Подготовить детей к поступлению в детсад или школу помогают сказки, игротерапия, специальные психологические методики
Когда шестилетнюю Юлию привели на консультацию и психолог спросил, какой рукой она рисует, девочка закатила истерику.
— Эта пациентка — единственный в семье ребенок, над которым буквально дрожат бабушки и дедушки, — говорит детский психолог, консультант центральной поликлиники детской клинической больницы № 7 Печерского района Киева, член Украинской ассоциации психотерапевтов Татьяна Бурдылюк. — Девочка выросла среди взрослых и привыкла к тому, что она главная в доме. Между тем с трех лет ребенку нужно общаться с ровесниками — это помогает определиться, кто он есть на самом деле. Быть уверенным в себе очень важно, но завышенная самооценка может сыграть негативную роль. Например, если вопрос о том, что не все знают, какой рукой она рисует, стал для моей пациентки шоком, то стрессы, полученные в детсаде или школе, могут оказаться сильнее. В результате у ребенка нередко появляются обида, злость на окружающих, страх быть непонятым. Он даже может впасть в депрессию. Школьники начинают отставать в учебе, конфликтовать с ровесниками и учителями, грубить родителям. Нарушается не только поведение: ученые пришли к выводу, что негативные эмоции снижают иммунитет и ребенок становится более восприимчивым к болезням. Его беспокоят головные боли, дискомфорт в животе, простуды. Замечено, что у детей, которые чувствуют себя обиженными, чаще болит горло, разрастаются аденоиды.
— Как можно определить, что у ребенка возникли проблемы?
— Он становится замкнутым, угрюмым, апатичным, быстро утомляется. Внутренняя дисгармония обычно выливается в протест «не хочу, не буду». Ребенок может устраивать истерики. В таких случаях нужно обязательно проконсультироваться не только у психолога, но и у педиатра, невролога, а то и психиатра, ведь под маской плохого поведения может скрываться поражение нервной системы. Также оценить здоровье и исключить, например, эпилепсию, помогают исследование электрической активности головного мозга (электроэнцефалограмма) и состояния его сосудистой системы (реоэнцефалограмма). Не все отклонения в поведении ребенка являются серьезным заболеванием — нередко это недостаток воспитания, который можно корректировать.
— Какие методики помогают выяснить причину эмоционального дискомфорта?
— Дети не всегда охотно отвечают на вопросы, но большинство любит рисовать. Вот мы и предлагаем игру: ребенок обозначает определенным цветом разные эмоции — радость, интерес, удовольствие, грусть, страх, вину, обиду, — а затем переносит их на изображение человека. Он закрашивает цветными карандашами участки тела, где, по его мнению, «прячется» то или иное чувство. Эти рисунки дают возможность предположить, что творится в его душе. Вообще, современные дети имеют высокий интеллект, вот только знания не всегда соответствуют возрасту. Бывает, малыш хорошо разбирается в марках мобильных телефонов, знает иностранный язык, но не умеет ходить в туалет.
О чем рассказывают психологу детские рисунки? Что делать, если ребенка мучают страхи? Как действовать, когда малыш по любому поводу закатывает истерику? Можно ли наказывать детей? В каких случаях требуется применение лекарственных препаратов?
На эти и другие вопросы наших читателей сегодня, 2 июля, с 14. 00 до 15. 00 на прямой линии «ФАКТОВ» ответит детский психолог Татьяна Михайловна Бурдылюк.
Звоните в редакцию по телефону 0(44) 236-90-69
Материал о прямой линии читайте в субботу, 10 июля