Украина

«Когда эта нечисть прыгнула на кухонный шкаф, я от страха чуть в обморок не упала»

7:30 — 16 декабря 2011 eye 15691

Экзотические насекомые, пришедшие в квартиры столичных жителей на смену тараканам, оказались оранжерейными кузнечиками. Корреспондент «ФАКТОВ» обнаружила целые полчища этих существ в дождевом коллекторе, проходящем… прямо под Крещатиком

Еще недавно невозможно было представить городскую квартиру, в которой хотя бы изредка не пробегали тараканы. Но несколько лет назад эти гадкие насекомые стали исчезать из кухонь и мусоропроводов. А сегодня их вообще можно увидеть разве что в студенческих общежитиях и старых столовых. Версий о том, куда ушли прусаки, появилось масса. Ученые заявили, что мобильные телефоны и микроволновые печи погубили насекомых вредными излучениями, а оставшихся тараканов сжили со свету токсичные стройматериалы, содержащиеся в металлопластиковых окнах, а также ядовитые краски и клей. Не стоит сбрасывать со счетов и массовое употребление людьми герметичных мусорных пакетов, которые обрекают несчастных насекомых, не способных добраться до лакомых объедков, на голодную смерть.

Однако жители мегаполисов недолго радовались отсутствию тараканов. На смену им пришли новые насекомые, большие по размеру и еще более противные на вид. «Мутанты», «китайские кузнечики», «гигантские прыгучие пауки» — как только не называют непрошеных гостей. «ФАКТЫ» решили разобраться, что за нечисть атакует квартиры киевлян и откуда она берется…

«В дождевой коллектор какая-то фирма противозаконно вывела канализацию. Теперь мусор, фекалии и гниль прямиком текут в Лыбидь, а оттуда — в Днепр»

Фотографию странного насекомого мы впервые увидели в интернете, в «Живом Журнале» киевского диггера (с английского — «копальщик», человек, увлекающийся исследованием искусственных подземных сооружений) Владислава. Во время одного из путешествий по столичному коллектору парень увидел на стенах нечто среднее между пауком и кузнечиком. Любознательный Владислав попытался идентифицировать коричнево-бежевое существо с длинными усиками и лапками, прибегнув к зоологическому атласу, и пришел к выводу, что это китайские оранжерейные кузнечики. Узнав о том, что «ФАКТЫ» интересуются невиданными насекомыми, появляющимися в квартирах столичных жителей, диггер предложил нам отправиться на экскурсию в подземный мир. «Только обуйте резиновые сапоги повыше и возьмите с собой фонарик, — напутствовал нас Влад накануне. — В остальном положитесь на меня. Поход будет незабываемым!» Уж в чем в чем, а в этом наш гид не ошибся.

Утром Владислав встретил меня вместе с фотокорреспондентом «ФАКТОВ» Сергеем Даценко возле киевского планетария, а через пять минут мы уже были у речки Лыбидь. Именно здесь находится вход в коллектор Прозоровский. Два просторных бетонных тоннеля поначалу ничем, кроме воды под ногами, не отличаются от обычных подземных переходов. Даже надписи и граффити на стенах там есть. Возле входа — грозное предупреждение: «В этом коллекторе погибли четверо людей. Причина — мгновенное повышение уровня воды во время ливня».

Корреспонденту «ФАКТОВ» удалось сфотографировать сидящих на стенах коллектора насекомых и даже поймать несколько экземпляров в банку.

 — Я помогал искать тела ребят, когда они пропали, — комментирует надпись Владислав Вознюк. — Это было три года назад, в день выступления на Майдане Пола Маккартни. Помните, тогда начался ливень? А Виталик с Людой находились под землей. Они были очень молодыми и неопытными диггерами. Никому не сказали, что полезли под землю, и не обратили внимания, что у них под ногами течет не просто вода, а мусор и грязь. А ведь именно так начинается коллекторная волна, когда в течение пяти минут весь тоннель наполняется водой. Поток движется со скоростью 15-17 метров в секунду и несет с собой обломки арматуры, камни… Выжить в этой мясорубке невозможно. Единственное спасение — вылезти в ближайший люк. Но Люда с Виталиком не успели. Так же, как в 2003 году не смогли выбраться из хлынувшей воды двое других диггеров — Ампер и Хартман. Вот мемориальная доска их памяти, — Владислав показал черную мраморную плиту с трогательной надписью: «Они ушли во тьму, хотя стремились к свету».

