Накануне Нового года руководитель области рассказал об экономическом развитии и туристическом потенциале края
Новогодние и рождественские праздники католический Ватикан отмечает, можно сказать, под символом Закарпатья — на площади Святого Петра в Риме установлена елка, привезенная из Украины. Однако самый западный регион нашей страны примечателен не только этим. Здесь реализуются уникальные экономические и экологические проекты, в нынешнем году проведена реформа теплообеспечения и здравоохранения, изучать особенности которых приезжают из других областей.
Обо всем этом, а также о том, почему именно Закарпатье следует избрать местом для разнообразного и полноценного отдыха, беседуем с председателем областной государственной администрации Александром Ледидой.
Наш разговор состоялся сразу после Дня святого Николая, поэтому первые вопросы — «послепраздничные».
— Интересно, что святой Николай принес родным закарпатского губернатора?
— Это не секрет, — улыбается Александр Ледида. — У меня жена, две дочери, поэтому и подарки были соответствующими — косметика. Что же касается других родственников и знакомых, то они нашли под подушками или в сапожках сладости и разные вкусные штучки. Нам Николай старался выбирать не дорогие или необычные подарки, а что-то интересное и приятное.
— А какой для вас самый памятный подарок от святого Николая?
— Это подарок из детства. Я вырос в обычной семье: папа работал водителем, мама — воспитательницей в детском саду. Когда я учился во втором классе, Николай принес мне лыжи — небольшие, сантиметров 60, и с веревочным креплением. На следующее утро на улице местами был снег, местами талая вода, но меня это не остановило — я должен был испытать лыжи. Давно мечтал о таком подарке, поэтому детский восторг от него запомнил на всю жизнь.
— Александр Александрович, конец года — время для подведения итогов. Каким 2011-й был для вас и для области?
— Сначала про область. Закарпатье впервые в Украине отказалось от централизованного теплоснабжения по старому советскому образцу. Это была реформа, инициированная не из столицы, а снизу, и в уходящем году мы ее завершили. Процесс (особенно на заключительном этапе) был непростым, но сегодня в области больше нет старых, громоздких и малоэффективных систем теплообеспечения. Есть экономные, экологические, современные котельные с высоким коэффициентом полезного действия.
— Кроме тепла, какой-то эффект для области от этого есть?
— Естественно, ведь одна реформа тянет за собой другую. Приведу такой пример. В прошлом году в такое же время мы перевели на автономное отопление областную клиническую больницу (а это несколько корпусов). Только за год экономия средств составила 56 процентов. Самое главное, что сэкономленные деньги остались в больнице и пошли на медикаменты, питание, капитальные вложения. Поэтому пациентам не нужно покупать лекарства, их лечат полностью бесплатно. Я понимаю, в это трудно поверить, но все обстоит действительно так! Когда после взрыва газовой трубы в Ужгороде в конце лета к нам приезжала специалист из Киева, чтобы консультировать лечение потерпевших в ожоговом отделении, она не могла поверить, что пациенты вообще не покупают медикаментов. Поверила, лишь побеседовав в палатах с больными. После чего сказала: «Я такой практики в Украине еще не видела». Правда, полностью бесплатное лечение внедрено пока в медучреждениях областного подчинения, город Ужгород отстает. Но другие районы постепенно подтягиваются, поэтому до середины следующего года такая же ситуация будет и в горрайонных больницах.
— Другие регионы Украины заинтересовались подобным опытом?
— Изучать особенности реформы в системе теплообеспечения и здравоохранения к нам уже приезжали представители пяти областей — главврачи областных больниц, их заместители. Сначала они думали, что это показуха, но скоро убедились во всем сами. При умелом менеджменте можно освободить серьезные средства (причем не только за счет экономии тепла) и существенно поднять обеспечение больных. В наших областных медучреждениях на койко-место в день выделяется для лечения свыше 56 гривен, а для питания — более 15, тогда как в учреждениях Министерства здравоохранения Украины соответственно — 21,2 и 7,4 гривни.
