Житейские истории

«После прививки сын замкнулся в себе, перестал разговаривать, кричал и кусался, если ему что-то не нравилось. Врачи сказали: «У ребенка аутизм. Случай безнадежный»

0:00 — 9 июля 2010 eye 6354

Сейчас 11-летний Богдан благодаря занятиям по специальной методике днепропетровского профессора Вагифа Рахманова избавился от агрессии, общается и играет с детьми

Богдан родился здоровым ребенком. Рано начал лепетать. В шесть месяцев самостоятельно сидел, а в годик сделал первые шаги.

- В полтора года сыночку сделали прививку АКДС — против коклюша, дифтерии и столбняка, — вспоминает мама мальчика Алена, жительница города Казатин Винницкой области.  — Через неделю на ягодице на месте укола появился волдырь. Медсестра успокоила, мол, у малыша просто аллергическая реакция на спирт. Вскоре высыпания прошли, но я заметила, что ребенок перестал произносить слова, а только издавал странные звуки. Потом он и вовсе замолчал, стал нервным, плохо засыпал. В истерике Богдан мог упасть на подушку и разорвать наволочку, покусать себе руки, исцарапать до крови десны. Увлечь сына игрушками, каким-то занятием было просто невозможно. Богдан убегал или дрался. Врачи выписывали ему лекарственные препараты, принимая которые ребенок постоянно хотел есть. Нам с мужем даже приходилось прятать в доме все продукты.

Я консультировалась у многих психиатров и невропатологов. Богдану делали энцефалограмму, которая показала, что эпилепсии у ребенка нет. Не обнаружили у сына и шизофрении. Генетики тоже отклонений не нашли, поэтому выписали направление на медико-психологическую комиссию. Только там моему мальчику поставили диагноз аутизм. Помню, как тогда один из врачей подошел ко мне и, вздыхая, произнес: «Мамочка, ваш случай безнадежен. Если ребенок мешает жить, отдайте его в интернат… »

Но Алена не сдалась. Она продолжала искать специалистов, которые согласились бы помочь. Однажды по телевизору женщина увидела передачу про днепропетровский центр Вагифа Рахманова, где детей-аутистов лечат по авторской методике.

- С большим трудом мне удалось попасть с сыном на консультацию к Вагифу Рахманову, — продолжает Алена.  — На тот момент Богдану было уже девять лет, при росте 138 сантиметров он весил 55 килограммов и продолжал набирать вес.

- Мальчик был абсолютно неконтактный, — говорит руководитель Украинского психотерапевтического реабилитационного центра (г. Днепропетровск), член Европейской ассоциации психотерапевтов доктор медицинских наук профессор Вагиф Рахманов.  — В кабинете он кусал и бил маму, плакал, вместо слов издавал невнятные звуки, не мог усидеть на месте. Случай был крайне тяжелым, но я решил помочь этой семье.

«В первый день лечения Богдан был похож на загнанного в угол зверька»

Курс лечения в центре Вагифа Рахманова длится две-четыре недели. У каждого пациента свой график. Люди приезжают из разных городов, знакомятся, видят, каких успехов достигают те, кто обратился с такими же проблемами. И начинают понимать, что их случай не безнадежный.

- За последние полтора года мы с сыном проходим уже четвертый курс лечения в клинике профессора Рахманова, — говорит Алена.  — На первых процедурах Богдану делали массажи, иглоукалывание. Я все время находилась рядом с сыном. Вначале он сопротивлялся, а потом понял, что никто не хочет причинить ему боль, и перестал нервничать. К концу первого курса (он длился месяц) ребенок засыпал без лекарств, а ведь еще недавно это не удавалось даже с медикаментами. Постепенно мы отказались от всех препаратов, которые нам раньше назначали врачи. У Богдана появилась усидчивость, нормализовался аппетит. Ребенок перестал бояться людей.

Помню, в первый раз на занятии по музыкальной терапии сына невозможно было удержать. Богдан напоминал зверька, которого загнали в угол: кричал, кусался, щипался, царапался, хватался за все, что попадало ему под руки, и тянул меня назад в коридор. Пришлось вывести ребенка из зала. Мы с сыном вышли на улицу, сели на лавочку и оба плакали. На следующем занятии Богданчик уже сидел в коридоре, хотя и без особого интереса и удовольствия. А под конец первого курса — танцевал. И было видно, что ему это очень нравится. Страх куда-то исчез, сынок улыбался, а я смотрела и не могла сдержать слез счастья.

