Украина

«Если правительство и дальше не будет ничего предпринимать, отечественные заводы по переработке нефти полностью остановятся и наши семьи останутся без куска хлеба»

7:20 — 11 ноября 2011 eye 627

В Украине гибнет производство собственного топлива: рабочие одного из крупнейших в стране НПЗ обратились к Президенту страны Виктору Януковичу и премьер-министру Николаю Азарову с просьбой не допустить закрытия предприятия, где трудятся около четырех тысяч человек

В Украине складывается угрожающая ситуация с производством собственного топлива: крупнейшие отечественные НПЗ либо стоят, либо отгружают мизерные объемы продукции. Заводы в России и Белоруссии получают государственные субсидии, говорят эксперты, а потому ввозить готовую продукцию в Украину выгоднее, чем производить ее здесь. Помогают уничтожать стратегически важную для страны промышленность и владельцы многочисленных подпольных предприятий, где «варят» низкокачественный дешевый бензин. По словам вице-премьера Бориса Колесникова, у нас существует около сотни подобных кустарных «заводиков». Мало того что они поставляют на заправки «бодягу», которая убивает двигатели современных автомобилей, так еще и не платят налоги. По оценкам экспертов, в тени сейчас находится до 30 процентов украинского рынка нефтепродуктов!

На днях с письмом к Президенту Украины Виктору Януковичу и премьер-министру Николаю Азарову обратились рабочие Кременчугского нефтеперерабатывающего завода. Они просят не допустить закрытия их предприятия, где сейчас трудятся порядка четырех тысяч человек. «Из-за отдельных высокопоставленных чиновников ввозить и перерабатывать нефть в Украине стало просто невыгодно, — отмечается в обращении. — Гораздо дешевле импортировать готовое топливо. Таким образом, наше предприятие оказалось в экономических тисках, а государство еще больше отдалилось от сохранения своей энергетической безопасности».

Как заявляют эксперты, если правительство ничего не предпримет, украинская нефтепереработка протянет недолго. Когда же наши НПЗ окончательно остановятся, без работы останутся десятки тысяч человек, образуются огромные дыры в местных бюджетах. В результате страна получит целый ряд новых районов социального бедствия. Но самое страшное — потеря НПЗ нанесет удар по экономической стабильности всего государства.

Не секрет, говорят эксперты, что контролировать качество и цену топлива рыночными методами без собственной легальной нефтепереработки весьма проблематично. Таким образом, лишившись нефтеперерабатывающей промышленности, Украина фактически станет заложником импортеров и не сможет адекватно реагировать на ценовые скачки на мировом рынке нефти. «Нерегулируемое повышение цен на топливо, практически неизбежное в случае передачи рынка импортерам, является основным двигателем инфляции, борьбу с которой декларирует наше правительство», — отмечают в своем обращении к руководителям страны и рабочие Кременчугского НПЗ.

Каких шагов в такой ситуации ждут от правительства? Аналитики рынка считают, что необходимо снизить налоговую нагрузку на отечественные НПЗ — дать им возможность развиваться, если уж не получается ввести пошлины на продукцию зарубежных предприятий. Сейчас мы их, по словам главного редактора журнала «Нефтерынок» Александра Сиренко, по сути, спонсируем, ведь во многом за счет выручки от продажи топлива в Украине россияне и белорусы закупают новое оборудование и проводят модернизацию своих НПЗ.

Не менее важно отказаться от пролонгации прежних стандартов качества нефтепродуктов, поскольку это поставит заслон перед импортом в страну низкосортных нефтепродуктов и вместе с тем загрузит украинские нефтеперерабатывающие заводы. Следующий шаг, по мнению экспертов, заключается в ужесточении контроля со стороны государства качества топлива, продаваемого на АЗС. Лишь понимая, что за торговлю кустарным бензином можно понести очень серьезное наказание, заправки откажутся от услуг подпольных мини-заводов. Так или иначе, но и представители нефтеперерабатывающей отрасли, и эксперты считают, что затягивать с решением проблемы отечественных НПЗ нельзя. Всего за полгода доля украинского топлива на рынке упала с 50 до 40 процентов и продолжает снижаться.