Есть и другие проекты, о которых хочется упомянуть. К примеру, в этом году за счет спонсоров и местных бюджетов в области открыта 21 современная спортивная площадка с синтетическим покрытием — в основном в отдаленных горных районах. Всего таких площадок по области уже 41. В следующем году мы удвоим это количество, а в перспективе по современной площадке получит каждая школа. Подобного в Украине (особенно в селах) еще не было. Я знаю, насколько важен этот проект для детей, поскольку сам с малых лет занимаюсь спортом, в армии играл в футбол за СК Центральной группы войск (в Чехословакии) и даже сейчас вхожу в состав команды областной администрации. Поэтому вопрос открытия спортплощадок инициировал сам и держу его под личным контролем
Следующий проект — в этом году мы наконец закрыли вопрос с «премиксами» (вредными отходами химической промышленности, которые завезли к нам из Венгрии почти 10 лет назад). На сегодня «премиксы» вывезены и утилизированы. К сожалению, не все задуманное удалось завершить. Планировали до конца года вывезти из области также средства химической защиты растений, оставшиеся после ликвидации колхозов еще с советских времен. Но сделали это лишь на 90-92 процента, остальное завершим в следующем году
— Закарпатье не является мощным промышленным регионом, тем не менее здесь расположено несколько стратегических предприятий. Тот же Солотвинский солерудник, который в последнее время упоминают лишь в связи с техногенной и экологической катастрофой, а также необходимостью отселять людей. Какова сейчас ситуация?
— Это действительно одна из серьезных проблем области, возникшая более десяти лет назад и с тех пор лишь усугублявшаяся, — отвечает Александр Александрович. — Из-за вымывания подземными водами соляного купола образовались карстовые пустоты, в которые проваливается почва. Буквально на днях в Солотвине возникли три новые пропасти глубиной до 15 метров. Поскольку контролировать этот процесс невозможно, пришлось принять решение об отселении из опасной зоны части жителей. Сейчас на территории Тячевского района полным ходом идет строительство нового поселка для переселенцев со всей инфраструктурой — жильем, садиком, школой, дорогами. К сожалению, спасти соляную шахту и возобновить добычу соли уже невозможно. Но, поскольку на Закарпатье соль добывали веками, наш регион и впредь должен остаться соледобывающим. Поэтому следующий после отселения людей шаг — разработка нового солерудника с параллельным строительством аллергологической больницы.
— Наступающий год в Украине пройдет под знаком Евро-2012. Насколько область готова принять и пропустить огромный поток болельщиков и туристов?
— Наши границы готовы, но остается проблема с границами стран Шенгенской зоны. Если у нас все документы оформляют за минуту-полторы, то у них — за шесть-семь минут. То есть очереди возникают из-за медленной работы наших соседей. Но я уверен, что до начала чемпионата этот вопрос будет урегулирован. Что же касается туристической инфраструктуры Закарпатья, то ее уровень за счет внутренней конкуренции очень высок. Поэтому у нас есть все возможности, чтобы достойно принять туристов, у которых, я уверен, от Закарпатья останутся лишь приятные впечатления.
— Область наиболее привлекательна именно в туристическом плане. Как бы вы убедили своих знакомых из столицы или других регионов провести отпуск именно в Закарпатье?
— Одно из существенных преимуществ Закарпатья перед, например, «морскими» регионами в том, что здесь можно отдыхать круглый год. Если человек хочет провести время в спокойствии и с пользой для здоровья, к его услугам огромное количество санаториев с лечебными процедурами, баз отдыха или частных усадеб. А для любителей активного туризма — масса горных маршрутов с посещением достопримечательностей: полонины, водопады, замки, Синевирское озеро, многочисленные этнофестивали
Кстати, совсем недавно в Национальном природном парке «Синевир» открылся рекреационный центр для бурых медведей, который стал еще одной туристической изюминкой. Не могу не упомянуть и о закарпатской кухне, которая хороша не только своим многообразием. У нас нет крупного товаропроизводителя, поэтому большинство продуктов (особенно в небольших базах отдыха и частных усадьбах) — полностью натуральные, выращенные в домашних условиях. Подобную здоровую кухню нелегко найти даже в требовательной к подобным вопросам Западной Европе. Но основное преимущество Закарпатья — это искренние, гостеприимные и приветливые люди. Поэтому тот, кто хоть раз отдыхал у нас, непременно захочет вернуться.