- Большинство родителей приезжают к нам со своей бедой, услышав неутешительный прогноз, — рассказывает Вагиф Рахманов.  — Я же говорю: «Неизлечимых болезней нет. Ребенок должен быть здоровым, и мы вместе обязаны этого добиваться. Ведь никто не знает, каковы скрытые резервы организма». Аутизм — это патология психологического развития, при которой малыш не проявляет интереса ко всему, что происходит вокруг, с ним сложно найти контакт. До недавнего времени такой диагноз ставили крайне редко, но за последнее десятилетие уровень заболеваемости намного вырос. Сегодня этот недуг встречается в пять раз чаще, чем синдром Дауна. У меня в центре сейчас проходят лечение 40 детей, 35 из них — аутисты.

У детей с аутизмом часто диагностируется сочетание патологий: нарушение слуха, отставание в психомоторном и речевом развитии, недержание мочи и кала, различные вегетативные нарушения, расстройство сна. Готовится к изданию руководство по аутизму и оказанию помощи больным на основании наших схем лечения. Родители должны знать, что медикаментозная терапия при этом заболевании не всегда эффективна. Но поведение ребенка поддается коррекции. Когда мамы и папы включаются в работу вместе со специалистами, начинают верить в свои силы, отмечают малейшие улучшения и настраиваются на положительный результат, то аутизм медленно, но верно идет на убыль. В начале 90-х годов наше государство запланировано строительство нового центра на 120 коек, в котором маленькие украинцы проходили бы лечение по моей методике. Но после распада Союза процесс застопорился. К сожалению, пока эта идея остается мечтой.

«Длительное сидение у телевизора и компьютера даже у здоровых детей формирует аутические черты»

- Мама мальчика заметила, что состояние здоровья ее сына стало ухудшаться после прививки. Бытует мнение, что на рост аутизма влияет вакцинация детей. Что вы думаете по этому поводу? — спрашиваю у профессора Рахманова.

- Причины появления и развития этой болезни до сих пор окончательно не ясны. Многие ученые причисляют к ним врожденную мозговую дисфункцию или диспропорцию (недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей), хромосомные аномалии и обменные нарушения. При специальном исследовании мы все чаще выявляем психотравмы, произошедшие у матери во время беременности и после родов, испуг ребенка. Что касается вакцинации, то ее связь с аутизмом не доказана.

Есть еще одна сторона проблемы: доступ с ранних лет к телевизору и компьютеру даже у здоровых детей формирует аутические черты. Взаимодействие с реальностью требует усилий, а в виртуальном пространстве не нужно ничего, кроме умения нажимать на кнопки. Малыши и ребята постарше, проводя все свободное время за экраном монитора, со временем начинают жить в своем особом вымышленном мире, никого туда не впуская. Не секрет, что аутизм — очень распространенный недуг среди хакеров. Кинематограф создал им романтический ореол — обаятельные, несколько неуклюжие гении (фильмы «Человек дождя», «Меркурий в опасности»). Но не надо забывать, что это серьезная болезнь. А болезнь необходимо лечить.

- На что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя обнаружить симптомы аутизма и прибегнуть к помощи специалистов?

- Если в первый год жизни ребенок молчит, не лепечет или делает это очень слабо, родителям стоит насторожиться. Еще один тревожный симптом: малыш не отвечает улыбкой на улыбку. Он улыбается сам себе. Не маме, а в пространство. А когда к нему подходят, замирает, углы рта у него опускаются. Третий настораживающий момент: ребенок не просится на руки. Психически здоровый карапуз в ответ на «приглашение» мамы или папы взять его на руки обязательно протягивает ручки. Аутист же контактировать с родителями не стремится, а когда его все-таки берут на руки, выворачивается, изгибается дугой. Кроме того, у детей с симптоматикой аутизма часто бывают нарушения сна, поведения, умственная отсталость, они часто капризничают, плачут, гиперактивны.

- Как правильно вести себя с таким ребенком?

