Украина

Заместитель начальника департаме ГАИ Сергей Будник: «К сожалению, сегодня местные власти не обеспечивают надлежащее количество парковочных мест — вот и приходится узаконивать парковки на тротуарах»

0:00 — 3 июля 2010 eye 800

«ФАКТЫ» обсудили с одним из руководителей украинской Госавтоинспекции будущие изменения Правил дорожного движения

Департамент ГАИ МВД Украины разместил на своем официальном сайте обобщенные предложения к проекту изменений и дополнений к Правилам дорожного движения (ПДД) Украины. Они сведены в одну таблицу, насчитывающую 169 страниц, и выставлены для общественного обсуждения. После их детального рассмотрения у нас возникли вопросы по поводу возможных нововведений. В частности, одно из предложений сводится к исключению из правил понятия «дорога для автомобилей», то есть в Украине могут остаться всего два вида трасс — обычная дорога и автомагистраль. А это значит, что по всем дорогам страны можно будет двигаться не быстрее 90 километров в час, ведь автомагистраль у нас одна(!) — трасса Киев-Борисполь. И это в то время как у граждан появляется все больше скоростных автомобилей. Со своими сомнениями мы обратились к заместителю начальника Департамента ГАИ МВД Украины, генерал-майору милиции Сергею Буднику.

«На дорогах, где полосы движения разделены отбойниками или зелеными насаждениями, скоростной режим до 110 километров в час менять не будем»

- Сергей Иванович, кому принадлежит идея внесения изменений в Правила дорожного движения и чем это обусловлено?

- Идея принадлежит нашему ведомству, но уже в ходе ее реализации мы активно начали привлекать другие организации, заинтересованные в усовершенствовании правил. Предложений, особенно от мотоциклистов и велосипедистов, поступило очень много. Мы их сейчас изучаем и обязательно учтем.

К примеру, считаем, что будет целесообразно запретить стоянку под видом аварийной. Разумно было бы запретить и использование шин, не отвечающих сезонным требованиям. Кроме того, в ПДД предлагается внести новые термины: «аварийная обстановка», «большегрузное транспортное средство», «велосипедная полоса», «угроза безопасности движения» и «снаряженная масса транспортного средства».

Есть и такие предложения, которые не только нецелесообразно, но в некоторых случаях и небезопасно вводить. Например, предлагается расширить возможности использования пешеходами проезжей части дорог или ввести светофоры, которые управлялись бы водителями из личных пультов. К сожалению, те, что внесли такое предложение, переоценили современные технологии. Еще одно предложение сводится к запрету совершать обгон по трамвайным путям при наличии двух полос движения, что тоже нереально.

Всего предложено внести изменения в 305 отдельных положений Правил дорожного движения. В течение месяца мы собираемся окончательно сформировать и обсудить их, выделить наиболее приемлемые и приступить к формированию проекта новых правил. При этом мы, естественно, учтем и опыт зарубежных стран, чтобы взять оттуда лучшее. Хотя, по мнению иностранных коллег, ознакомленных с действующими в Украине Правилами, кардинально изменять их не стоит.

Мы идем на изменения, чтобы привести Правила дорожного движения Украины в соответствие с уже действующим законодательством.

- В проекте изменений ПДД предлагается исключить понятие «дорога для автомобилей», для которого существует ограничение по скорости до 110 километров в час, и оставить только два ограничения — 90 (для обычной дороги) и 130 (для автомагистрали). И это в то время как скоростных автомобилей у граждан появляется все больше. Фактически получается, что это положение закрепляет максимально допустимую скорость на дорогах Украины 90 километров в час, так как, согласно разъяснениям Департамента Госавтоинспекции, в нашей стране существует только одна автомагистраль — трасса Киев-Борисполь. Если такие предложения объясняются плохим состоянием дорог, не лучше ли предъявить претензии дорожным службам? Ведь оставить ограничение в 90 километров в час для междугородных трасс — это заведомо толкать водителей на нарушения.

- Дело в том, что в прошлогодних изменениях законов, касающихся скоростного режима, термин «автомобильная дорога» был исключен как не несущий смысловой нагрузки, которая на него возлагалась. Вместо этого введено положение о том, что на дорогах, имеющих отдельные проезжие части, разрешено движение со скоростью не более 110 километров в час. Это дороги, на которых есть разделение направлений движения. На них полосы движения должны быть разделены инженерными сооружениями (отбойниками) или же зелеными насаждениями. На этих дорогах скоростной режим до 110 километров в час менять не будем. В связи с тем, что на сегодняшний день превышение скорости до 20 километров не карается, в этом году решено не выставлять знаки, ограничивающие скорость движения в городах до 80 километров в час (сейчас в населенных пунктах допустимый скоростной режим 60 километров в час.  — Авт. ). Украинские водители еще не готовы к исполнению действующего законодательства.

