Перед открытием в Пушкинском музее уникальной выставки шедевров Караваджо жемчужину экспозиции, картину «Юноша с корзиной фруктов», показали в посольстве Италии в Москве
В мире не существует единого собрания произведений Микеланджело Меризи да Караваджо. Работы великого мастера рассеяны по музеям и соборам. Именно поэтому нынешнюю выставку, на которой ценители живописи смогут увидеть сразу одиннадцать шедевров художника, уже сегодня называют уникальным проектом в мире искусства. Никогда еще произведения Караваджо в таком количестве не покидали Италию!
Полюбоваться полотнами великого мастера в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина можно будет на протяжении трех месяцев. Жемчужину экспозиции, картину «Юноша с корзиной фруктов», сначала показали в посольстве Италии в Москве. На закрытом утреннем показе «Кофе с Караваджо», куда пригласили и «ФАКТЫ», собралась творческая элита Москвы — художники, архитекторы, писатели, актеры, режиссеры
На полотне, которое является ранним произведением автора, изображен юноша с корзиной фруктов — сцена, которую можно увидеть на любом римском рынке. Немного побитые яблоки, слегка перезревшие на солнце виноградины написаны так искусно, что кажутся настоящими. А пожухлые листья, поточенные насекомыми, будто осязаемы. Чтобы рассмотреть все детали до мелочей, к картине можно было подойти так близко, как практически никогда не удается в музеях.
Картина входит в коллекцию римской галереи Боргезе с 1607 года. Желание кардинала Сципиона Боргезе обладать
*Картина Караваджо «Юноша с корзиной фруктов» — один из самых знаменитых шедевров мировой живописи
Как рассказали эксперты в области живописи, не раз полотно становилось и предметом жарких споров искусствоведов. Например, некоторые настаивали, что работа создана не одним, а
двумя авторами. Натюрморт ведь выписан четко и подробно, а портрет — в весьма мягкой, слегка размытой манере. Другие утверждали, что автор один и именно к такому контрасту стремился. Спорили и о том, автопортрет ли это и что он символизирует.
Сам художник, проживший всего 38 лет (1571-1610), прослыл достаточно скандальной фигурой. Рожденный в Милане, своим талантом он покорил Рим. Однако вспыльчивый нрав не раз оборачивался для Караваджо крупными неприятностями.
В его жизни, которая не регламентировалась никакими правилами, то и дело случались конфликты и драки. За ними следовали аресты и судебные разбирательства
То он, буяня, швырнет тарелку с артишоками в лицо трактирщику, то выйдет на улицу со шпагой, не имея на ее ношение специального разрешения.
Кажется, когда только успевал работать! Картины по заказам римской знати художник создавал в большом количестве — в высшем свете все стремились иметь полотна Караваджо. То, что он создавал, восхищало. Именно Караваджо — один из первых художников, сумевший в реалистической манере запечатлеть солнечный свет и прослывший непревзойденным мастером светотени.
Караваджо был вхож в дома самых крупных коллекционеров того времени. Кроме того, он расписывал капеллы церквей. Работал удивительно быстро. По сохранившимся сведениям, для создания полотна Караваджо достаточно было двух недель. А потом художник снова мог расслабиться
История бурных времяпрепровождений имела печальный конец. В 1606 году во время ссоры от руки Караваджо гибнет человек. Художника ждет смертная казнь. Спасаясь, он бежит из Рима в Неаполь, где прячется у своих покровителей, затем из Неаполя — на Мальту. Начинаются долгие и тяжелые скитания. И все это время он мечтает об одном — вернуть расположение Рима и папского двора.
Спустя время из Мальты Караваджо возвращается в Неаполь, а оттуда, снедаемый желанием вернуться в Рим, с нехитрыми пожитками и двумя полотнами в подарок кардиналу Сципиону Боргезе отплывает в Тоскану.
Смертный приговор таки отменят, но
поздно. Караваджо умирает, брошенный всеми, на морском берегу. Одной из версий гибели считают малярию. Похоронили художника в общей могиле.
Полюбоваться полотнами Караваджо, среди которых легендарное «Положение во гроб», практически никогда не покидающее стен Ватиканского дворца, и знаменитое «Обращение Савла» из церкви Санта Мария дель Пополо, ценители прекрасного смогут до 19 февраля следующего года. До этого москвичам и гостям российской столицы в рамках Года итальянской культуры и языка в России показали шедевры Рафаэля, Сандро Боттичелли, Лоренцо Бернини, Лоренцо Лотто и Джованни Беллини.