Международному детскому центру «Артек» исполнилось 85 лет. О знаменитой здравнице «ФАКТАМ» рассказала бывший секретарь партийной организации пионерского лагеря Лариса Куприянова
Дети, хотя бы раз побывавшие в «Артеке», получают такой заряд энергии, которого с лихвой хватает на долгие годы. Со временем артековский дух проявляется в желании встретиться, пообщаться, хотя бы созвониться с друзьями. Многие из артековцев стали банкирами, бизнесменами, известными спортсменами, но 16 июня, в день рождения лагеря, все они стараются отложить свои дела, чтобы встретиться с детством.
Лариса Куприянова, десять лет возглавлявшая партийную организацию Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», живет сейчас в Ялте. Встречаясь в городе с учителями старой артековской школы, бывшими коллегами, она с улыбкой вспоминает о работе в пионерлагере. Мы попросили Ларису Васильевну рассказать о былой жизни «Артека».
- Для того чтобы ребенок чувствовал себя личностью, в его биографии обязательно должно быть яркое событие — источник оптимизма. «Артек» был именно такой вехой в жизни советской детворы, — считает Лариса Куприянова, секретарь парткома Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» в 1973-1984 годах. — Государство это хорошо понимало, поэтому уделяло лагерю особое внимание, полностью финансировало. В годы моей работы в «Артеке» бюджет детской здравницы составлял восемь миллионов советских рублей — огромная сумма по тем временам! Бесплатные путевки в наш лагерь получали дети-сироты, воспитанники детских домов, одаренные дети — все вместе они составляли четвертую часть отдыхающих.
- Сколько человек трудилось в «Артеке»?
- Две тысячи сотрудников, 250 из них — коммунисты. Больше всего, конечно, было все-таки пионервожатых — молодежь приезжала работать к нам по направлению ЦК комсомола.
А трудиться приходилось круглые сутки, потому что летом в лагере отдыхали четыре с половиной тысячи ребят. Организовывать, управлять такой массой людей непросто. Бывало, в международную смену, когда в «Артек» съезжались дети из 40 стран мира, я возвращалась домой только под утро. На нашем стадионе в то время проходили незабываемые артековские праздники, готовить которые приходилось уже после того, как воспитанников укладывали спать. Вы не поверите, но к концу смены дети, разговаривая каждый на своем языке, каким-то непостижимым образом научились понимать друг друга.
Расскажу только об одном эпизоде. Во время очередного обострения арабско-израильского конфликта в «Артек» прибыли детские делегации из Израиля и Палестины. Руководитель арабской группы сразу же заявил: «Если поднимите на флагштоке флаг Израиля, мы собираемся и уезжаем». Представитель Израиля тоже не желал отдыхать рядом с палестинцами и угрожал покинуть «Артек». Естественно, мы расселили их по разным лагерям (в «Артеке» работали пять сезонных и столько же круглогодичных лагерей. — Авт. ).
И вот наступает время закрытия смены — пора по домам. Палестинцы и израильтяне уезжают в один день. Как назло, автобус, заказанный для арабской делегации, сломался. Время было позднее, резервного автобуса у нас не оказалось. Пришлось на свой страх и риск рассаживать детей из враждующих государств в один автобус. Боялись, что не доедут до Симферополя, остановятся где-то на полпути, выйдут из машины или вообще передерутся. Но все прекрасно доехали.
- Выговоры по партийной линии коллегам объявлять приходилось?
- Моя работа в «Артеке» началась с конфликта между руководством лагеря и учителем артековской школы Василием Митрофановичем Кругловым. Как участник войны он имел право на внеочередное получение жилья. Круглов был одиноким человеком, жил в общежитии вместе с молодыми ребятами. Кто-то из них решил: раз Василий Митрофанович прошел войну в штрафном батальоне, нужно от него избавиться. Обиженный учитель начал писать жалобы, на него ополчилась администрация. Начальник отдела кадров и его помощник подделали приказ о принятии Круглова на работу — вместо «постоянно» написали «временно» (такая формулировка лишала его права на получение жилья).
Я разыскала первичный приказ о приеме Круглова на работу, который подменили в расчете на то, что никто в этом не разберется. Пришлось начать работу в «Артеке» с вынесения выговора. Все члены парткома обещали поддержать меня, но когда дело дошло до голосования, за выговор кадровикам проголосовала я одна. Конечно, на людях сдержалась, но по дороге домой слезы у меня лились градом.
- Любая неприятность меркнет по сравнению с тем, с какими интересными людьми вы встречались по работе
- Лагерь действительно посещали удивительные люди: космонавты, академики, писатели, композиторы.
А уже в годы независимости в Международный детский центр «Артек» часто приезжал Президент Украины (1994-2005) Леонид Данилович Кучма. Еще бывала супруга Виктора Ющенко, которая, кроме скандала, к сожалению, ничем не запомнилась. Дело в том, что после посещения «Артека» она велела снять с парадного въезда ордена, которыми был награжден лагерь (ордена Трудового Красного Знамени и Дружбы народов. — Авт. ). Макеты наград сняли, но люди, которые раньше работали в «Артеке», начали протестовать, перекрыли дорогу. В результате оформление парадного въезда полностью восстановили. Но со временем, проезжая мимо «Артека», Катерина Михайловна опять увидела ненавистные ей советские награды. Снова пришлось их снимать, хотя это наша история, независимо от того, нравится она кому-либо или нет. После этого кортеж супруги тогдашнего президента страны покинул «Артек» не по главной дороге, а по гурзуфским переулкам — чтобы не встретить на своем пути недовольных.
