Фильмом известного польского режиссера «Варшавская битва. 1920» открылся 41-й международный кинофестиваль «Молодость»
Скромная церемония открытия фестиваля «Молодость» состоялась не во Дворце «Украина», как обычно, а в кинотеатре «Киевская Русь». Не было ни красной дорожки, ни именитых гостей, которые могли бы пройтись по ней. Фестиваль сейчас переживает очередные финансовые трудности. Среди немногочисленных гостей были режиссер Роман Балаян, актер Владимир Горянский, писательница Оксана Забужко, которая в этом году возглавила международное жюри. Прибыл и почетный президент фестиваля Виктор Ющенко с супругой. Традиционно он вручил «Скифского оленя» — награду за выдающиеся достижения в киноискусстве. Ее получил известный сценарист Рустам Ибрагимбеков, автор сценариев к фильмам «Белое солнце пустыни», «Увидеть Париж и умереть», «Сибирский цирюльник», «Восток — Запад».
После короткой вступительной части зрителям показали последнюю картину Ежи Гофмана, снявшего знаменитые фильмы «Потоп», «Пан Володиевский», «Знахарь». «Варшавская битва. 1920» стала третьей картиной режиссера, открывающей «Молодость». Именно на киевском фестивале демонстрировали «Огнем и мечом» и «Древнее предание». В новой картине Ежи Гофман рассказывает историю любви, вспыхнувшей во время советско-польской войны, которую выиграла Польская Республика. В картине снялись польские актеры Михал Жебровски, Богуслав Линда, Даниэль Ольбрыхский, а также российские — Александр Домогаров и Ольга Кабо. Несмотря на обещания организаторов фестиваля, никто из актеров на украинскую премьеру не приехал.
«Варшавская битва. 1920» — первый европейский фильм, снятый в формате 3D. Его бюджет составил 9 миллионов 700 тысяч долларов. В Киеве фильм восприняли неоднозначно. Часть зрителей усмотрела историческую недостоверность и некую карикатурность, созданную модным форматом съемок. Сам режиссер работой остался доволен и рассказал «ФАКТАМ», почему решил снимать картину на острую национальную и политическую тематику.
— Из всех событий в польской истории Варшавская битва была единственной победой, которая давала шанс на независимость и задержала поход большевиков на Запад, — сказал Ежи Гофман. — Для поляков вопрос независимости всегда стоял очень остро. Ведь в каждой семье есть родственники, деды и прадеды, погибшие за свою страну. Многие поколения воспитаны на трилогии Генрика Сенкевича. И я хотел поднять эту важную тему.
Наверное, это последняя моя историческая картина. Работали мы над ней очень быстро и продуктивно. Съемки заняли 61 день. Продюсер картины Ежи Михалюк нашел необходимые средства, заложив собственный дом. Мне, старому, банки кредиты уже не дают. Необходимую сумму мы собрали и приступили к работе. И тут наш оператор Славомир Идзяк (»Король Артур», «Гарри Потер и Орден Феникса») предложил снимать в формате 3D. Это был для нас совершенно новый опыт, как и современные компьютерные технологии и графика. Признаюсь, мне и сейчас стыдно за спецэффекты в фильме «Древнее предание». Там в башню так позорно бьет молния, что я и теперь не знаю, куда спрятаться от стыда. В новом фильме все на высоком уровне. Варшавская битва — только фон, на котором показаны судьбы людей, попавших в эти страшные военные жернова и ставшие жертвой идеологий. Преступной была идея, а не люди. Среди чекистов оказались и русские, и поляки, и украинцы, и грузины, а также представители других национальностей. В моей картине чекист как раз поляк.
— Как восприняли новую ленту в Польше?
— За три недели ее увидели больше миллиона зрителей и посещаемость не снижается, хотя критика фильм не жалует. Меня обвиняют в том, что картина для детей, а не для взрослых… Начались показы также в Великобритании. Англичане приняли фильм лучше. Они даже сравнивают его с лентой «Спасти рядового Райана». Американцам картина нравится.
— После просмотра зрители в зале говорили о некой карикатурности, созданной форматом 3D. Вы намеренно это сделали?