— А как отдыхаете вы? Где проводите Новый год и Рождество?
— Рождество только дома — так было всегда, — говорит Александр Ледида. — Помню, как мы с женой и двумя маленькими дочками жили в заводском общежитии в Ужгороде. Блочная система — общий коридор с одной кухней для шести семей. Женщины поочередно готовили на кухне и регулярно кормили соседей. Все жили хоть и в тесноте и без излишеств, зато в очень теплой, дружественной атмосфере. Там же, в общежитии, встречали Рождество и другие праздники. Это были, наверное, самые счастливые годы в моей жизни
Сейчас на Рождество дома собирается вся семья. Вечером мы идем в церковь, а потом устраиваем праздничный ужин при свечах с двенадцатью блюдами.
У моих дедушки с бабушкой была большая семья, девятеро детей. На праздник все собирались в самой просторной комнате за столом. Весь пол был устлан соломой, а в углу стола стоял хлеб, перевязанный колосьями пшеницы. Когда начинался Рождественский ужин, дед приносил деревянную миску, полную орехов, и разбрасывал их по комнате. Мы, дети, ползали по соломе и собирали эти лакомства, чтобы потом похвастать, у кого больше
Традиция отмечать Рождество дома сохранилась с тех добрых времен. А уже после праздника можно куда-нибудь поехать и покататься на лыжах.
— Известно, что вы увлекаетесь не только лыжами, но и верховой ездой. Откуда интерес к лошадям?
— Он у меня с детства. У моего деда были лошади, на которых я часто катался верхом, специфический запах конского пота навсегда врезался в мою память. А потом появилась возможность приобрести лошадей самому. Когда возникал выбор — поменять машину или купить коня, я всегда выбирал второе. Сейчас держу двенадцать лошадей, среди которых арабский скакун, английская чистокровная
У каждого питомца свой характер, нрав. Если хочешь отдохнуть и расслабиться, нужно брать лепицианку — красивую белую лошадь, которую используют на парадах. Она двигается так ровно и спокойно, что на ходу можно уснуть. А хочешь острых ощущений — бери арабского скакуна или английскую чистокровную. Тут каждую секунду нужно быть готовым к неожиданности. Я регулярно даю лошадей для детей, больных детским церебральным параличом (для так называемой иппотерапии). Врачи говорят, помогает
— В этом году Закарпатье напомнило о себе всей Европе благодаря новогодней елке для Ватикана. Вы были на ее торжественном открытии, поделитесь впечатлениями.
— Когда в администрацию пришло письмо из Ватикана, что Закарпатье получило право установить свою елку на площади Святого Петра в Риме, первая мысль была: «Для нас это большая честь, все сделаем как надо». Но когда я прочитал о необходимых параметрах дерева (высота — 30 метров, ветвистость — от самого корня), то понял: найти, а главное, доставить такую елку с высоких гор на трассу, где ее сможет забрать грузовик, будет очень непросто. Создали штаб, который собирался еженедельно и решал все возникающие проблемы. Очень помог Киев, выделивший специальный транспортный вертолет. Когда нужное дерево нашли, горные спасатели с лесниками увязали и укутали его ветки, чтобы поместить на тягач. А после этого вертолетчики, три дня ожидавшие подходящей погоды, доставили срезанную зеленую красавицу на трассу, где ее ожидал один из нескольких в Европе автопоездов, имеющий лицензию на перевозку таких габаритных грузов. То есть, чтобы привезти дерево в Рим, пришлось хорошо потрудиться. Зато когда Папе Римскому представили нашу делегацию, он аж руки воздел, показывая, какая красивая елка у его резиденции. На торжественном зажжении рождественского дерева Ватиканский оркестр играл Гимн Украины, его пела вся площадь Святого Петра — и наши паломники, и официальная делегация, и многочисленные заробитчане. В эти минуты до слез было приятно за Украину