Самые теплые воспоминания оставил академик Борис Патон. Борис Евгеньевич посещал наш лагерь, общался с артековцами, которые буквально засыпали его вопросами. Ребята были в восторге от экспонатов развернутой в «Артеке» космической выставки, большинство которых привезли сюда прямо из Звездного городка.
На встрече с руководством лагеря Борис Патон поинтересовался: «Какие у вас проблемы? Может, смогу чем-то помочь?» И все вопросы, о которых мы упомянули, решил. Мы даже удивлялись: академик с мировым именем, наверное, своих проблем хватает, а не забыл об обещании.
Из знаменитостей запомнились итальянский писатель Джанни Родари и легендарный Сергей Михалков, на книгах которых выросло не одно поколение. Конечно, дети слушали рассказы писателей, затаив дыхание, а Михалкова просто обожали.
Гостил у нас и американский педиатр Бенджамин Спок, прославившийся книгой «Ребенок и уход за ним». Ребята его буквально боготворили. Доктор очень эмоционально рассказывал о здоровом образе жизни, давал практические советы. Представьте: воспитанников ждут море, пляж, а они никак не могут расстаться с американским гостем. Да что там дети, на его лекции приходили и многие сотрудники — настолько ярко и интересно доктор Спок общался с аудиторией.
- Знаю, что вас часто навещали известные спортсмены. А кого из них дети любили больше всех?
- Незабываемые встречи были у нас со Львом Яшиным. Помню, перед легендарным вратарем выступал кто-то из космонавтов, но Лев Иванович его совершенно затмил. Мальчишки и на шею к Яшину взбирались, и бицепсы трогали, и ростом мерились. А когда он подарил юным футболистам мяч с автографом, их счастью не было конца! Глядя на мальчишек, девочки тоже с интересом прислушивались к историям Льва Ивановича.
Однажды в гости к артековцам приехали футболисты симферопольской «Таврии». Истоптали все поле на стадионе, пообещали восстановить и — съехали. А когда они снова собрались в «Артек», мы сказали, что больше не пустим их, ищите, мол, других дураков. История закончилась скандалом с Крымским обкомом партии, Леонид Иванович Грач был очень недоволен. Но в итоге прислали нам хорошего специалиста по футбольным полям, и под его руководством на стадионе полностью переложили дерн.
- В «Артеке» любили гостить композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов
- Александра Пахмутова и Николай Добронравов — это отдельная глава в истории «Артека». Александра Николаевна разучивала с артековцами новые песни, пела с ними. Пахмутова есть Пахмутова! Она очень контактный человек, легко находит общий язык и с детьми, и со взрослыми.
Однажды по дороге на работу мой водитель похвастался: «Я только что приехал из Москвы, мы ночевали у Пахмутовой. У Александры Николаевны дома такой красивый белый рояль » «Ребята, — говорю, — ну вы и нахалы!» «А что? — оправдывался он. — Когда Пахмутова уезжала, я вез ее в Симферополь. Она дала мне номер домашнего телефона и сказала: «Если будете в Москве, заходите!» Справедливости ради надо сказать, что ребята ездили в Москву не на экскурсию, а получать машины для «Артека», но все равно сегодня трудно представить, чтобы известный всей стране человек — сейчас ее назвали бы звездой — пригласил к себе в гости какого-то водителя
- Бывший первый секретарь Крымского обкома партии Виктор Макаренко показывал мне фото Генерального секретаря Леонида Брежнева в пионерском галстуке — во время посещения «Артека».
- При мне Леонид Ильич приезжал в «Артек» лишь однажды. Его сопровождал врач с медсестрой — Брежнев неважно себя чувствовал, но во время отдыха на одной из крымских госдач побывал в нашем лагере «Морской».
Рассказывали, что машину Леонида Брежнева вел водитель, который вместе с ним воевал на Малой земле. Когда Генсек уезжал на отдых в Крым, с ним специально отправляли любимый темно-синий «Мерседес». Иногда Леонид Ильич сам садился за руль, чтобы с ветерком прокатиться по крымским дорогам. Но тогда в «Артек» его привез однополчанин, которого Брежнев уважал и с удовольствием с ним общался. Надо полагать, охранники Генсека серьезно переволновались, когда Леонида Ильича вез водитель, не имеющий специальной подготовки.
Скажите, кто тогда имел возможность посмотреть на Генерального секретаря ЦК КПСС вживую? Очень немногие. А в «Артеке» Леонида Брежнева видели четыре тысячи детей. Разве это не запоминающееся событие?
Точно помню, это было 9 августа — в день рождения Софии Ротару. Леониду Ильичу нравились песни в ее исполнении, и мы пригласили известную певицу в «Артек». Естественно, к приезду Брежнева ялтинское шоссе перекрыли, и София Михайловна нервничала: «Меня дома, в Ялте, гости ждут, а я в машине стою на дороге!»
Сейчас другое время, но очень хочется, чтобы «Артек» продолжал оставаться символом заботы государства о подрастающем поколении, чтобы, как и для всех нас, он стал прекрасной страницей биографии независимой Украины.