Возле памятника погибшим искателям приключений мы с фотографом угодили в яму. Ноги загрузли в воду выше колен. К счастью, на помощь пришел наш экскурсовод. Он объяснил, что таких омутов здесь много. Как и обломков бетонных плит и железных прутьев с намытыми на них гроздями мусора, тряпок и пищевых пленок. Идти дальше становилось все труднее: каждые десять секунд (я засекала! — Авт.) мимо проплывал презерватив. Чуть реже попадались пластиковые бутылки, этикетки, тампоны и пивные банки. О едком, тошнотворном запахе фекалий, гнили и плесени лучше вообще не вспоминать: дышать удавалось только ртом. Да и то потихоньку, иначе в горло залетали мошки и комары, которых под потолком роилась целая туча.

 — Раньше здесь никогда не было так мерзко, — вздыхает Владислав, светя фонариком на чавкающую грязь под ногами. — Это ведь коллектор обычных дождевых сточных вод, никак не связанный с канализациями. Когда-то мы с мальчишками бродили тут в шлепанцах, собирали упавшие сквозь решетки монетки, потерянные крестики, серьги… А полгода назад в районе Кловского спуска появилась незаконная врезка, то есть труба из канализации какой-то частной фирмы, гостиницы или ресторана. Именно оттуда течет дерьмо, гниль и мусор. Почему-то власть не контролирует и не пресекает беззаконие, хотя это опасно для всего города: зараза течет прямиком в Лыбидь, а оттуда безо всяких очисток — в Днепр.

Потерпите еще немного, — попросил диггер, видя, что я задыхаюсь. — Осталось пройти совсем чуть-чуть, дальше будем двигаться в чистой воде при нормальном запахе. А пока посмотрите лучше наверх. Это звездная галерея — одно из самых красивых мест в коллекторе.

«Самое интересное, что кузнечики водятся только в одном месте, прямо под зданием Печерского суда на Крещатике»

Осветив фонариком бетонный потолок, я увидела на нем миллионы конденсированных капель. Зрелище и в самом деле было впечатляющим: появилось чувство, что прямо надо мной на расстоянии вытянутой руки простирается звездное ночное небо. Во время путешествия экскурсовод поведал нам массу интересных сведений о киевских подвалах, подземных реках и особенностях грунта, прерывая рассказ сообщениями о том, что «сейчас мы проходим под зданием офисного центра «Парус», «а вот теперь уже пересекаем Бессарабскую площадь». Через полтора часа ходьбы по колено в воде, преодолев почти два километра коллектора, мы оказались на перекрестке. Из правого тоннеля текла та самая замусоренная и загрязненная река Клов, в левом журчала чистая прозрачная вода, а вход в него преграждал подземный водопад. И вот мы уже бредем по речке Крещатик (по одной из версий, именно в ней князь Владимир крестил жителей Киевской Руси). Бетонные потолок и пол сменились старинной кирпичной кладкой, а пластиковые трубы, торчащие из стен, — красивыми арками и небольшими замурованными окошками, похожими на бойницы. Дышалось легко и свободно.

 — А вот и наши друзья, — улыбнулся диггер, показывая на сидящих на стене насекомых, тех самых, ради которых мы пустились в нелегкое путешествие. — Они сейчас вялые, спокойные, на голову вроде прыгать не должны. Это, скажу по опыту, не очень приятно. Самое интересное: кузнечики водятся только в одном месте, прямо под зданием Печерского суда на Крещатике. С чем это связано, сказать не берусь.

На стенах и потолке заметно сузившегося коридорчика зашевелились обеспокоенные внезапным светом и шумом насекомые. Крупные, с растопыренными, как у пауков, лапами и длинными усиками, они суетливо переползали с места на место. Но, к счастью, не прыгали. Поэтому сфотографировать их и даже поймать несколько экземпляров в банку оказалось делом не очень сложным. Миссия была выполнена. Пора было возвращаться назад.