- Родителям нельзя создавать в доме тревожную, драматическую обстановку. К малышу надо проявить максимум внимания, разговаривать с ним лучше вполголоса. Полезно делать ребенку массаж, но он должен быть неглубокий, не очень чувствительный, в виде игры, потому что сильное воздействие на кожу и мышцы может вызвать ухудшение состояния крохи. Аутисту важно, чтобы его жизнь была размеренной и предсказуемой. Он любит гулять по строго определенным маршрутам, носить привычную одежду, совершать одни и те же ритуалы подготовки ко сну, есть в определенном месте и даже из определенной тарелки. Таким детям свойственна боязнь всего нового. Маме или папе, к примеру, нельзя выхватывать и выбрасывать старую игрушку ребенка, объявив ее непригодной. Аутисты дорожат тем, что нашли: палочки, бумажки, веревочки, обломки игрушек (им, кстати, часто нравятся именно части игрушек). Нельзя их отбирать, да еще объявлять «мусором».

Походы в супермаркет, театр или цирк, где много людей и шума, для аутистов — чрезмерная нагрузка. От страха ребенок может стать неуправляемым и потом долго будет отказываться выходить из дома. Родителям важно запастись терпением. Постарайтесь на какое-то время приспособиться к особенностям своего чада и не наказывать его. К сожалению, как показывает практика, почти 30 процентов родителей карают детей физически.

Важно знать, что с улучшением состояния малыша странности в его поведении понемногу будут исчезать, и взаимодействовать с ним станет легче. Мамам и папам наших пациентов мы советуем вести дневник, в котором ежедневно записывать даже маленькие достижения сына или дочки, отмечать особенности характера ребенка.

«Сын теперь может зашнуровать кроссовки, застегнуть курточку и даже научился чистить картошку»

Метод лечения Вагифа Рахманова, который он практикует уже более 30 лет, требует от родителей полной самоотдачи. Основа лечения — психотерапевтические сеансы гипноза, музыкотерапия, массаж, иглоукалывание и другие комбинированные методы, без применения лекарственных препаратов. После этих процедур пациенты становятся более спокойными, уравновешенными. Например, вот одно из упражнений: дети-аутисты носят очки с темными стеклами. Профессор объясняет, что, лишаясь такого источника информации, как зрение, ребенок напрягает слух, активизирует всю систему восприятия окружающего мира. Поначалу очки надевают на несколько минут. С каждым днем это время увеличивается. В них ребята ходят даже по улице и, услышав незнакомые звуки, спрашивают у родителей, что это звучит. Мамы и папы с радостью объясняют: проехал грузовик, запела птичка…

- Богдан сам надевает специальные очки и прогуливается в них по несколько часов в день, хотя первое время их нервно срывал, — говорит мама мальчика.  — Сейчас с сыном занимается логопед: делает ему массаж губ, учит правильно произносить слоги, отрабатывает интонации. Богданчик старательно все повторяет. Мой мальчик заметно похудел — сбросил десять килограммов, и вырос на 12 сантиметров.

Еще недавно Богдан панически боялся животных и птиц. Теперь все изменилось. Возле отделения, где мальчик проходит лечение, живут ручные голуби. Ребенку нравится их кормить, гладить.

- Я замечаю, что у него проходит боязнь и появляется интерес к окружающему миру, — улыбается Алена.  — Он все чаще рассматривает себя в зеркале, самостоятельно расчесывается, чистит зубы. Даже начал смотреть собеседнику в глаза, хотя для аутиста самое трудное — выдержать взгляд другого человека, ведь это означает тесный контакт. Раньше сыночек никуда не выходил из своей палаты, а теперь без меня гуляет по двору с девочкой, с которой подружился на лечении. Богдана просто не узнать: улыбается, не боится находиться в помещении с чужими людьми, с интересом играет с другими ребятами. Благодаря занятиям в центре у него улучшилась моторика рук — может зашнуровать кроссовки, застегнуть курточку, даже картошку научился чистить! В магазине Богдан уже не хватает все подряд, а показывает пальчиком, что ему купить, и спокойно ждет, пока я расплачусь с продавцом. Я очень признательна профессору Рахманову. Благодаря его уникальной методике у нас появилась надежда. И это счастье, о котором я готова рассказывать всем. Ведь многие родители, испробовав на своем ребенке различные методы лечения и не получив результата, опускают руки. А этого нельзя делать ни в коем случае.