— Я снимаю в первую очередь для зрителя. Меня не интересует пустой зал. Как бы мы ни относились к этому формату, за ним будущее кино. Точно так же, как в свое время в кинематограф пришли звук, цвет. Это очередная революция в кино, возврата к прошлому уже не будет. Исторические фильмы всегда тяжелые для восприятия, поэтому я был очень осторожен, воспроизводя события. Читал много литературы, особенно Островского и Бабеля, изучал архивы. Слова, которые произносят в фильме исторические персонажи Ленин, Пилсудский, Тухачевский, — это фразы из реальных документов и стенограмм. Я ничего не придумывал и не добавлял.
— В ленте говорится и о Киеве. Почему вы не снимали здесь?
— Мы с продюсером даже думали предложить Украине совместное производство. Но у вас очень тяжело с деньгами для кино. Мне кажется, если бы начали такой проект, по сей день не выпустили бы картину.
— Вы сняли документальный фильм об Украине. Какая его судьба?
— Это уникальная работа «Украина. Становление нации», которая рассказывает историю вашей страны, основанную на официальных документах, собранных в архивах всего мира. Мы создали самый большой банк исторических документов об Украине. Работали в музеях и архивах Швеции, Франции, Польши, Германии, куда были вывезены разграбленные во времена воен артефакты. Но для украинского зрителя фильм остался за кадром. Заказ на эту работу выполнен, но ее так никто и не купил. Мы представили картину на фестивалях в Донецке, Житомире, Одессе. В основном люди аплодировали стоя, но были и такие, кто кричал: «Гофман — фашист!» В связи с этим для передвижения по Украине мне даже охрану выделили. Думаю, в этом не было необходимости. Лучше бы предоставили возможность всем желающим посмотреть фильм и дать ему оценку. Заинтересованность Украиной во всем мире огромная. Я думал, что этот исторический фильм рассказал бы о вашей стране еще больше. Его можно было распространять в посольствах Украины во всем мире как сувенир. Вместо горилки, в качестве которой и так никто не сомневается. Кстати, картину на DVD можно купить почему-то только в Канаде.
— Возможно, появятся «пиратские» копии?
— Не исключаю такого варианта. Ведь в Украине уже долгие годы некоторые телеканалы показывают «пиратского» «Знахаря». Я даже судился из-за этого. Но ваш суд решил, что автор фильма не я. О чем дальше можно говорить?
— Правда, что вы уже работаете над новым проектом — автобиографическим фильмом?
— В ближайшее время, как только вернусь в Польшу, поеду в санаторий поправить здоровье, а мой продюсер ложится в больницу лечить сердце. Потом посмотрим, что делать дальше. Пока жив, хочется что-то делать. Хочу, но знаю, что «Сибириады» не будет (вздыхает).
Много лет вынашивал эту идею. Сценарии, которые читал, оказывались один хуже другого. Может, я слишком близко все беру к сердцу, ведь самому пришлось пережить все. Наверное, это слишком личная тема, которую я не могу объективно показать на экране. Главная проблема в том, что мне уже 79 лет. В этом возрасте не потяну такой большой проект. Физически не смогу. Ведь нужно ехать в Сибирь, куда была сослана моя семья, на Урал… Во время ссылки мне было всего пять лет, а вернулся домой взрослым человеком и в совершенно другую страну.
— Почему вы отказались экранизировать роман Васыля Шкляра «Черный ворон»?
— Роман мне показался националистичным, а не патриотичным. Это для меня принципиальные вещи.
— Пан Ежи правда, что вы снова женились?
— После смерти жены — киевлянки Валентины — я долго был один. Но пару лет назад женился. Мою супругу зовут Ягода. Она так же, как и я, потеряла свою половинку, осталась вдовой. Мы давно знали друг друга, периодически пересекались по работе. Ягода работала на телевидении, потом ушла в бизнес, а сейчас занимается мной. Особенно моим здоровьем, с которым сейчас не очень хорошо. Старый я уже.
— Но выглядите отлично!
— Только вид остался. Я хочу сидеть дома. Правду говорят, что старые деревья не пересаживают. Вот и мне нечего уже менять почву, воздух, обстановку. Хотя душа все еще требует бани!