 — А нет ли отсюда другого выхода? — с надеждой спросила я у Владислава, содрогнувшись от перспективы снова брести по колено в нечистотах.

 — Есть. Но для этого вам придется преодолеть еще кое-какие препятствия, — невозмутимо сказал наш экскурсовод. — Там низкие проходы, зато это гораздо ближе.

«Низкие проходы» оказались высотой не более метра. Пробираться приходилось на корточках. А учитывая, что воды было все так же по колено, мы, по сути, плыли вприсядку. Пару раз споткнулись, я набрала в капюшон куртки воды, а фотограф оцарапал себе руку.
Последний участок пути мы шли по так называемому яйцу — овальному тоннелю, очень суженному внизу: пол между стенами был невероятно узким — на ширину… одной стопы. Владислав предупредил, что здесь нужно быть внимательными, потому что именно в «яйце» легче всего поломать ногу.

 — Вот мы и пришли, — сообщил диггер, показывая на темнеющую в потолке крышку канализационного люка.

Нижний приступок, на который нам предстояло залезть, находился в полутора метрах от пола. Помогая друг другу, передавая вещи, мы по очереди выкарабкались по железным скобам наверх. Владислав умело открутил и приподнял пятидесятикилограммовую крышку. Из отверстия на голову посыпался снег. В предвкушении света и чистого воздуха мы с фотографом вылезли наружу и оказались… прямо посреди майдана Незалежности, у входа в главпочтамт. Не обращая внимания на подозрительные взгляды прохожих, сняли с себя химзащиту, резиновые сапоги, грязные перчатки и, преследуемые легким запахом свежевырытой могилки, отправились в метро.

Прихватив с собой баночку с двумя пойманными кузнечиками, «ФАКТЫ» поехали на Виноградарь, к молодой семье, чью квартиру недавно атаковали экзотические насекомые.

— Да-да, именно такие, — заверила нас хозяйка Наталья Богданец, рассмотрев принесенные нами экземпляры. — Только у нас были еще крупнее. Первый раз я увидела это чудище, когда выходила из туалета. Глядь, а возле унитаза сидит это… нечто. Я, конечно, страшно перепугалась, побежала за помощью к соседу, и он еле поймал этого жука. Честно говоря, если бы я увидела таракана, то не стала бы поднимать такой шум, хотя прусаков тоже боюсь. Но тут ужас был в том, что я даже не представляла, что это! Какой-то паук, только с лапами кузнечика, и прыгает по всему туалету. Второй раз я увидела насекомое на кухне. Когда эта нечисть вылезла из вентиляционного отверстия, прыгнула на кухонный шкаф, а оттуда прямо на плиту, где стояла кастрюля с супом, я от страха чуть в обморок не упала. Хорошо, дома был муж. Он гонялся за жуком по всему дому. А наш ребенок, видя, как переполошились родители, тоже испугался не на шутку.

Наталья Богданец: «После того как к нам на плиту прыгнул этот страшный жук, мы с мужем закрыли все вентиляционные отверстия марлей».

 — Да, этого жука папа плихлопнул, и в банку, — красочно описал мне встречу с жуком двухлетний Ярик. — Такая гадость. Я хотел на него наступить, но не мог, оно плыгало. Мама кличала, но я не боялся.

 — Я прибежал на крики, — объяснил муж Натальи Сергей. — Увидел на плите насекомое, прибил его веником и, пока оно не очухалось, накрыл банкой и закрутил.

 — Мы были очень напуганы, ведь не знали, насколько опасны эти существа, — говорит Наталья. — Стали искать информацию в интернете и на одном из сайтов прочли, что еще в начале прошлого года к каким-то людям в квартиру забрались такие же насекомые. Житель Шевченковского района Киева Игорь Лахтин писал: «На днях, когда я убирал на кухне, из вытяжки полезли неизвестные мне твари. На вид они напоминали гигантских клопов с лягушачьими лапами. Длина более шести сантиметров. Сзади торчало нечто похожее на жало. Я схватил тапок и начал давить их — а вдруг они кусаются или ядовиты? Насекомые разбежались. Одного удалось убить, облив кипятком». Когда мы с мужем обратились за объяснениями к председателю нашего кооператива, она лишь отмахнулась, мол, наш экземпляр еще не самый крупный. Оказывается, у многих жителей в квартирах заводятся такие насекомые.