- Ассоциация перевозчиков Луганской области предложила зафиксировать в новых Правилах дорожного движения утвержденный Кабмином перечень медицинских препаратов, запрещенных к употреблению перед тем, как водитель садится за руль. Если это предложение не будет закреплено в Правилах, любой принятый водителем медицинский препарат на усмотрение инспектора ГАИ можно будет назвать запрещенным. Собираетесь ли вы прислушаться к этому предложению?

- Совместно с Министерством здравоохранения мы обязательно организуем работу по формированию такого перечня лекарственных препаратов. Ведь их применение действительно может трактоваться очень широко. Наш работник не может определить на глаз, принимал ли водитель запрещенный препарат. При неадекватном поведении водителя он обязан доставить его в медучреждение, а врачи уже дадут заключение, какой препарат принимался водителем.

«Установить детское автокресло в выпущенный в советское время автомобиль технически невозможно»

 — Среди предложений есть и такое, которое предлагает зафиксировать действующее сейчас в Киеве разрешение автомобилям парковаться на тротуарах, не оставляя места для пешеходов. Но ведь такое положение ущемляет права пешеходов. Может быть, лучше обязать местные власти строить парковки?

- В этом случае нашей основной задачей станет нахождение общего языка между водителями и пешеходами. К сожалению, сегодня местные власти не обеспечивают надлежащее количество парковочных мест — вот и приходится узаконивать парковки на тротуарах. Но хочу заверить: решая эту проблему, мы не будем ущемлять права пешеходов.

- Будет ли в новых Правилах закреплено положение о том, что человек, получивший водительское удостоверение, но не сумевший доказать, что он управлял автомобилем в течение последних года-двух (на него не зарегистрирована машина, нет доверенности на право управления и он не работает водителем), будет обязан пересдавать экзамены?

- На сегодняшний день уже существует положение, согласно которому при обмене водительского удостоверения обязательно нужно подтвердить управление транспортным средством в течение последнего года. Таким подтверждением может быть свидетельство о регистрации автомобиля (техпаспорт.  — Авт. ), в которое вписан человек, доверенность или другой документ, подтверждающий факт управления автомобилем на протяжении последнего года. В соответствии с международной конвенцией о дорожном движении, водительское удостоверение должно иметь срок действия. В наших удостоверениях такая графа есть, но не заполняется. Это связано с тем, что постановлением Кабинета министров срок действия удостоверения не предусмотрен. Но в перспективе он будет установлен, как это сделано во многих странах мира. В Западной Европе, к примеру, водители легковых автомобилей обязаны менять свое водительское удостоверение через каждые 10 лет. А водители, осуществляющие пассажирские или грузовые перевозки, — каждые три года.

- Если Госавтоинспекция собирается учитывать опыт зарубежных коллег, появится ли в новых Правилах пункт, обязывающий водителей использовать при перевозке детей детские автокресла?

- Вопрос довольно дискуссионный. Мы выступили за введение такого правила. Но с экономической и практической точки зрения достичь этого будет очень тяжело, так как на наших дорогах достаточно много автомобилей, выпущенных еще в советское время. Установить на такой автомобиль детское автокресло технически невозможно. Так что, скорее всего, это положение в новых правилах как обязательное условие не появится.

- Что ожидает водителей в связи с введением в Украине еврорапорта, и можно ли им будет пользоваться во время поездок в другие страны?

- Введение еврорапорта даст возможность избежать заторовых ситуаций на улицах городов, которые нередко происходят из-за незначительных столкновений автомобилей. Ведь тогда при ДТП, где нет пострадавших людей, не нужно будет дожидаться инспекторов ГАИ, а можно просто заполнить протокол и передать его в страховую компанию, которая дальше будет заниматься решением вопроса о возмещении ущерба.

Форма этого протокола едина для всей Европы, что позволит нашим водителям использовать его и в других странах, в том числе в России, которая вводит у себя еврорапорт. Наш отличается только тем, что текст в нем на украинском языке. Так что нашим гражданам, попавшим в ДТП где-то в Европе, не нужно будет искать переводчика. А можно будет положить свой вариант европротокола и латиницей заполнить его в графах своего коллеги по несчастью. Это очень удобно.