Уже две недели прошло с тех пор, как вступили в силу пункты 14 и 16 Правил парковки транспортных средств, принятых постановлением Кабмина еще в декабре 2009 года.
Согласно изменениям для всех платных парковок является обязательным наличие парковочного автомата — из расчета не менее одного паркомата на 10 машиномест. Кроме того, на всех платных стоянках должны быть установлены автоматические въездные и выездные терминалы. Очевидно, в правительстве рассчитывали, что за прошедшие два года коммунальные службы смогут обеспечить необходимым оборудованием все городские парковки. А в результате воз и ныне там…
В «Киевтранспарксервисе» сообщили, что в Киеве установлено всего 53 паркомата на 35 автостоянках, значительная часть которых расположены в центре города. Из этого списка выделим парковки, размещенные на бульваре Перова, возле Владимирского рынка, по улице Шота Руставели, на Петровке, Бессарабке, возле Житнего рынка, на Южном вокзале и Контрактовой площади. На остальных же стоянках до сих пор контролеры собирают наличные деньги. Добавим, что в столице «Киевтранспарксервису» подконтрольны 203 парковки.
В то же время руководство этого предприятия уверяет: отсутствие паркомата не является основанием для неуплаты услуг за пользование автостоянкой, так как в постановлении Кабмина от 2009 года не оговорено, что если автомата нет на площадке, можно не платить за стоянку. С другой стороны, юристы утверждают, что сейчас не предусмотрены штрафы за отказ платить парковщику. В былые времена коммунальные службы могли заблокировать колеса автомобиля или с помощью эвакуатора увезти машину на штрафплощадку. Однако теперь подобный способ запрещен судебным решением.
Общественные организации по защите прав граждан категорически не рекомендуют киевлянам идти на поводу у чиновников. Как рассказал «ФАКТАМ» глава «Комитета прямого действия» Дмитрий Гнап, который занимается защитой прав водителей, если на стоянке отсутствует паркомат, то она автоматически становится незаконной. В таком случае автолюбители могут вежливо отказаться платить парковщикам, которых уже должны были упразднить. Правда, есть риск, что парковщик попробует отомстить — например, поцарапать машину. О подобных случаях следует немедленно сообщать в органы правопорядка, предварительно засняв контролера на камеру мобильного телефона.
На Петровке, например, где нет паркоматов, но снуют вездесущие парковщики, автовладельцы пользуются гигантской бесплатной парковкой возле гипермаркета «Ашан». Паркоматов в этом районе нет, как нет и мест, оборудованных специальными знаками и разметкой.
— Кое-где на Петровке, на Большой Окружной дороге — возле обойного рынка, на проспекте Победы возле станции метро «Нивки» есть парковочные площадки, где автовладельцы платят парковщикам, получая талоны, — говорит водитель с 20-летним стажем Валерий Воронич. — И никто права, так сказать, не качает, о новом законе почему-то не вспоминает. Хуже обстоят дела в центре города. Здесь паркомат и оборудованная знаками парковка есть на улице Пушкинской. А на Крещатике — ни того, ни другого! Люди приезжают по делам в горгосадминистрацию, в ГлавКиевархитектуру, но не то что поставить машину, даже остановиться не могут — всех прогоняют сотрудники Госавтоинспекции. Высадить пассажира — проблема, стоять и ждать — тем более. На нечетной стороне Крещатика только пообещали оборудовать места для временной стоянки авто.
Возле городского БТИ на улице Трехсвятительской парковщики требуют плату более агрессивно, устраивают скандалы, грозятся не выпустить машину. Мне проще в том плане, что имею парковочный талон на квартал — за 1 тысячу 465 гривен на все зоны, и цена его уже третий год не меняется.
— Как это парковщик может вам помешать выехать? — удивляется водитель с многолетним опытом Тарас. — Это же незаконно! Сейчас ведь не блокируют колеса! Я никогда не плачу за парковку, потому что у работников этого сервиса не было и нет никаких правовых оснований требовать деньги, тем более задерживать автомобиль.
В Киеве почти нет правильно оформленных парковочных территорий, да еще с паркоматами. Слухи о том, что парковщик «из мести» может поцарапать вам автомобиль — глупости. Мне друзья-парковщики рассказывали, что они сами побаиваются водителей, на рожон лезть не будут, тем более причинять значительный материальный ущерб. Я вообще считаю, что парковочный бизнес еще остается полулегальным. Так что все остается по-прежнему: платить или не платить — каждый решает сам.
А вот директор коммунального предприятия «Киевтранспарксервис» Андрей Дудко напомнил, что в городе действуют парковочные талоны и устанавливать паркоматы в городе будет целесообразно только после усиления в законодательном порядке наказания водителей за нарушения правил парковки, в том числе и за неуплату. Так что новые паркоматы город пока устанавливать не будет. Как сообщает пресс-служба столичной горгосадминистрации, Андрей Дудко подчеркнул, что платить за парковку надо, так как соответствующее постановление Кабмина предусматривает разные формы оплаты, в том числе и парковочный талон.
Пока автомобилисты спорят с парковщиками, правительство решило отсрочить обязательную установку паркоматов или автоматических терминалов на въездах-выездах с парковок до 31 марта 2012 года. Об этом сообщает пресс-служба Министерства регионального развития и ЖКХ. Она цитирует слова министра Анатолия Близнюка: «Введение паркоматов откладывается на квартал, до 31 марта. А до тех пор постановление Кабмина четко определяет, что механизм оплаты — приобретение талона, а также через паркоматы и въездные терминалы. То есть платить надо там, где вам выдадут кассовый чек. Чтобы предотвратить возможности для теневого оборота средств, с 1 июня приобрести парковочный талон можно будет лишь в безналичной форме».
Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»