Культура и искусство

Актриса Любовь Руденко: «Светлана Немоляева призналась мне: «После смерти Саши днем еще как-то держусь, а вечером и ночью все время плачу». Еще бы, ведь они прожили вместе 51 год!»

8:11 — 5 ноября 2011 eye 4173

Полгода назад ушел из жизни народный артист России Александр Лазарев

Александр Лазарев много снимался в кино, его фильмография насчитывает 99 картин. Засветился он и в первом отечественном сериале «Мелочи жизни», где сыграл модельера Игоря Шведова. На счету Александра Сергеевича больше полусотни ролей, сыгранных в Московском академическом театре имени Маяковского, которому он вместе с супругой — актрисой Светланой Немоляевой — посвятил всю жизнь. Эта пара была неразлучна. Их называли образцовой актерской семьей. Лазарев и умер на руках любимой жены.

В Театре имени Маяковского поминают Александра Лазарева. Полгода назад перестало биться его сердце. Театральная гримерка актера до сих пор пустует. Кажется, раздастся третий звонок, и под бурный шквал зрительских аплодисментов артист выйдет на сцену. Как всегда, величественный и улыбчивый. Много лет постоянной партнершей Александра Лазарева в театре, где он прослужил ровно 55 лет, была актриса Любовь Руденко. Она признается, что с уходом Лазарева театр осиротел.

«После смерти Лазарева в театре отменили спектакли «Ревизор» и «Братья Карамазовы»

 — Второго мая мне позвонили из театра и сказали, что Александр Сергеевич умер, — вспоминает Любовь Руденко — А мы с ним как раз должны были пятого числа играть спектакль по Гоголю «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», в котором Лазарев играл Ивана Ивановича, а я его жену Гапку. Буквально за неделю до этого был день рождения нашей коллеги Галочки Беляевой. Мы сидели вместе с Немоляевой за столом, и я спросила: «Светлана Владимировна, как Александр Сергеевич?» — «Рвется в бой!» Я говорю: «Может быть, рано?..» А она: «Нет, что ты. Он, конечно, слабенький еще, но надеется, что окрепнет и к пятому мая выйдет на сцену».

— Уход Лазарева стал для всех неожиданностью?

 — Накануне он выписался из больницы, где ему в урологическом отделении сделали плановую операцию. У Лазарева был реабилитационный период. После выписки из больницы вместе с женой и внуком он находился на даче. Все случилось внезапно. На похоронах Светлана Владимировна рассказывала нам: «Непонятно, что произошло. Мы за ним так уж следили и оберегали, да и врачи были настолько внимательны!» Что случилось, одному лишь Богу известно. Почему-то вдруг организм дал сбой. Александр Сергеевич находился у себя в кабинете на втором этаже, Светлана Владимировна внизу готовила завтрак. Внук Сережа пошел дедушке воды принести и вдруг прибегает с криком: «Бабушка, дедушка задыхается!» Светлана Владимировна, естественно, побежала к мужу, сын Шурик бросился вызывать «скорую». Пока врачи приехали (это ж на даче, за городом), было уже поздно. Лазарев просто задохнулся. Видимо, это все-таки был тромб, как полагает Немоляева. Хотя результатами вскрытия мы не интересовались, чтобы не бередить раны. Александр Лазарев умер на руках жены и внука Сережи. У них был шок, конечно.

*Светлана Немоляева и Александр Лазарев в театральном мире считались идеальной супружеской парой

— Смерть мужа для Немоляевой стала страшной потерей.

 — Всегда они воспринимались как одно целое — Света и Саша. Слава Богу, она не замкнулась в себе. К ней все время приезжали сын Шурик и внуки Полина и Сережка. Полиночка вообще жила с бабушкой. И хотя родные окружили ее заботой, Светлана Владимировна признается: «Днем я еще как-то держусь, а вот вечером и ночью очень страшно — все время плачу». Еще бы, ведь они прожили вместе 51 год! Лишь месяца через два после смерти мужа Немоляева начала понемногу играть в театре.

После смерти Лазарева в театре отменили спектакли «Ревизор» и «Братья Карамазовы». Играть старшего Карамазова и сейчас некому. Нет актера такого темперамента, масштаба, как Александр Сергеевич! Какую бы роль он не играл в театре или кино, это было всегда стопроцентное попадание. Причем, ему по плечу было все: и герои-любовники, и сумасшедшие. Он был настоящий комик.

