Бывший замгенпрокурора считает, что бывший охранник пытается уклониться от уголовной ответственности
Объявленный в розыск бывший сотрудник Управления государственной охраны Николай Мельниченко сделал в СМИ ряд сенсационных заявлений. В частности, сообщил, что вынужден выехать в США в связи с угрозой его жизни. Дескать, в Украине действует мощная, хорошо законспирированная нелегитимная спецслужба, которая занимается политическими убийствами. Бывший президентский охранник считает, что одной из задач этого «эскадрона смерти» является его уничтожение. По словам Мельниченко, в незаконную спецслужбу входят «бывшие и нынешние сотрудники СБУ, военной контрразведки, милиции, прокуратуры».
Заслуженный юрист Украины, бывший заместитель Генерального прокурора Украины (1998-2002 гг.) Николай Обиход отнюдь не считает такие предположения серьезными и хоть чем-либо обоснованными. Он уверен, что это еще один отвлекающий маневр Мельниченко, пытающегося в очередной раз уклониться от уголовной ответственности.
— Николай Сергеевич, что в настоящее время происходит с уголовным делом в отношении Мельниченко и что, на ваш взгляд, происходит с самим майором?
— Начнем с уголовного дела. В 2001 году Генпрокуратура возбудила против бывшего сотрудника госохраны уголовное дело по нескольким статьям обвинения: разглашение государственной тайны, превышение власти и служебных полномочий, подделка документов. Первого марта 2005 года тогдашний Генеральный прокурор Святослав Пискун закрыл дело, мотивируя свое решение тем, что майор якобы находился в условиях крайней необходимости, что исключает преступный характер его деяний. После этого Мельниченко вернулся из США в Украину, начав, на мой взгляд, бурную псевдополитическую и полуклеветническую деятельность.
В июне этого года Печерский райсуд столицы признал незаконным закрытие Генеральной прокуратурой в 2005 году дела против бывшего сотрудника президентской охраны. 29 июля Апелляционный суд Киева подтвердил это решение. Следствие по делу было возобновлено. С этого момента Мельниченко снова, как и до 2005 года, получил статус обвиняемого по уголовному делу, которое начала расследовать СБУ. Как известно, 18 августа Генпрокуратура вынесла постановление о применении к майору «предупредительного ограничения в виде запрета выезжать за пределы Украины до окончания досудебного следствия».
— Но Мельниченко заявил, что не было никакой подписки о невыезде
— Статус «предупредительного ограничения» несколько отличается от «подписки о невыезде». В первом случае подследственному запрещается выезд за границу, но он может свободно перемещаться в пределах страны. Во втором случае ему не разрешается покидать место постоянного жительства или пребывания. Мельниченко, несмотря на запрет покидать страну, дважды пытался пересечь границу Украины: в сентябре он попробовал выехать в Польшу, а затем — в Белоруссию. Во время этих попыток выезда за границу сотрудники погранслужбы проинформировали майора о решении Генпрокуратуры применить к нему статус «предупредительного ограничения». Более того, он расписался в документах, составленных пограничниками, где было указано, что выезд за границу Мельниченко запрещен.
Так что майор абсолютно безосновательно пытался уличить в распространении неправды Генпрокурора, заявившего, что Мельниченко ограничен выезд из страны.
— Как вы считаете, почему он сбежал от следственных органов?
— Причины бегства майора из страны для многих очевидны. Бывший президентский охранник несколько лет находился в центре внимания украинской общественности, но вновь стал обвиняемым. По окончании следствия Мельниченко ожидает судебный процесс. Видя, что дело идет к скамье подсудимых, он просто сбежал от следствия.
— А что вы можете сказать по поводу опубликованных газетой «Сегодня» заявлений майора о существовании в Украине «нелегитимной спецслужбы, занимающейся политическими убийствами»? Это факт или вымысел?
— Всего лишь очередной отвлекающий маневр. Экс-сотрудник президентской охраны, которому выдвинуты обвинения в совершении уголовных преступлений, пытается представить себя главной потенциальной жертвой некоего, безусловно, мифического формирования. Мотивы таких заявлений предельно ясны: майор вновь пытается уклониться от уголовной ответственности.
— Считаете, что рассказы Мельниченко о десятках миллионов долларов, которые ему якобы предлагали представители Леонида Кучмы, чтобы он отстал от президента, из той же серии?
— Многие люди называют большинство заявлений майора бредом. Мне кажется, что это абсолютно точное определение. Все так называемые записи Мельниченко давно стали достоянием общественности. То есть торговать ему больше нечем. А очередные словесные атаки, как, вероятно, полагает Мельниченко, должны помочь ему избежать привлечения к уголовной ответственности за разглашение гостайны, превышение служебных полномочий, а в перспективе и за государственную измену.
— Повлияет ли на судьбу бывшего сотрудника госохраны недавнее решение Конституционного суда, признавшего незаконными добытые в нарушение конституционных прав граждан доказательства?
— Конституционный суд не сказал ничего нового. Часть 3 статьи 62 Основного Закона Украины четко гласит: «Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем». Конституционный суд просто дал дополнительные разъяснения, что оперативно-розыскные действия (ОРД) могут проводиться исключительно определенными в законе об ОРД государственными органами и их должностными лицами, которые обязаны действовать лишь в рамках полномочий и способом, предусмотренным законодательством. И что в соответствии с Конституцией и другими законами Украины обвинение в совершении преступления не может основываться на данных, полученных лицом, не уполномоченным на осуществление ОРД, а также на данных, которые это лицо получило в результате совершения целенаправленных действий с применением средств оперативно-розыскной деятельности. Поскольку изначально было очевидно, что действия Мельниченко незаконны, следственные и судебные органы, конечно, учтут разъяснение Конституционного суда. Но оно в принципе ничего не меняет.
P.S. Сегодня в Генпрокуратуре сообщили о том, что Шевченковский райсуд Киева еще 18 октября удовлетворил представление СБУ об избрании Николаю Мельниченко меры пресечения в виде содержания под стражей в связи с тем, что он уклоняется от следствия и препятствует установлению истины по делу.