 — Да, я слышала об этих пауках неоднократно, — сообщила «ФАКТАМ» Татьяна Николаевна, председатель жилищно-строительного кооператива «Виноградарь-8». — Знаю, что они плодятся в подвалах, вентиляционных отверстиях, есть даже в детских садиках. Но это вопросы не к нам, а к нечистоплотным обитателям этих помещений. А еще — к должникам и злостным неплательщикам, из-за которых мы не можем вовремя поменять трубы или провести очистку и обработку подвалов.

В жилищно-коммунальных хозяйствах Подольского района о непрошеных усатых гостях тоже знают, но особо тревожиться по этому поводу не считают нужным.

 — Этих насекомых мы зовем тараканами, хоть они и прыгают, — сообщила заместитель КП «Виноградарь» Нина Громова. — Люди часто жалуются на них. Мы стараемся принимать меры. В тех подвалах, где проводилась санобработка, насекомые повторно не заводятся. Кстати, я слышала, что эти тараканы безобидные, поэтому бояться их не стоит.

Чтобы окончательно в этом удостовериться, «ФАКТЫ» понесли баночку с насекомыми в Институт зоологии Национальной Академии наук Украины.

— Здесь у вас самец и самочка, вы прямо как для расплода собирали, — улыбнулся энтомолог Тарас Пушкар. — Видите, такой острый отросточек сзади? Это яйцеклад, которым самка закапывает яйца в землю и который люди с перепуга называют жалом. Мне этих красавцев каждый год обязательно кто-нибудь из киевлян приносит, спрашивает, откуда они берутся, кусаются ли. Я всем объясняю, что это оранжерейные кузнечики, родом из Центрального Китая. Абсолютно не опасны для человека. Живут эти прямокрылые в пещерах, тоннелях, тех же канализациях. Питаются любой органикой. Конечно, после того как в дождевые коллекторы стали сливать фекалии, кузнечики начали плодиться еще больше, поскольку им всегда есть что поесть. Если же они попадают в вентиляции и оказываются в квартирах людей, то можно быть уверенным, что это случайность.

«Мне этих красавцев каждый год обязательно кто-нибудь из киевлян приносит, — говорит энтомолог Тарас Пушкар. — Я всем объясняю, что они для человека абсолютно не опасны».

Хотя преодолевать расстояния этим насекомым не составляет труда. Они очень высоко прыгают, а еще прекрасно цепляются присосками, расположенными на лапках, к любой поверхности: дереву, железу, бетону, и переползают туда, куда им нужно. Но даже если эти непрошеные гости оказались у вас на кухне, не переживайте: расплодиться, как тараканы, они не смогут. Во-первых, им нужна сырость и прохлада. Во-вторых, они настолько крупные и заметные, что гораздо быстрее прусаков угодят под тапок. Опасения жителей, что эти насекомые переносят к ним из коллекторов грязь, микробы и заразу, я бы тоже не считал слишком уж серьезными. Кузнечики очень чистоплотные, они все время чистят свои лапки, и риск подхватить из-за них какое-то опасное заболевание минимален. Единственное, что могу посоветовать, если уж вам эти насекомые так неприятны: поставьте в вентиляции приманку с ядом или просто завесьте отверстия марлей. Но самое главное, чтобы киевляне перестали паниковать, что их квартиры атакуют мутанты из космоса. Я просто устал опровергать эту чушь!

Двух кузнечиков, с таким трудом добытых нами в коллекторе, Тарас Пушкар оставил себе. В ближайшие дни он намеревается поставить ряд экспериментов по воздействию ядов на этих насекомых. Если честно, мне стало даже жалко несчастных самца и самочку, обреченных на смерть от отравы только за то, что они такие страшные на вид.

Фото автора и Сергея ДАЦЕНКО, «ФАКТЫ»