— По жизни тоже оставался большим юмористом?

 — Очень любил шутить, вечно рассказывал какие-то веселые истории, анекдоты, когда мы ездили на гастроли. Если Александр Сергеевич был в хорошем настроении, вокруг него собиралась толпа — был душой компании. Вспомнилось, как мы с Лазаревым 23 года назад ехали на поезде в Лондон. У нас были гастроли в Англии со спектаклем «Завтра была война». Суточные, естественно, копеечные, поэтому мы везли с собой черную икру, чтобы продать ее там и заработать хоть какую-то валюту. С Александром Сергеевичем в одном купе ехал актер Юра Соколов. На вопрос наших таможенников «Есть ли у вас икра?», Юрка по простоте душевной отвечает: «Да-а!» «Сколько?» — спрашивают его. И Соколов достает всю икру, которая у него имелась. А разрешено только одну баночку вывозить.

Таможенники спрашивают: «А что вы будете делать с таким количеством икры?» — «Есть. Я люблю икру ложками есть!» И когда Александр Сергеевич понял, что сейчас Юрик начнет открывать банки, которые за последние деньги по великому блату доставали в Москве, встал и говорит: «Я обязательно прослежу за ним, обещаю. Более того, мы вместе съедим эту икру. Но сейчас оставьте артиста в покое». Лазарев буквально обаял таможенников, он уже был звездой и принял огонь на себя. Раздал автографы, и всех актеров оставили в покое.

«Александр Сергеевич ходил за Светланой Владимировной хвостиком»

— Александр Сергеевич мог прикрикнуть, повысить голос?

 — Никогда в жизни! Он завелся только, когда Светлана Владимировна репетировала в пьесе «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Режиссер Сергей Арцибашев заставлял Немоляеву играть роль в совершенно не свойственной ей манере. Хотел сделать из нее командиршу. Но Светлана Владимировна по характеру абсолютно другая. И когда пыталась это играть, было видно, как ей безумно тяжело, неудобно и неприятно.

Помню, мы тогда сидели рядом с Александром Сергеевичем. Что с ним было! Он не мог сдержаться: «Я его сейчас убью, не знаю, что с ним сделаю. Светке плохо, некомфортно, у нее сейчас сердце схватит! Да что же он творит?» Я понимала: еще чуть-чуть, и Лазарев вцепится режиссеру в глотку. Не мог терпеть, когда его Свету обижали. Они, кстати, называли друг друга исключительно: «Светка» и «Сашка».

— В их семье кто был главный?

 — По-моему, оба. Но он в последние годы за Светой ходил хвостиком. У них были отдельные гримерные. У Светланы Владимировны достаточно большая, там диванчик даже стоял. Так вот, Лазарева никогда не было в своей гримерной. Он не гримировался практически, у нас мужчины вообще не особо любят это дело — ленятся, терпеть не могут грим. Александр Сергеевич приходил, переодевался и тут же шел к Свете. Все знали, где искать Лазарева. У Немоляевой, естественно. И когда дверь в гримерной была открыта, оттуда доносилась беседа: «Сашка, ну уйди! Оставь! Дай отдохнуть. Мне надо собраться, повторить текст» — «Свет, ну куда я пойду? Я что, тебе мешаю? Буду тихо сидеть». Он все время был с ней, как прилипший банный лист. В хорошем смысле этого слова.

— Кто сейчас занял его гримерную?

 — Она закрыта. А на дверях висит лист со стихами, которые Александру Сергеевичу посмертно посвятил его коллега Игорь Кашинцев. Под гримерной всегда стоит ваза с цветами. Вот позавчера была премьера «Месяц в деревне», где сыграла Полина Лазарева, внучка Александра Сергеевича. После каждого спектакля у нас традиция ставить букет цветов, который получили на сцене, у гримерной Лазарева. Там всегда живые цветы.

— Немоляева баловала мужа, подкармливала его?

 — Его действительно все время надо было подкармливать, особенно в молодости. Как-то она призналась: «Боже мой, Сашку же не прокормишь, он ест все время». У него все, видимо, в энергию уходило, сгорало, потому что очень много работал. Лазарев безумно любил селедку. Приходил в буфет и брал всегда селедку и полстакана сметаны. Покушать любил. Он же в детстве пережил ленинградскую блокаду и иногда вспоминал об этом.

