решению самих жителей Городища эту сумму поделили между всеми поровну. Каждая семья в итоге получила по 146 тысяч гривен. Но для многих этой суммы явно недостаточно, чтобы вернуть утраченное здоровье.
Почему же отказалась от своих обязательств страховая компания ТАС? Олег Бедняк уже исчерпал все меры влияния на недобросовестных страховщиков: и письма им писали, и жаловались в вышестоящие инстанции. Страховщики объясняют, что хозяин фирмы Илья Ивасенко, с которым заключался договор, скрывается от следствия. А погибший водитель — виновник аварии — не был официально оформлен на работу.
— Как выяснилось, Николай Гречко даже не проходил ни разу медицинского осмотра, — возмущается Олег Бедняк. — Просто сел за руль и повез людей! А ведь у него были проблемы со зрением, он носил контактные линзы, и надел ли их в тот день, даже неизвестно.
— Согласно статье Уголовного кодекса Украины следствие было прекращено в связи со смертью виновника аварии, — объяснил начальник отдела дорожно-транспортных происшествий днепропетровской областной милиции Сергей Литвин. — Ищут ли владельца маршрутной сети? Мне об этом ничего не известно…
Между тем частный предприниматель Илья Ивасенко, не сумевший организовать безопасную работу маршрута и, по сути, толкнувший Николая Гречко на преступление, спокойно живет в Днепропетровске. Домой возвращаться не собирается — люди, мол, разорвут на куски…
12 октября, спустя год после трагедии, под стенами Свято-Троицкого храма вспоминали погибших и молились за здоровье пострадавших. Пришел сюда и 73-летний полковник в отставке Иван Таран. Он выжил в аварии чудом — врачи и не надеялись, что пациент с тяжелейшей черепно-мозговой травмой, переломами ребер, обеих ног и руки, разрывом гортани выкарабкается. Врачам едва удалось спасти ногу от ампутации, за что Иван Таран им очень благодарен.
До сих пор страшно приближаться к переезду и Диме Олейнику. «Когда иду по улице, мне кажется, что все смотрят на меня укоризненно: мол, ты выжил, а наши погибли, — сетует он. — И я действительно чувствую себя виноватым в том, что остался жив…»