Рассказывал, что как-то смотрел хронику про блокадный Ленинград и увидел себя маленького. Каким-то чудом попал в кадр. Говорил, что самым страшным в те годы были не трупы на улицах — к ним ленинградцы привыкли. Поражали маленького мальчика стены домов, покрытые испражнениями. Канализация не работала, и ведра с нечистотами люди выливали в окно. Из-за сильного мороза все это дерьмо замерзало и сосульками свисало со стен. По словам Лазарева, это была очень страшная примета того времени.

«Лазарев всегда защищал молодых актеров»

— Третьего января у Александра Сергеевича день рождения. В театре по этому поводу шумно праздновали?

 — Если в этот день был спектакль, конечно, отмечали. Юбилеи праздновали всегда. Правда, в последний раз Лазарев был уже болен, Света говорила, что его надо готовить к операции. Я всегда баловала эту парочку подарками. Светлане Владимировне как-то купила в Киеве дорогой косметический набор — целый чемодан. Она обалдела, говорит: «Любка, ты сошла с ума!» На что я ответила: «Светлана Владимировна, мне так захотелось подарить то, что нужно актрисе». А Лазареву привозила со съемок в Украине бутылочку хорошего спиртного напитка или парфюм. Я не знаю, насколько он был гурманом, но всегда радовался моим подаркам. Как ребенок. Говорил: «Любка, ты меня балуешь. Что же я тебе подарю?» Я говорю: «Александр Сергеевич, мне ничего не надо, у меня все есть».

Подарок, который Александр Сергеевич однажды сделал моему сыну, я запомнила на всю жизнь. Толя ездил со мной всегда на гастроли. Толяну лет шесть было, когда Лазарев принес в театр модель крейсера и говорит: «Любка, этот корабль я для своего сына Шурика, когда он был маленький, склеил сам, своими руками. Теперь хочу подарить его твоему Толе». Здоровенный корабль с трубами, пушками, мачтами, палубами. Потрясающий совершенно. Я Толе говорила: «Не сломай ничего». Это единственная, по-моему, игрушка, которую Толян не сломал. И сейчас она у нас хранится. Есть у меня и мишка, которого я с детства хранила, кукла, которую отец из разбомбленного Берлина привез. Он ее нашел в развалинах какого-то взорванного дома.

— У Лазарева-старшего было хобби?

 — Они со Светланой Владимировной безумно любили и коллекционировали антиквариат. Ой, об этом, наверное, нельзя писать. Их уже один раз ограбили. Причем, прямо во время спектакля. Из гримерки у Лазарева украли ключи от квартиры, вошли в дом и все вынесли.

Ты будешь смеяться, но знаешь, чему сокрушался больше всего Александр Сергеевич? Не тому, что вынесли все ценности, которые они со Светланой Владимировной обожали… Мне лично жаловался: «Любка, ты представляешь, мне же теперь придется менять замок и всем жильцам делать ключи от подъезда!».

— Лазарева, хотя он был народным артистом России, похоронили почему-то не на Новодевичьем или Ваганьковском кладбище.

 — На Троекуровском. Там и Наташа Гундарева похоронена. У Александра Сергеевича потрясающая компания. Рядом лежат Валентина Толкунова, Саша Дедюшко, Влад Галкин, Юрочка Степанов, Виталий Вульф. Завтра мы будем поминать Лазарева — автобус поедет от театра на кладбище…

Я сейчас вспомнила, когда мы пришли в театр, первое время Гончаров не торопился давать роли, хотя мы его учениками были. У нескольких молодых актером был стажерский договор на год, и все шло к тому, что на нас не выделяли ставки и мы могли вообще оказаться без работы. Лазарев нас защитил, хотя сам попал у Гончарова в опалу на несколько лет. Не взял свои слова обратно и продолжал отстаивать нас. Моя подруга, которая работает осветителем в театре уже 35 лет, после смерти Лазарева сказала: «Господи, теперь мы беззащитные!» Я говорю: «В смысле?» — «Ну как же! Нас Александр Сергеевич всегда защищал. Если какие-то проблемы возникали, мы к нему кидались на грудь и просили помощи».